войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Реализм

Точка отсчета современного искусства

Реализм (от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине.
Реализм
Можно сказать, что с философской точки зрения реализм подхватил прогрессивные цели модернизма, стремясь к новым горизонтам через пересмотр и опровержение традиционных систем ценностей и верований. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства, призванного точно и объективно зафиксировать действительность.
Начав свой путь во Франции в 1840-х годов, реализм произвел революцию в живописи, расширив представления о том, что представляет собой искусство. Работая в эпоху, отмеченную многочисленными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления о традиционном искусстве реальными событиями, придав им такую же значимость, как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.
Реализм затронул многочисленные аспекты социального, экономического, политического и культурного плана, рисуя их без прикрас. Романтические пейзажи, которые постепенно становились ареной конфликта между человеком и природой, стали утрачивать актуальность. Палитра художников-реалистов тяготела к темным, землистым оттенкам, что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными, высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства. Тем не менее, реалисты по-прежнему оставались участниками знаменитого Салона и работали в рамках Академии художеств. С развитием газетной печати многие мастера — например, Гюстав Курбе, Эдуар Мане — использовали страницы прессы для того, чтобы поддержать интерес к своим произведениям и идеям, которые они несли.
Реализм во Франции стал ответом на постоянно меняющиеся системы государственной власти — Первую, Вторую и Третью республики, в промежутках между которыми рождались и разрушались Империи, прошли две революции и война. Развитию нового мировоззрения в искусстве также способствовала свободная пресса, рост социальной критической журналистики и карикатуры, имевший место в начале Июльской монархии (1830−1848). Все эти процессы сопровождались бурной индустриализацией, урбанизацией городов и захватнической колониальной политикой.
Еще одним фактором для развития реализма стало появление фотографии: в 1839 году Луи Дагерр публично продемонстрировал принципы фиксации изображения, основанного на свойствах светочувствительности йодистого серебра. Фотография стала видом искусства, претендующим на полную правдивость изображения.
Одним из пионеров реализма стал художник Гюстав Курбе, жестко критикующий власть, буржуазные нравы общества и институт художественного обрзования. Его картина «Погребение в Орнане» (1849−50) ознаменовала дебют реализма как новой и значительной силы на европейской художественной сцене. Конечно же, картина с натуралистичным изображением сельских похорон вызвала большой скандал в Салоне, который традиционно демонстрировал произведения аллегорических и исторических тематик.
Одним из ярких примеров радикальной достоверности стала картина Курбе «Купальщицы», вызывавшая еще один скандал на парижском Салоне 1853 года. Две дородные полуобнаженные крестьянки, изображенные на берегу реки, спровоцировали у критиков настоящее разлитие желчи (грязные пятки!), которого, пожалуй, не удостоится даже Мане с его «Завтраком на траве». Проходивший мимо полотна Наполеон III не совладал с чувствами и ударил его своим хлыстом. Даже сторонник Курбе — Эжен Делакруа — был раздосадован «отвратительной вульгарностью форм», изображенных на картине.
На Салоне 1857-го разразился очередной скандал: критики обрушились на картину «Девушки, отдыхающие на берегу Сены», изображающую дремлющих девиц легкого поведения. Тем не менее, вскоре Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Свои принципы он формулировал аудитории примерно так: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами».
Эдуар Мане продвинул реализм еще дальше, когда представил на Салон 1863 года картину «Завтрак на траве». Откровенное изображение двух юных щеголей, закусывающих в лесу с женщинами легкого поведения, оскорбила многих представителей буржуазии, которые посещали Салон с семьями. Такой реализм «резал глаз», и Салон картину не принял, зато ее показали в Салоне Отверженных. Очередную пощечину мужскому эго нанесла «Олимпия», которую Мане представил в 1865 году, сделав зрителя невольным посетителем борделя.
Скандалы в прессе сыграли на руку Курбе и Мане, сделав из них звезд в мире искусства. Художники не только бросили вызов государственной системе, но и показали личным примером большие возможности организации собственных экспозиций и павильонов в рамках масштабных выставок — например, Универсальной выставки 1855 года, где у Курбе был собственный павильон реализма.
Если Курбе связывал свои реалистические картины с социалистической точкой зрения, то многие другие художники-реалисты искренне интересовались жизнью низших классов и представляли ее в залах высокого искусства — как, например, Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон.
Родившись во Франции, реализм постепенно стал популярен во всей Европе и шагнул за океан. Американец Джеймс Эбботт Макнил Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и стал работать в стиле реализма, однако отвергал идею своего нового друга относительно рисования как социального морализаторства. Выдающимся художником-реалистом США стал Томас Икинс, прославившийся благодаря портретам и картинам с изображениями спортсменов и хирургов за работой.
Еще одним последователем Курбе стал немецкий художник-реалист Вильгельм Лейбль, который наиболее известен своими изображениями крестьянских сцен. Он внедрил откровенный натурализм
Термин «натурализм» достаточно редко употребляют по отношению к тому направлению в живописи, которое он в действительности обозначает. Во-первых, направление само по себе состоит из разрозненных региональных школ. Во-вторых, на имидж натурализма сильно повлияло литературное направление с таким же названием, что вызвало изрядную путаницу. Наконец, в-третьих, натурализм – направление, имевшее неосторожность зародиться и окрепнуть практически одновременно с импрессионизмом, а потому получившее статус самостоятельного уже задним числом. Читать дальше
голландских и немецких старых мастеров в современную эпоху.
В России самым выдающимся представителем реализма по праву считается Илья Репин. Теории «чистого искусства» в какие-то моменты его занимали, но лучшие работы художника от них далеки. Идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной. Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные — эти темы Репина глубоко трогали и, по большому счету, именно они прославили его имя, чему способствовала близость с передвижниками.
Творческие достижения Курбе и Мане предвосхитили живописные искания, без которых не было бы импрессионизма. Использование контурных линий для структурирования формы и ее разделение на цветовые пятна вдохновляло постимпрессиониста Поля Сезанна и его последователей, а также кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Реализм предвосхитил развитие таких направлений живописного искусства, как фотореализм
С момента появления в начале XIX века фотография стала выстраивать свои непростые, зачастую противоречивые отношения с живописью. Возможность запечатлевать окружающую реальность за несколько минут (да-да, экспозиции были очень длинными) захватила умы, а стремительный технический прогресс предоставил человечеству широчайшие возможности. Шли десятилетия, фотография стала отдельными видом искусства, однако живопись при этом никуда не делась. И вот через полтора века появились художники, которые не только использовали фото в подготовке к написанию картины, но и старались повторить визуальные эффекты, делая картину и фотографию полностью идентичными для зрителя. Читать дальше
и гиперреализм.
Рекомендуемые выставки и показы