войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов

До 25 февраля 2018 года в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век». Расставляем акценты, выделяя точки соприкосновения и разделительные черты в творчестве художников двух направлений.
Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов
Для Пушкинского музея характерны смелые эксперименты и неординарные сопоставления, но задача этого выставочного проекта, автором которого является президент музея Ирина Антонова, — не только показать сходства и различия двух величайших явлений в художественной культуре XIX столетия, но и представить русское искусство в контексте мирового.

Передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
и импрессионисты. Что общего?

Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов
Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов
Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов
Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов
Десять причин сопоставления передвижников и импрессионистов

1. Время

Основой экспозиции стала научная публикации историка искусства Нины Александровны Дмитриевой (1917−2003) «Передвижники и импрессионисты». В статье 1978 г. Дмитриева предложила оригинальную идею сопоставления искусства французских импрессионистов и русских передвижников в контексте эпохи. Она пришла к выводу, что в последнее десятилетие XIX в. во Франции и России сформировалось поколение художников с разным мировоззрением и мироощущением, которое навсегда изменило историю мировой художественной культуры.
Товарищество передвижных художественных выставок (передвижники) в России и импрессионизм во Франции появились почти одновременно: первая выставка передвижников прошла 29 ноября (11 декабря) 1871 г. в Академии художеств Петербурга, импрессионистов — с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Нодара. Картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 г. (Impression. Soleil levant) дала название направлению: журналист Луи Леруа в своей статье презрительно назвал участников выставки «импрессионистами».

2. Стремление порвать с академизмом, новаторство

Сейчас кажется невероятным, что искусство импрессионистов и передвижников воспринималось их современниками как чересчур смелое новаторство и откровенное бунтарство. Тем не менее это так. У французских и русских художников был общий враг — академическая живопись с ее оторванностью от жизни, омертвевшими традициями и окостеневшей техникой. И импрессионисты, и передвижники отстаивали право самим выбирать сюжеты для своих работ и искали новые средства выражения.

3. Париж – центр современного искусства

Во второй половине XIX в. Париж стал центром всеевропейского художественного притяжения. С начала 1860-х в столицу Франции начали приезжать многие русские художники — будущие передвижники: Перов, Крамской, Репин, Поленов и другие. Алексей Боголюбов, живший в Европе, открывал русским художникам новаторство французов: призывал соотечественников работать на пленэре, воспринимать новые технические приемы разработки эффектов солнечного освещения и передачи световоздушной среды. После проведения Всемирной выставки 1889 г. в Париже русские коллекционеры начали активно покупать произведения передовых французских мастеров.

4. Интерес к портрету

И французские, и русские художники не признавали лицемерие заказных салонных портретов. В качестве моделей и те, и другие выбирали своих современников. Правда, задачи импрессионисты и передвижники ставили разные: если первые очаровывались внешней красотой, то для вторых был важен психологизм социальных типажей.
Работы выше: Василий Суриков. «Сибирская красавица» (1891). Огюст Ренуар. «Портрет Жанны Самари» (1877).
Все работы из собрания музея — на странице Артхива «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина»

5. Пленэр

Для импрессионистов выезд на пленэр был непременным условием творчества: только так можно было схватить мимолетное впечатление и перенести его на холст. Но пленэр не являлся прерогативой импрессионистов. В России на пленэре работали Александр Иванов, Репин, Суриков, Поленов, Левитан, Серов. Вообще пейзажная живопись занимала важнейшее место в творчестве и импрессионистов, и передвижников. Только, как подчеркивают И. Антонова и куратор выставки И. Никифорова, ликующему пантеизму Клода Моне и пленэрному иллюзионизму Камиля Писсарро противопоставлены эпическая картина мира Левитана, Шишкина и Саврасова, чьи работы — примеры пристального самосозерцания или натурфилософии, выраженной в красках и живописных образах.
На выставке работы Левитана и Сезанна находятся рядом: организаторы всесторонне исследуют тему, не всегда строго придерживаясь заявленной стилистической градации.

Передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
и импрессионисты. В чем различия?

Источник фото: www.vedomosti.ru
Источник фото: www.vedomosti.ru

1. В национальных характерах

Пожалуй, главное отличие импрессионистов и передвижников — это разница в национальных характерах, менталитетах. «Легкость» французов диаметрально противоположна серьезности, психологизму и рефлексии русских художников. Передвижникам присущи трагический взгляд на действительность, размышления над нравственными проблемами в духе Толстого и Достоевского, «вечными вопросами бытия». Репин писал: «Французы — бесподобный народ… их идеал — красота во всяком роде. Мы совершенно другой народ… и здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы».

2. В задачах искусства

Импрессионисты не стремились поднимать в своем творчестве философские вопросы жизни и смерти, они не затрагивали социальные проблемы, фокусируясь на позитивных сторонах жизни. Они сосредоточили внимание на текучести мгновения, настроения, на игре света и тени. Для них было важно не то, «что» изображено на картине, а то, «как» это было изображено. Безмятежная созерцательность была протестом импрессионистов против рационализма современного им буржуазного общества.
Передвижники же задачей искусства считали осмысление правды жизни и демонстрацию ее несправедливостей, отсюда — обостренный психологизм и социальная направленность. Кураторы выставки предлагают сравнить любование каждым моментом бытия в полотнах Клода Моне и Эдуарда Мане с острой конфликтностью живописных памфлетов Василия Перова, Григория Мясоедова, страстной публицистикой Репина.
Или взять, к примеру, «Завтрак служанки» Менье и «Прачек» Архипова: жизнь служанки тяжела и безрадостна, но это скорее частная трагедия, художника привлекает ее индивидуальность, в то время как тяжелый физический труд прачек Архипова — это трагедия общественная, социальная несправедливость.

3. В технике

Новаторством импрессионистов был отказ от контура и характерная манера письма мелкими контрастными мазками. Задачу, которую ставили перед собой передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
, мог решить только реализм
Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше
, граничащий с натурализмом, тщательное внимание к деталям и их прорисовка.

4. В отношении к черному цвету

Импрессионисты отказались от черного цвета. Его нет в природе, значит, не должно быть и на холсте, считали они. Интересно, что в работах постимпрессионистов, например, поздних картинах Ван Гога, черного тоже практически нет. На полотнах же передвижников черного очень много.
Илья Ефимович Репин. Отказ от исповеди перед казнью. 1885
Илья Ефимович Репин. Отказ от исповеди перед казнью. 1885

5. В реакции публики

Картины импрессионистов, представленные на их первой выставке в 1874 г., вызвали ужасный скандал, за которым еще долго следовали обвинения в аморальности и подрыве общественных устоев. Первая выставка передвижников была встречена публикой скорее благосклонно, осуждали их только представители академического лагеря. Огромную поддержку оказал передвижникам П.М. Третьяков, их работы составили основу его коллекции. Правда, количество зрителей, посещавших выставки импрессионистов и передвижников, несопоставимо: во Франции, в Париже искусство вызывало массовый интерес, чего нельзя сказать о России.

Оба направления оказали значительное влияние на искусство последующих десятилетий. Импрессионисты открыли новые возможности для самовыражения, которые впоследствии развили Сезанн, Ван Гог, Гоген. Опыт и импрессионистов, и передвижников отразился в творчестве Валентина Серова, Константина Коровина, Михаила Врубеля и многих других художников, которых мы сегодня считаем классиками.
Выставка «Передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
и импрессионисты. На пути в XX век» в ГМИИ им. Пушкина работает до 25 февраля 2018 года.
Ирина Антонова представляет свой проект.
Ирина Антонова представляет свой проект.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Автор: Анна Пашина.
Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также взяты с официальной страницы музея в фейсбуке.