войти
опубликовать

Яцек
Мальчевский

Польша • 1854−1929

Яцек Мальчевский (14 июля 1854, Радом — 8 октября 1929, Краков) — яркий представитель искусства «молодой польской школы», основоположник символизма в польской живописи.

Особенности творчества художника Яцека Мальчевского: воспитанный в духе польского патриотизма, Мальчевский воплотил в своем творчестве борьбу за национальную польскую самоидентичность. Библейские и мифологические мотивы художник дополнял личной интерпретацией польского фольклора и искусства, сформировав собственный стиль, в основу которого лег европейский символизм и романтизм. Главными темами картин Мальчевского стали Польша, искусство и смерть; в поздний период художник часто включал в свои работы автопортреты. Большое влияние на взгляды и живопись Мальчевского оказал один из его учителей, Ян Матейко, выдающийся польский художник, мастер историко-патриотических сцен.

Известные работы художника Яцека Мальчевского: «Польский Гамлет», «Сибиряки. На этапе», «Польский Гектор», «Христос в Эммаусе», «Дьявольский круг», «Меланхолия».

Будущий художник родился в Радоме, в семье Юлиана и Марии Мальчевских. Отец Яцека был генеральным секретарем Земельного кредитного общества Радома, происходил из древнего дворянского рода герба Тарнавы, однако собственных земель не имел. Мать художника, Мария (в девичестве Корвин-Шимановская) была дочерью бывшего офицера наполеоновской армии Александра, который, вопреки общественному мнению и своему положению, взял в жены служанку по имени Бронсия. В семье царил дух патриотизма и доброжелательности, мальчик и его сестры воспитывались в польских национальных традициях.

В 13 лет Яцек, получавший до того времени домашнее образование, отправился к своему дяде Феликсу Карчевскому в Вельг, где его опекуном и учителем стал Адольф Дыгасинский, участник Январского восстания 1863 года, будущий писатель и публицист. Четыре года спустя Мальчевский поступил в Краковскую гимназию, а также стал вольным слушателем Школы изящных искусств (позже – Академия изящных искусств) в классе Владислава Лущкевича. Вскоре гимназия была забыта, и талантливый юноша, при поддержке художника Яна Матейко, полностью посвятил себя рисованию и живописи.

В 1875 году Мальчевский, как и многие юные художники, отправился продолжать обучение в Париж: в течение двух лет он посещал Национальную высшую школу изящных искусств и Академию Сюиса. Вернувшись в Краков, Яцек завершил свое обучение в Школе искусств. В этот период он начал работу над серией картин, посвященных тяжелой жизни участников польских восстаний, сосланных царскими властями в Сибирь. Творческие искания требовали новых впечатлений, и в 1880 году художник отправился путешествовать. Он посетил Италию, побывал во Львове, проехался по городам Подолья. Вместе со своим другом и покровителем Каролем Ланцкоронским в 1884 году Мальчевский отправился в Грецию и Турцию. Богач и известный коллекционер, Ланцкоронский организовал Мальчевскому студию в одном из своих поместий в Роздоле.

Кончина отца глубоко ранила молодого художника, в его картинах этого периода стала регулярно появляться тема Смерти. Пережив утрату, он уехал в Мюнхен. В 1887 году Мальчевский сделал предложение Марии Гралевской, дочери краковского аптекаря. У них родилось двое детей – дочь Юлия (1888) и сын Рафал (1892), который пошел по стопам отца и также стал художником.

С середины 1890-х годов в творчестве Мальчевского реализм начал сменяться символизмом. Помимо выставок, художник вел классы в Школе изящных искусств, а также преподавал на частных курсах Баранецкого, которые могли посещать женщины-художницы. В 1897 году Мальчевский стал одним из сооснователей Общества польских художников «Штука» («Искусство»), в которое вошли также Ян Станиславский, Теодор Аксентович, Юзеф Хелмонский, Станислав Выспяньский. Согласно Устава, основной целью Общества было «способствовать расширению художественной жизни в стране». Главным «оружием» борьбы за качественно новое искусство стали… выставки, которые, по убеждению «штуковцев», существенно отличались «от среднего уровня выставок «Общества друзей изобразительных искусств» - разумеется, в лучшую сторону, а картины отбирались специальной коллегией судей.

Работы художника получили высокие оценки на международных выставках в Мюнхене (1892), Берлине (1891) и Париже (1900). В 1900 году Мальчевский покинул Школу изящных искусств после конфликта с директором Юлианом Фалатом. Настало время активной выставочной деятельности и новых путешествий.

Десять лет спустя художник вернулся в родные пенаты на должность профессора, а через два года стал ректором Академии. С началом Первой мировой войны Мальчевский уехал в Вену, вернувшись в Краков в 1916 году на профессорскую должность. Переосмысливая свое творчество, он оставил в прошлом мифологию и мартирологию и начал работать над циклом картин «Моя жизнь», размышляя об окончании земного путешествия и вспоминая свое счастливое детство.

В 1921 году 70-летний Яцек Мальчевский отпраздновал 50-летний юбилей своей творческой деятельности и оставил Академию. После ряда успешных персональных выставок, прошедших в Польше, он поселился в усадьбе в Люславицах, где основал школу живописи для сельских детей. Несмотря на ухудшающееся зрение, в 1923 году Мальчевский написал триптих «Мои похороны». Он был удостоен художественной премии города Варшавы (1927), стал членом Чешской академии наук и искусств (1928). Художник скончался в 1929 году и был похоронен в Кракове, в Пантеоне выдающихся поляков базилики Св. Михаила на улице Скалецкой.

Перейти к биографии