Две крупные экспозиции студий художников в картинах и фотографиях представила в Нью-Йорке Галерея Гагосяна (Gagosian Gallery). Мастерские не только как арт-лаборатории, но и как объекты произведений искусства — эта тема всегда завораживала и самих художников, и зрителей. Оноре Домье, Люсьен Фрейд, Жан-Леона Жером, Уильям Хогарт, Анри Матисс и Пабло Пикассо — вот далеко не полный перечень мастеров, запечатлевших свои студии на картинах.
Одна экспозиция называется «В студии: Картины» («In the Studio: Paintings»). В ней представлены свыше 50-ти полотен и рисунков примерно 40-ка художников периода с середины XVI до конца XX веков. Наиболее ранние и распространённые мотивы — живописец у мольберта, сцены преподавания и изображения художников и их моделей, — можно наблюдать в работах Вильгельма Бендза, Оноре Домье, Томаса Икинса, Люсьена Фрейда, Жана-Леона Жерома, Уильяма Хогарта, Анри Матисса и Пабло Пикассо.
Фокус на самой обстановке в студии, исторически появившийся на полотнах позже, представлен в работах Константина Бранкузи, Альберто Джакометти, Луи Молле и Альфреда Стивенса.
Выдуманные студии и мастерские с воображаемыми персонажами — популярный мотив с конца XIX века, — преподносят полотна Джеймса Энсора, Яцека Мальчевского и Диего Риверы.
Не только палитра!
Акцент на художественных средствах можно увидеть в произведениях Жана-Батиста Симеона Шардена (XVIII век), Карла Густава Каруса и Адольфа фон Менцеля (XIX век), послевоенных американских художников Джима Дайна, Филиппа Густона и Джаспера Джонса.
Натюрморт с атрибутами живописи и скульптуры
1728, 64×92 см
Картины на картине
В послевоенный период также были распространены изображения студийных стен, украшенных как собственными работами художника, так и работами коллег. Это показано на полотнах Ричарда Дибенкорна, Хелен Франкенталер, Роя Лихтенштейна, Роберта Раушенберга и Ларри Риверса.Некоторые картины — такие как «Меланхолия» Яцека Мальчевского (1890 — 1894, Национальный музей в Познани) и «Студия художника» Диего Риверы (1954, Министерство финансов Мексики), — выставляются в Нью-Йорке впервые. А два полотна Пикассо под общим названием «Студия» (L'Atelier, 1927 — 1928, арендованы в Музее современного искусства в Нью-Йорке и у владельцев коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции) никогда не экспонировались в США вместе.
Вторая экспозиция под названием «В студии: Фотографии» («In the Studio: Photographs») включает свыше 150-ти снимков 40-ка художников и охватывает период до конца XX века. Она разделена на три основные части.
Первая называется «Поза и Персона» («Pose and Persona») и представляет студию как искусственный фон для изображения тела. Сюда вошли работы от Эдварда Мейбриджа, Брассая и Уокера Эванса — до Ричарда Аведона, Ли Фредлендера и Синди Шерман. Ню и портреты, собранные здесь, характеризуются постановочностью, нарочитостью поз, акцентируют внимание на персоне.
На фото:
Чарльз Рэй, «Пьеса с доской I-II», 1973, (100,3×68,6 см каждая часть). Частная коллекция.
Во второй раздел, «Четыре Студии» («Four Studios»), попали фотографии Константина Бранкузи, Андре Кертеса (фотосъемка парижской студии Пита Мондриана), Лукаса Самараса и Йозефа Судека. Они изображают мастерские как общую эстетическую среду. Для этих фотографов (как и для Мондриана), студия была одновременно домом и рабочим местом, — воплощением уникальной художественной идентичности и, возможно, инструментом для её реализации.
- Константин Бранкузи, «Вид студии: Платон, мадемуазель Погани II и Золотая птица», ок. 1920 года. Желатиновая галогено-серебряная печать (29,8 х 24,1 см). Частная коллекция.
- Андре Кертес, "Сатирическая танцовщица", Париж, 1926 год. Желатиновая галогено-серебряная печать (9,7 х 7,9 см). Частная коллекция.
В третьем, заключительном, разделе «Помехи Изображения» («An Embarrassment of Images») фотографии Джона О’Рейли, Роберта Раушенберга, Уиджи и других представляют стены в студиях как фон для демонстрации изображений.
Вообще, тот факт, что выставка устроена в Галерее Гагосяна — весьма показателен. Создатели тенденций всегда на гребне волны! Напомним, Ларри Гагосян (род. в 1945 году в Лос-Анжелесе) — основатель империи Gagosyan Gallery (14 галерей по всему миру), владелец многомиллионного состояния. Именно Гагосян сделал Жана-Мишеля Баскию звездой галерей и помог Дэмиену Херсту стать миллионером. Подробнее о нем — в нашей отдельной публикации.
И… добро пожаловать в студии, на выставки!
Выставки продлятся до 18 апреля.
Главная иллюстрация: Джеймс Энсор, «Скелет-художник» (Squelette Peintre), ок. 1896 года. Дерево, масло (37×45 см). Королевский музей изящных искусств, Антверпен.