Регистрация

Эрмитажу - 250 лет! 25 фактов к юбилею

Мне нравится4       0  
Мы собрали самые разнообразные факты об одном из самых знаменитых и богатых музеев мира. Поздравляем юбиляра и отправляемся на увлекательную экскурсию: парадоксы, мифы, исторические и не очень факты не без комментариев — вашему вниманию! Анонс мероприятий прилагается.

Поступь истории... искусств: от Екатерины до Жозефины

1. Основала музей в 1764 году Екатерина Великая, купив 255 произведений живописи из Берлинского собрания. Императрица дополнила коллекцию картин, привезенных Петром Великим из-за границы для своей резиденции. «Непорочное зачатие» Мурильо, «Пир у Симона Фарисея» Рубенса, «Святое семейство» Пуссена… Приобретенная Екатериной за 40 555 фунтов стерлингов одна из лучших на то время коллекция картин премьер-министра Великобритании сэра Роберта Уолпола для аукционного дома Christie’s стала одной из первых сделок. Передачу 198 полотен за границу тщетно пыталась остановить британская общественность.
2. Название музея в переводе с французского (ermitage) означает келью отшельника, место затворничества или уединения. Ведь изначально собрание предметов искусства, приобретенные Екатериной II, радовали исключительно её глаз, находясь в Малом Эрмитаже — дворцовом флигеле. Но коллекция стремительно разрасталась, поэтому вскоре публику пригласили посетить Императорский Эрмитаж.
3. Будучи послом России во Франции, Дмитрий Голицын обогатил коллекцию бесспорными шедеврами, привезя в Петербург «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.
4. Император Александр I пополнил коллекцию четырьмя скульптурами Кановы тридцатью восьмью картинами, среди которых «Снятие с креста» Рембрандта и «Мадонна с младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем» Андреа дель Сарто, приобретя их у бывшей супруги Наполеона императрицы Жозефины. Трофейные произведения искусства были вывезены, в том числе, из Касселя. Когда за ними явился представитель бывшего владельца, Александр I потребовал компенсации их стоимости, от чего вчерашний собственник вежливо отказался. Еще 30 картин («Святой Себастьян» Риберы, «Портрет молодого человека» Рембрандта) 14 лет спустя Николай I купил у дочери Жозефины.
5. А вот с 1929—1934 гг. советская власть, дабы пополнить бюджет страны, приняла решение распродать часть эрмитажного собрания, вслед за византийской эмалью и художественным серебром безжалостно расставшись с 48 шедеврами Рафаэля, Рембрандта и Тициана.

Арт-фитнес наших дней: бегом по экспонатам!

6. Главные экспонаты музея находятся в пяти зданиях вдоль Невской набережной, «арт-эпицентром» является, конечно же, Зимний дворец.
7. В коллекции Эрмитажа — 3 млн предметов искусства, датируемых от зари палеолита до ХХ века. Не зря экскурсии по музею в шутку называют арт-фитнесом! Ведь осмотр 350 залов — это 20-километровая дистанция. Только подумайте: минутное созерцание каждого из экспонатов займет у вас… восемь лет жизни без сна и отдыха! Поэтому специалисты и рекомендуют не совершать изнурительных марафонских забегов, а дозировать приобщение к прекрасному, разделив его на несколько посещений.

8. Одно из самых дорогих собраний Эрмитажа — игральные и гадальные карты генерала Дмитрия Ивкова, которому удалось заполучить для своей коллекции более двух тысяч американских, японских, итальянских, русских, индийских и персидских колод.

9. Эрмитажу несказанно повезло с коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов благодаря супруге бывшего директора музея, Иосифа Орбели. Дело в том, что в 1948 г. Во время деления коллекции Музея нового западного искусства, право выбирать картины получил Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Однако его сотрудники были консервативных взглядов и отобрали для себя «классику». А вот Антонина Изоргина как знаток тогдашних современных веяний отдала предпочтение авангардным полотнам Матисса и Пикассо.
10. Понятие «Эрмитажный Рембрандт» вошло в обиход искусствоведов. Дело в том, что в музее представлено наиболее полное собрание нидерландского живописца за пределами Голландии. Зал художника является целым музеем в музее.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа

11. Эрмитаж — единственная в России галерея, располагающая произведениями Леонардо да Винчи — «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком».

12. В Галерее драгоценностей Эрмитажа хранится легендарная золотая табакерка графа Зубова с впечатляющей вмятиной. Если верить легенде, именно этим артефактом был убит Павел I, скончавшийся от удара в висок, а согласно тогдашней официальной версии — от апоплексического удара.

13. Помимо картин и скульптур в Эрмитаже можно увидеть… татуированную человеческую кожу. Этот ценнейший экспонат был, в свое время, найден на Алтае в одном из пяти скифских курганов.

Знания об Эрмитажном мироздании

14. Нагромождение изваяний на крыше Зимнего дворца авторства Растрелли имеет практическую ценность. Эстет поселил на карнизе 176 каменных скульптур, чтобы те скрывали от глаз петербуржцев и гостей города… банальные печные трубы!
Назад в прошлое: 9 декабря в Николаевском зале Зимнего дворца открывается выставка «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества», приоткрывая двери в музей екатериненских времен.
15. Императоры селились в разных частях Зимнего дворца. Их апартаменты, как правило, превращали в музейные залы. Обычно правители выбирали сводчатые залы второго этажа, где с середины прошлого века находятся работы импрессионистов и постимпрессионистов. Исключением стал Николай I, довольствовавшийся непопулярным третьим этажом и раскладной кроватью.

16. Отдельной экскурсии заслуживают так называемые «амосовские печи» — революционное изобретение пневматического огневоздушного отопления генерала Амосова. Воздух, поступающий с улицы, проходил по жаровым каналам, расположенным в стенах, заменяя собою сразу 30 каминов! Минус лишь в том, что такой метод отопления пагубно сказывался на состоянии произведений искусства, поэтому уже в 1912 году в Эрмитаже появились первые кондиционеры. Помимо этого, камины и печи в залах сегодня являются своеобразным украшением.

17. Здание Эрмитажа всю жизнь меняло свой цвет. Музей бывал желтым, розовым и красным. В приятный бледно-зеленый оттенок его переодели сразу после Великой отечественной войны.

Мифы Эрмитажа

18. Эрмитаж — настоящий плацдарм для мифотворчества. Одна из любимейших легенд музейных гидов — история о «Хозяине Зимнего», Николае II, якобы, нарушающем ночное спокойствие опустевших залов срабатывающей в ответ на его еле слышные шаги сигнализацией.
19. «Восковая персона» — фигура Петра I овеяна не меньшим мистическим флером. Старожилы клянутся, что их Императорское величество изволили вести себя, как живые: вставали, кланялись, более того, указывали неугодному посетителю на дверь. Реставраторы подтвердили, что фигура Петра, созданная после его смерти, действительно содержит шарниры, позволяющие ее садить, однако самостоятельно двигаться она уж никак не может.

20. И куда же без тайных подземных ходов, соединяющих Зимний дворец с Главным штабом, особняком Кшесинской, где ныне расположен музей политической истории, и Капеллой? Хватает историй и о тайниках в стенах, замурованных комнатах и потайных дверях в зданиях самого Эрмитажа. Говорят, что императорская резиденция была богата на хитрые изобретения. Например, чтобы слуги не болтались под ногами господ, залы были оснащены подъемными столами, позволявшими кушаньям появляться и исчезать, тем самым освобождая место для кадрили.

21. Многие мечтатели свято верят в то, что в музейных фондах Эрмитажа хранятся доселе неопубликованные произведения искусства. Ведь в 1960-х наблюдательный голландский искусствовед Херберт Хаверкамп-Бегеманн обнаружил за одним из эрмитажных шкафов огромный (228 на 170 см) рисунок маньериста из Нидерландов Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон»! С тех пор каждый работник считает своим долгом вдохнуть зашкафной пыли: авось шедевр найдется!
«Эрмитаж в зеркале витрин» — 6 декабря в музее открылась необычная экспозиция. Музейная практика доселе не знала подобных прецедентов: в качестве экспонатов выставлены витрины, в которые гляделись сами императоры.

Исторические перипетии

22. В начале Второй мировой войны, вслед за крупными европейскими музеями, работники Эрмитажа начали готовиться к эвакуации двух третей имеющихся в музее произведений искусства. Два эшелона, груженных миллионом шедевров, отправились на Урал, третий оказался в блокаде. Сам же музей всю войну служил пристанищем для картин из дворцов ленинградского пригорода, а еще — бомбоубежищем для двух тысяч постоянных обитателей.

23. О царском прошлом напоминает надпись на оконном стекле, оставленная алмазом императрицы Александры Федоровны на втором этаже за три года для трагических для семьи событий: «Nicky 1902 looking at the hussars. 17 March» («Ники 1902 наблюдает за гусарами. 17 марта»).

Парадоксы Эрмитажа

24. Пушистые внештатные сотрудники Эрмитажа — несколько десятков кошек, охраняющих шедевры от крыс, получили здесь прописку еще со времен императрицы Елизаветы Петровны. Четвероногие неусыпно несут свою службу, подкармливаемые музейными работниками. А этой осенью художник Эрик ван Лисхаут, проведя с ними целых шесть месяцев, значительно улучшил их условия существования, создав в Эрмитаже настоящий кошачий город. Собакам вход в музей запрещен, хотя в 1994 г. Администрация Эрмитажа сделала исключение для терьера Лайзы Минелли, который прогуливался по залам вместе со своей звездной хозяйкой.
25. До того, как Эрмитаж получил статус музея, попасть в него было не так-то и легко. Чтобы поработать с собранием Александру Пушкину пришлось обращаться к Жуковскому, который в то время обучал русскому языку будущую императрицу Александру Федоровну, а в девичестве — принцессу Шарлотту.

Эрмитаж грандиозен — мы бы с легкостью представили и 250 интереснейших фактов о юбиляре, но лучше вам самим объявить «сезон охоты» за сокровищами музея, и собрать свою коллекцию сведений и впечатлений.
КомментироватьКомментарии
HELP