Чертова дюжина прекрасных картин с разнообразной нечистью из нашего «чудовищного» хит-парада создаст подходящее настроение хоть в Хэллоуин, хоть в пятницу, 13, хоть в обычный день, когда цветочные натюрморты и купидоны в облачках не радуют. Тёрнер, Гойя, Доре — авторы велики и ужасны и сами по себе. А уж их работы — красивы до ужаса!
Восход солнца с морскими чудовищами
1845, 91.4×121.9 см
Если вы узнали о существовании Уильяма Тёрнера в детстве, наверняка ваша любимая работа — этот морской пейзаж
с чудовищами: его можно рассматривать часами, но невозможно понять, это на тебя монстр смотрит или все-таки за пасть и настырные глаза ты принимаешь завитки волн. И название какое коварное! Не «чудовище», а «чудовища», хотя чудится тебе только одно и совершенно непонятно, с какой стороны вынырнут остальные. Кажется, лучшие режиссеры, работающие в жанре «хоррор», именно у Тернера научились тому, что нет ничего страшнее недосказанности и неопределенности. Вспомните хоть акулу из «Челюстей» Стивена Спилберга, которая так долго не спешит предстать во всей красе.
Чума
1898
Картина, объясняющая популярность ведьм и гонения на них. В старину люди болели чумой и другими смертельными болезнями и, не зная, что эпидемии можно списать на то, что антибиотики еще не изобретены, назначали виноватыми женщин, обвиняя их в злонамеренном колдовстве. К слову, подробно о возникновении и эволюции образа ведьмы в искусстве рассказывала выставка «Ведьмы и злые духи», проходившая в Британском музее.
Левиафан, ветхозаветное морское чудище, теперь превратился в метафору (например, в одноименном фильме Андрея Звягинцева) и даже в «американскую горку» высотой в 93 метра — в парке Canada’s Wonderland. Но в исполнении Гюстава Доре он — лютая сила, справиться с которой может только самый Бог.
Ночной кошмар
1791
Генри Фюссли очень лихо обошелся с сюжетом «красавица и чудовище». На груди его спящей красавицы восседает инкуб — средневековый демон-распутник, охочий до плотских утех с женщинами. Подглядывать за непотребствами собирается слепая лошадь — символ, намекающий на демонический характер затевающегося мероприятия.
Фюссли написал несколько версий «Ночного кошмара». Эта — из Детройтского музея изящных искусств, который, к слову, сейчас и сам переживает кошмарные времена из-за банкротства города.
Эта картина сама по себе может стать ночным кошмаром. Вдруг не сможете уснуть — вот вам увлекательное чтение о том, что еще может символизировать лошадь в изобразительном искусстве.
Призрак Блохи
1820, 21.4×16.2 см
Будто блоха не ужасна сама по себе, Уильям Блейк превращает ее в гигантского призрака и вручает инструменты кровопийцы: ножичек для вскрытия вен и чашечку для сбора крови. Художник, конечно, ничего не придумывал: он утверждал, будто это существо явилось ему. Картина очень маленькая (21Х16 см), но призрак блоки удивительным образом кажется размером с Терминатора. Написан он с использованием сусального золота.
Иероним Босх — чемпион по изображению разномастной нечисти и олицетворенных человеческих грехов. Изображено все с такой фантазией, что даже завидуешь немного Святому Антонию, который от всей этой устрашающей, но невероятно затейливой публики — на расстоянии вытянутой руки.
Искушение Святого Антония
XX век
Еще одна интерпретация популярного сюжета с очень эффектным чудищем, которое, кажется, запало в душу многим творческим людям. Невозможно не вспомнить марсианских боевых треножников из «Войны миров» и еще одно «Искушение» — в исполнении Сальвадора Дали.
«Блеснула молния, и треножник четко выступил из мрака; он стоял на одной ноге, две другие повисли в воздухе. Он исчезал и опять появлялся при новой вспышке молнии уже на сотню ярдов ближе. Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь, переступает по земле?»
Герберт Уэллс, «Война миров» (1897)
Герберт Уэллс, «Война миров» (1897)
Шабаш ведьм
1798, 44×31 см
Дьявол в образе козла — человекоподобный и жуткий. Похотливые старухи-ведьмы, даже во время гулянки не отвлекающиеся от мучения младенцев. И ночные облака, кажется, скрывающие среди звезд чей-то хищный взгляд. Картина у Гойи вышла одновременно яркая и мрачная.
Вампиры-вегетарианцы
1962, 84×60 см
Испанская сюрреалистка Ремедиос Варо шутит и изображает своих вампиров почти вегетарианцами: мы верим ей, пока не посмотрим под ноги этим ненасытным в своей жажде существам, делающим вид, будто пьют фреши. Курочки под ногами тоже вполне адские.
Сатана Мемлинга резвится так, будто принял что-то покрепче арбузного фреша. Напиток наверняка был дьявольский. Да и заливал, по всему видно, в два горла.
Тихая спутница
2009
Круглосуточный мужской кошмар: что, если спутнице надоест ходить босоногой — и она сделается совсем не тихой, сначала требуя шпильки для всех своих ног, а после выстукивая ими разнообразные оттенки своего настроения? И женский кошмар тоже: очевидно, что такая барышня очень ловко вьется вокруг мужчин.
Это — одна из иллюстраций из книги «Alien: The Archive», вышедшей в октябре 2014-го. В ней собраны ранее не публиковавшиеся наброски Гигера с Чужим — персонажем, принесшим художнику «Оскар». Этот череп Гигер нарисовал для фильма Алеханро Ходоровского «Дюна», который, правда, так и не был снят. Однако работа не пропала — из первоначального образа родился Чужой. Сценарист «Чужого» Дэн О’Бэннон увидел черновики к «Дюне», впечатлился и привелГигера к режиссеру Ридли Скотту — в результате мировая галерея чудовищ пополнилась незабываемым персонажем.
Главное фото в материале: «Медуза» — Караваджо, 1598−99, Галерея Уффици.
Главное фото в материале: «Медуза» — Караваджо, 1598−99, Галерея Уффици.