Регистрация
Ларри Гагосян
Главный арт-дилер современности, который превращает бедных художников в звезд, а картины — в доллары, начинал карьеру… с торговли плакатами в двух шагах от института. Именно Гагосян сделал Мишеля Баския звездой галерей и помог Дэмиену Херсту стать миллионером.
— галерист с 1976 года
— арт-менеджер Жана-Мишеля Баскии с 1982 года
— арт-менеджер Демиэна Херста с 1986 года
Ларри Гагосян (род. в 1945 году в Лос-Анжелесе) — основатель империи Gagosyan Gallery (14 галерей по всему миру), владелец многомилионного состояния, которого полиция обвиняла в уклонении от налогов, а партнеры — в редкой циничности.

Если искать «виновного», который превратил современное искусство в бизнес, то на первом месте в списке подозреваемых однозначно увидите Гагосяна. Это он продвигал молодых художников по всем правилам маркетинга, как продукт, чтобы заработать на их картинах миллионы.

Постер не желаете?

Предприимчивый внук армянских эмигрантов еще студентом придумал торговать картинками: «Я покупал постеры по 2 доллара, вставлял в рамки и продавал по 15». Постеры молодой Ларри продавал в лавке прямо напротив Калифорнийского университета, где изучал английскую и американскую литературу. Диплом об образовании он заработал одновременно с первым заметным капиталом.

К слову, еще до продажи постеров Гагосян успел поработать продавцом в книжном и музыкальном магазинах, кассиром в супермаркете и секретарем-ресепшионистом. Нет сомнений, угадывать желания клиента и исполнять их с выгодой для себя, он научился рано. Неудивительно, что калибр клиентов довольно быстро стал расти — параллельно с аппетитами и амбициями самого Ларри.

В 1976 году Гагосян открыл в Лос-Анджелесе Broxton Gallery. Вместо принтов с фотографиями Дианы Арбус и Ли Фридлендера, которыми торговал магазин Ларри времен института, в новой галерее выставлялись работы современных художников. Бизнесмен приглашал к партнерству мастеров, которые вот-вот должны были стать знаменитостями. И они становились — не без его помощи.

Вийя Челминс Без названия (Океан), 1969 год

В первые месяцы в Broxton Gallery выставлялись мастер коллажа Алексис Смит, фотореалист Вийя Челминс, скульптор Элин Зиммерман.

Сегодня Ларри Гагосян имеет годовой доход более $30 млн. и состояние, близкое к миллиарду (по неофициальным данным). Среди клиентов Ларри Гагосяна: Чарльз Саатчи, миллиардеры Дэвид Геффен и Эли Брод.
Казалось бы, всемирно известный британский галерист Чарльз Саатчи должен считать Гагосяна конкурентом. Однако вместо этого он публично восхищается лондонскими Gagosyan Gallery и говорит, что у Ларри безупречный нюх на будущих звезд. В 90-х Саатчи одним из первых начал активно скупать работы Дэмиена Херста — естественно, через Гагосяна. Саатчи и Гагосян не из тех, кто считает, будто в художественном смысле работы Херста не сильно превосходят постеры.

Акула в Нью-Йорке

В 1979 году Ларри переехал в Нью-Йорк, где открыл галерею в районе Сохо. В те времена он завел полезную дружбу с влиятельным арт-дилером Лео Кастелли. В кругу Кастелли всегда встречались «нужные люди»: общаясь с ними, Гагосян совершал первые сделки, набирался опыта, обрастал связями и развивал чутье на таланты и выгодные контракты.

В интервью Гагосян однажды заметил: «Рядом с Лео я всегда держал ухо востро, наблюдал за ним и так многое понял об этом бизнесе».

Гагосян умеет создавать ажиотаж: нагнетать цену, делать рекламу и предпринимать все, чтобы его художники росли в цене. «Сделай так, чтобы иметь картину нужного автора было также престижно, как купить Ferrari — и ты богат», — таков его рецепт. Со стороны может показаться, что Гагосян остро чувствует тренды. На самом деле, он их и создает — взять хотя бы Жана-Мишеля Баския.

В 80-х Ларри Гагосян познакомился с Жаном-Мишелем Баския и представлял его интересы до самой смерти самородка от передозировки. Арт-дилер не только организовывал подопечному выставки, но и предоставил лофт одной из своих студий для работы. Друзья говорят, что Гагосян хотел поддержать талант, враги — что по сути он таким образом получил бесплатную рабочую силу. Если Баския работал где попало, эскизы он забывал, выбрасывал или дарил, если работал у Ларри — Гагосян их продавал.
Жан-Мишель Баския. Потому что это больно
Жан-Мишель Баския
1980-е
Жан-Мишель Баския. Автопортрет
Жан-Мишель Баския
1984, 100×70 см
Жан-Мишель Баския. Сиенна
Жан-Мишель Баския
1984, 223.4×195.6 см
Жан-Мишель Баския. Рыбалка
Жан-Мишель Баския
1981, 198.1×172.7 см
Ничто не может помешать Гагосяну завладеть картиной, на которую он положил глаз. В доказательство — тиражируемый слух от анонимного бывшего партнера: «Я не хотел продавать редкую картину, но согласился на условиях, что она попадет в руки конкретного коллекционера. Гагосян уверил меня, что покупает полотно именно для этого человека, подписал бумаги о покупке — и тут же по телефону продал картину совсем другому человеку. Проводя сделку, он усмехался мне в глаза. С тех пор я ни разу с ним не разговаривал и не разу не подал руки».

