Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Уникальную выставку готовит этой осенью Музей истории искусств в Вене. Впервые в мировой истории учреждение собирает три четверти всего творческого наследия мастера Северного Возрождения,нидерландского художника Питера Бейгеля Старшего. Экспозиция приурочена к 450-летию со дня его смерти. Ценность и хрупкость представленных на ней картин,гравюр и рисунков такова,что подобный показ вряд ли можно будет повторить в ближайшие десятилетия.
Питер Брейгель Старший(ок. 1525/30 — 1569) ещё при жизни был одним из самых востребованных художников,а его работы стоили дорого. До наших дней дошло порядка сорока картин и шестидесяти гравюр. Двенадцатью панелями владеет венский Музей истории — это самая крупная в мире коллекция произведений художника. Ею институт обязан экспертам,которые в XVI веке служили дому Габсбургов. Оценив исключительное качество этих шедевров,они приобрели наиболее важные из них.
Для зрителей это будет единственный в жизни шанс погрузиться в сложный образный мир художника,изучить его стиль и творческий процесс,познакомиться с методами его работы,живым юмором и уникальной манерой повествования.
Питер Брейгель Старший,«Художник и знаток»(1566). Галерея Альбертина,Вена
Музеи и частные коллекционеры относят работы Брейгеля к своим самым ценным и хрупким сокровищам. Большинство панелей никогда не предоставляются в аренду для выставок. Экспозиция в Вене станет настоящим блокбастером: публике впервые будет предоставлен всеобъемлющий обзор творчества живописца.
Более девяти десятков экспонатов включают около 30-ти картин на панелях и почти половину сохранившихся рисунков и гравюр.
В первый раз за столетия в рамках одной экспозиции можно будет увидеть сразу четыре панели из цикла«Времена года». Три из них,включая знаменитых«Охотников на снегу», входят в собрание Музея истории искусств,четвёртая — «Сенокос» — прибудет из Лобковицкого дворца в Праге(пятая из известных картин этой серии,«Жатва», осталась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке).
Подборку«Времена года» Брейгеля часто используют как пример вложения капитала в искусство. Её заказал Питеру Брейгелю Старшему антверпенский финансист Николас Йонгелинк для украшения своего дома. Почти сразу после этого у клиента возникли денежные затруднения,и чтобы получить крупный займ из городской казны,он предоставил в качестве материального обеспечения документ,подтверждающий права на ещё не написанные картины. После завершения все панели перешли в хранилище казначейства,где находились несколько десятилетий. Сам художник их так больше и не увидел.
Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1563). Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1565). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Воссоединятся в Вене и обе дошедшие до наших дней«Вавилонские башни»: свою панель,которую называют«малой», пришлёт в австрийскую столицу Музей Бойманса — ван Бёнингена(Роттердам). В последний раз эти картины«встречались» около четырёх веков назад,когда были частью коллекции императора Священной Римской империи Рудольфа II(1552 — 1612). Теперь наполненные мельчайшими деталями работы станут центром зала,посвящённого обучению Брейгелья в мастерской миниатюриста.
Питер Брейгель Старший,«Поклонение волхвов»(1564). Национальная галерея,Лондон
Среди других значимых экспонатов будут картины«Морской бой в Неаполитанской гавани» из галереи Дориа Памфили в Риме,«Две обезьяны» из Государственных музеев Берлина,«Триумф смерти» из Прадо в Мадриде,«Безумная Грета» из Музея Майер ван ден Берг в Антверпене,«Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» из Швейцарии и «Поклонение волхвов» из Национальной галереи в Лондоне,а также рисунки«Пчеловоды» из Государственных музеев Берлина и «Художник и знаток» из галереи Альбертина в Вене.
Выставка«Брейгель» будет организована как в хронологическом порядке,так и по темам. В небольших залах рядом с основной экспозицией будут представлены результаты недавних комплексных технологических исследований,поясняющие,как создавались работы. Один из разделов будет отведён религиозным произведениям.
Главными среди них станут«Триумф смерти» и «Безумная Грета», специально отреставрированные для этого показа.
Необычным образом будет представлено«Несение креста» — самая большая панель Брейгеля и единственная,сохранившая свой оригинальный формат. Она будет выставлена без рамы таким образом,чтобы зрители могли увидеть и лицевую,и обратную стороны,оценить конструкцию и хрупкость деревянного основания,а также изумительное качество обработки и красочного слоя,которые позволяют картинам живописца сохраняться четыре с половиной века.
«Битву Поста и Масленицы» будет сопровождать набор современных артефактов,изображенных на картине. Посетители смогут оценить обилие деталей,включенных в эту композицию,понять смысл отдельных сцен и оценить непревзойдённое мастерство Брейгеля в передаче физических качеств изображённых предметов. Кураторы также ставят под сомнение традиционную моралистическую интерпретацию работы и демонстрируют проницательность Брейгеля как социального критика.
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с ловушкой для птиц» и «Избиение младенцев». А завершат показ поздние работы Брейгеля,поясняющие,почему он долго носил прозвище«Мужицкий» — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец», а также«Сорока на виселице», которую называют творческим завещанием художника. «Финальным аккордом» выставки станет сопоставление панели«Разоритель гнёзд» и большого рисунка«Пчеловоды».