Реализм (от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине.
Можно сказать, что с философской точки зрения реализм подхватил прогрессивные цели модернизма, стремясь к новым горизонтам через пересмотр и опровержение традиционных систем ценностей и верований. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства, призванного точно и объективно зафиксировать действительность.
Рыбаки в Ментоне (Рыбаки Средиземноморья)
1878, 121×256 см
Начав свой путь во Франции в 1840-х годов, реализм произвел революцию в живописи, расширив представления о том, что представляет собой искусство. Работая в эпоху, отмеченную многочисленными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления о традиционном искусстве реальными событиями, придав им такую же значимость, как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.
Расстрел императора Максимилиана I
1868, 252×305 см
Реализм затронул многочисленные аспекты социального, экономического, политического и культурного плана, рисуя их без прикрас. Романтические пейзажи, которые постепенно становились ареной конфликта между человеком и природой, стали утрачивать актуальность. Палитра художников-реалистов тяготела к темным, землистым оттенкам, что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными, высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства. Тем не менее, реалисты по-прежнему оставались участниками знаменитого Салона и работали в рамках Академии художеств. С развитием газетной печати многие мастера — например, Гюстав Курбе, Эдуар Мане — использовали страницы прессы для того, чтобы поддержать интерес к своим произведениям и идеям, которые они несли.
Крестьянский двор
1860-е
, 65×55 см
Реализм во Франции стал ответом на постоянно меняющиеся системы государственной власти — Первую, Вторую и Третью республики, в промежутках между которыми рождались и разрушались Империи, прошли две революции и война. Развитию нового мировоззрения в искусстве также способствовала свободная пресса, рост социальной критической журналистики и карикатуры, имевший место в начале Июльской монархии (1830−1848). Все эти процессы сопровождались бурной индустриализацией, урбанизацией городов и захватнической колониальной политикой.
Веяльщицы
1854, 131×167 см
Еще одним фактором для развития реализма стало появление фотографии: в 1839 году Луи Дагерр публично продемонстрировал принципы фиксации изображения, основанного на свойствах светочувствительности йодистого серебра. Фотография стала видом искусства, претендующим на полную правдивость изображения.
Храм Веспасиана, Рим
1842, 24×19 см
Одним из пионеров реализма стал художник Гюстав Курбе, жестко критикующий власть, буржуазные нравы общества и институт художественного обрзования. Его картина «Погребение в Орнане» (1849−50) ознаменовала дебют реализма как новой и значительной силы на европейской художественной сцене. Конечно же, картина с натуралистичным изображением сельских похорон вызвала большой скандал в Салоне, который традиционно демонстрировал произведения аллегорических и исторических тематик.
Похороны в Орнане
1850, 668×315 см
Одним из ярких примеров радикальной достоверности стала картина Курбе «Купальщицы», вызывавшая еще один скандал на парижском Салоне 1853 года. Две дородные полуобнаженные крестьянки, изображенные на берегу реки, спровоцировали у критиков настоящее разлитие желчи (грязные пятки!), которого, пожалуй, не удостоится даже Мане с его «Завтраком на траве». Проходивший мимо полотна Наполеон III не совладал с чувствами и ударил его своим хлыстом. Даже сторонник Курбе — Эжен Делакруа — был раздосадован «отвратительной вульгарностью форм», изображенных на картине.
Купальщицы
1853, 193×227 см
На Салоне 1857-го разразился очередной скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены», изображающую дремлющих девиц легкого поведения. Тем не менее, вскоре Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами».
Девушки на берегу Сены (Лето)
1857, 206×174 см
Эдуар Мане продвинул реализм еще дальше, когда представил на Салон 1863 года картину «Завтрак на траве». Откровенное изображение двух юных щеголей, закусывающих в лесу с женщинами легкого поведения, оскорбила многих представителей буржуазии, которые посещали Салон с семьями. Такой реализм «резал глаз», и Салон картину не принял, зато ее показали в Салоне Отверженных. Очередную пощечину мужскому эго нанесла «Олимпия», которую Мане представил в 1865 году, сделав зрителя невольным посетителем борделя.
Завтрак на траве
1863, 208×264 см
Скандалы в прессе сыграли на руку Курбе и Мане, сделав из них звезд в мире искусства. Художники не только бросили вызов государственной системе, но и показали личным примером большие возможности организации собственных экспозиций и павильонов в рамках масштабных выставок — например, Универсальной выставки 1855 года, где у Курбе был собственный павильон реализма.
Сеятель
1850, 101.6×82.6 см
Если Курбе связывал свои реалистические картины с социалистической точкой зрения, то многие другие художники-реалисты искренне интересовались жизнью низших классов и представляли ее в залах высокого искусства — как, например, Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон.
Лошадиная ярмарка
1855, 244.5×506.7 см
Родившись во Франции, реализм постепенно стал популярен во всей Европе и шагнул за океан. Американец Джеймс Эбботт Макнил Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и стал работать в стиле реализма, однако отвергал идею своего нового друга относительно рисования как социального морализаторства. Выдающимся художником-реалистом США стал Томас Икинс, прославившийся благодаря портретам и картинам с изображениями спортсменов и хирургов за работой.
Клиника доктора Эгню
1889
Еще одним последователем Курбе стал немецкий художник-реалист Вильгельм Лейбль, который наиболее известен своими изображениями крестьянских сцен. Он внедрил откровенный натурализм
голландских и немецких старых мастеров в современную эпоху.
Три женщины в церкви
1881
В России самым выдающимся представителем реализма по праву считается Илья Репин. Теории «чистого искусства» в какие-то моменты его занимали, но лучшие работы художника от них далеки. Идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной. Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные — эти темы Репина глубоко трогали и, по большому счету, именно они прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками.
Бурлаки на Волге. Фрагмент
1873, 131.5×281 см
Творческие достижения Курбе и Мане предвосхитили живописные искания, без которых не было бы импрессионизма. Использование контурных линий для структурирования формы и ее разделение на цветовые пятна вдохновляло постимпрессиониста Поля Сезанна и его последователей, а также кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Реализм предвосхитил развитие таких направлений живописного искусства, как фотореализм
и гиперреализм.
Здравствуйте, господин Курбе
1854, 129×149 см
Художники, работавшие в стиле реализм: Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон, Илья Репин, Томас Икинс, Оноре Домье, Жан-Батист Лепаж, Сильвестро Лега.