О том, как Гагосян ведет переговоры, ходят легенды. Он может легко послать собеседника в задницу так, что тот даже не обидится, наорать на него, а следом продать картину за десятки тысяч.

В скудных интервью главный Карабас-Барабас современного искусства говорит, что арт-рынок — это «игра, танец с долларом».

Гагосян в этом танце — ведущий. Он может перебить ставки конкурентов на торгах, чтобы купить работы в 5 раз дороже, а продать — в 15 раз.
(на фото — бизнесмен в Financial Times).

В 1988 гений арт-менеджмента поставил свой первый рекорд, купив Фальстарт Джаспера Джонса за 17 миллионов долларов.

Основной капитал в 80-е арт-магнат создал, продавая работы малоизвестных модернистов и представителей современного искусства, как горячие пирожки — быстро и недорого. Он зарабатывал не за счет цены лота, а за счет объема продаж. Так к Гагосяну приклеилась кличка Go-Go (на фото — в компании коллекционера и филантропа Жана Пигоцци).

Херст: 17 лет арт-конвеера

После первого Международного признания, связанного с Венецианской биеннале 1993 г., британец Дэмиен Херст нуждался в хорошем арт-дилере. Дерзкому художнику нужен был еще более смелый, а лучше даже беспринципній менеджер.

Говорят, серый кардинал нашептал Херсту стратегию: брать рынок не качеством, а количеством, буквально наводняя его эпатажными работами имени себя. Писать полотно необязательно — достаточно придумывать концепцию, а работу пусть делают подмастерья. Чем быстрее и больше, тем лучше.

Все шло отлично, но в 2010 году Херст и Гагосян внезапно заявили о разрыве отношений. Завистники потирали ладошки: Ларри конец! В тот год от него ушли также Джефф Кунс и японская дива эпатажа Яёи Кусама. Оказалось, Гагосян просто раньше времени спрогнозировал падение интереса к Херсту: его работы на тот момент не купил только ленивый, а за ширпортреб миллионы не платят.

Из скандала гений менеджмента выдавил максимум: организовал во всех Gagosian Gallery прощальную выставку Херста, заработав напоследок пару миллионов. На момент расторжения контракта цены на Херста упали примерно на 30%.
Ларри Гагосян с художником Дэмиен Херстом, основательницей центра «Гараж» Дашей Жуковой, редактором американского Vogue Анной Винтур и музыкантом Элтоном Джоном. Похоже, все рады тому, что знакомы с Ларри. Но сильнее других — Дэмиен Херст: без Ларри его бы не было.

Сытый голодным - товарищ?

Ларри Гагосян носит удобную классику, любит яхтенный спорт и хорошую еду. Осенью 2014 г. он открыл ресторан Kappo Masa рядом со своей штаб-квартирой на Мэдисон-авеню — зачем далеко ездить на обеды? В партнеры по ресторанному бизнесу арт-легенда выбрал любимого шеф-повара Масу Такаяму. Гагосян превращает в золото все, за что берется, так что ресторан обязан быть успешным.

Иногда может показаться, что Ларри Гагосян — бизнесмен, торгующий шедеврами-однодневками. На самом деле ничто вечное ему не чуждо. В галереях Гагосяна представлены и Пикассо, и скульптор Альберто Джакометти, и классики фотографии вроде Ричарда Аведона — это далеко не полный список имен модернистов, проверенных временем.

Что хранится в домашних собраниях бизнес-гения, публике неизвестно. Возможно, искусство для него — как женщина. Одну ты выставляешь напоказ, заставляя всех завидовать. О той, что дорога сердцу, предпочитаешь много не говорить.

Гагосяна можно любить или ненавидеть, и тем не менее, он в числе первых научился зарабатывать на современном искусстве. Еще век назад меценаты максимум любезно поддерживали художников своей эпохи, но никто не умел сделать так, чтобы те не умирали в бедности и бесславии. И если бизнесмен учит художников не быть голодными, ему нельзя не симпатизировать. Тем более, при таинственной харизме Гагосяна — царя Мидаса современного искусства.
Понравилась статья? Поделитесь ей в Артхиве и в других соцсетях
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть    В ОК  

С этим арт-деятелем также смотрят

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP