Лютнистка, которая оказалась… юношей, магический туман, таящий колышущиеся воды Темзы и облитая серной кислотой Даная… К юбилею Эрмитажа мы решили вспомнить о топ-десяти картинах «must see» — произведениях не только великих, но и окруженных ореолом легенд и интересных историй. Итак, вперед, на освоение арт-сокровищ!
1. Рембрандтовской «Данае» были уготованы судьбой нелегкие испытания. 15 июня 1985 года стал черным днем календаря для сотрудников Эрмитажа. В музей пожаловал мужчина, поинтересовавшийся, какая картина в собрании считается самой дорогой. После того, как сотрудники Эрмитажа указали на «Данаю», он проследовал к ней, достал из сумки бутылку с серной кислотой и выплеснул на изображение (обнаженное тело матери Персея) серную кислоту. Еще и несколько раз прошелся по холсту ножом, таким образом выместив на шедевре обиду на жизнь. Шокированные сотрудники сразу принялись поливать картину водой, но кислота мгновенно прожгла борозды, уничтожив драпировку на ногах Данаи. Остановить химическую реакцию удалось лишь к вечеру. Анализ признал необратимо утерянными 30% живописного слоя. Картину реставрировали 12 лет, ведь потеки воды, перемешавшиеся с краской, проникли в поры холста, покрыв тело Данаи нелицеприятными темными пятнами. Когда в 1997 г. восстановленный шедевр вновь явился взору ценителей искусства, от людей его отделяло бронированное стекло. Совершивший нападение на беззащитную женщину вандал — 48-летний литовец Бронюс Майгис, — был признан душевнобольным и отправлен на лечение в ленинградскую психиатрическую лечебницу.
Даная
1636, 185×202.5 см
2. Хрестоматийный образец фовизма — картина «Танец» Анри Матисса, — была создана автором в двух версиях, одна из которых, наиболее знаменитая, сине-зелено-оранжевая, хранится в Эрмитаже. Художник написал ее по заказу собирателя живописи из Москвы, Сергея Щукина, который хотел украсить этим панно парадную лестницу своего поместья. Примечательно, что накануне отправки в Россию «Танец» вызвал на парижском салоне настоящий скандал, а заказчика окрестили «cпятившим собирателем хлама». Октябрьская революция лишила Щукина «Танца», конфисковав и передав картину Эрмитажу.
Танец (II)
1910, 260×391 см
3. Благодаря все тому же Щукину в России оказались картины Пабло Пикассо. Так, в Эрмитаже можно увидеть гимн одиночеству, порочную «Любительницу абсента», написанную художником в свой «голубой» период творчества. Бутылка абсента, считавшегося в те времена неким фетишем парижской богемы, нарочито увеличенная правая рука героини холста, которой она будто хочет защититься от чужеродного мира, обостряют трагизм полотна.
Любительница абсента
1901, 73×54 см
4. Икона
русской авангардной живописи, написанная в начале прошлого века, но и сегодня фигурирующая в любом споре о современном искусстве — «Черный квадрат» Казимира Малевича воплощает идеи беспредметности, исповедуемые супрематистами. Эрмитажу достался четвертый вариант картины, написанный художником в Самаре. История этого интересна: искусствоведы считали, что после участия в экспозиции 32 — 33-х годов картина находилась дома у автора. Однако в 1991 г. она неожиданно всплыла в собрании обанкротившегося «Инкомбанка»: работу приобретали у родственницы жены Малевича. После положительного ответа экспертов о подлинности «Черного квадрата», его выкупил за $1 млн и передал Эрмитажу холдинг «Интеррос».
Черный квадрат
1923, 106×106 см
5. Мстительница, соблазнившая ассирийского воина и жестоко расквитавшаяся с ним за свой народ. Картина «Юдифь» — единственная работа Джорджоне, которая находится в России. Авторство изображения героини Ветхого завета подтверждено исключительно стилистически, ведь свои работы художник не подписывал. Немудрено, что раньше считалось, будто Юдифь с отсеченной головой Олоферна написал Рафаэль. Но и Джорджоне — неплохо! Переговоры с владельцами картины о ее покупке для собрания Эрмитажа в 1772 г. вели лично Голицын и Дидро.
Юдифь
1504, 144×68 см
6. Магическое состояние воды кисти Клода Моне или «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» — картина из собрания музея, создающая при рассмотрении невероятны оптический эффект, присущий многим работам импрессионистов. Автор вышил за рамки привычного: ведь в жизни, чтобы рассмотреть что-либо в тумане, нам необходимо приблизиться к объекту вплотную. На картине Моне, наоборот, при ближайшем рассмотрении различим лишь хаотичный танец однотонных мазков, однако с расстояния двух метров перед зрителем открывается туманный пейзаж
, вглядываясь в который, можно заметить, как неспешно движутся воды Темзы, на фоне которых коптят небо заводские трубы.
Мост Ватерлоо, эффект тумана
1903, 65.3×101 см
7. Среди единственных на просторах России полотен Леонардо да Винчи Эрмитаж располагает полотном «Мадонна Литта» или «Мадонна с младенцем», как первоначально называлась картина. Работа — предмет спора арт-экспертов. Дело в том, что нехарактерная для почерка да Винчи поза младенца склоняет их к мысли, что написал его ученик великого художника. Литта — фамилия владельца миланской картинной галереи, который в 1864 году предложил Эрмитажу выкупить ее вместе с двумя другими работами итальянцев.
Мадонна Литта
1490-е
, 42×33 см
8. «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана — картина, которую, согласно легенде, художник держал в руках, когда умирал. Этот женский образ блудницы, уверовавшей в Христа и последовавшей за ним, пожалуй, наиболее эмоциональный в творчестве автора. Работу выкупил у итальянского коллекционера император Николай I.
Кающаяся Мария Магдалина
1560-е
, 119×97 см
9. «Юношу с лютней» Караваджо в Эрмитаже долгое время обзывали «лютнисткой», ни капли не сомневаясь, что художник изобразил девушку с музыкальным инструментом в руках. Переубедить их смог только биограф Караваджо, который отмечал, это портрет
друга живописца, Марио Миннити.
Юноша с лютней
1596, 94×119 см
Что ж, путешествие по Эрмитажу — увлекательный «квест»! Познакомившись со сведениями о картинах, составляйте карту маршрута вашей собственной экскурсии.
Читать также: Эрмитажу — 250 лет! 25 фактов к юбилею
Читать также: Эрмитажу — 250 лет! 25 фактов к юбилею