«Безумная Грета» (также известная как «Сумасшедшая Мэг») – персонаж фламандского фольклора, олицетворяющая жадность, алчность и порок. Таким именем называли любую злобную и сварливую матрону с дурным нравом. На картине Питера Брейгеля Старшего Грета возглавляет армию женщин, направляющихся грабить Ад. Несмотря на то, что у них уже полно добра, героиня и её гротескные спутницы готовы штурмовать преисподнюю в поисках большего.
Грета продвигается к развёрстой пасти Ада через пейзаж, населённый чудовищами-грехами. На ней мужской металлический нагрудник, перчатка и шлем. В такой же военный костюм одет монстр рядом, который опускает подъёмный мост. Кинжал на боку главного персонажа картины и меч в руке может быть намёком на поговорку «он мог бы войти в Ад с мечом в руке». В книге, опубликованной в Антверпене в 1568 году, есть пословица, которая отвечает духу панели Брейгеля:
«Одна женщина производит шум, две – кучу неприятностей, три – ежегодный рынок, четыре – ссору, пять – армию, а против шести у самого Дьявола нет оружия».
Карел ван Мандер, самый ранний биограф художника, описал в 1604 году картину как «Безумная Грета, которая смотрит в жерло Ада». Она входила в коллекцию императора Священной Римской империи Рудольфа II, затем была вывезена шведскими войсками в 1648 году, и вновь появилась в Стокгольме в 1800-м. Коллекционер предметов искусства Фриц Майер ван ден Берг обнаружил панель в 1897 году на аукционе в Кёльне и приобрёл за копейки. Имя автора он открыл несколько дней спустя. Сейчас шедевр входит в собрание Музея Майера ван ден Берга в Антверпене.
Многопрофильное исследование и реставрация, закончившиеся в 2018 году, выяснилось, что Брейгель не писал название Dulle («безумная») на панели. Эта надпись была нацарапана позже, возможно, случайно. Эксперты также откорректировали дату создания работы – цифры «1563» обнаружились после удаления нескольких слоёв перекрашиваний. Ранее считалась, что картина написана в 1561-м, учитывая её близкое композиционное и стилистическое сходство с
«Падением мятежных ангелов» и
«Триумфом смерти».
Поскольку в том же 1563-м Брейгель переехал из Антверпена в Брюссель, историки задались вопросом, в каком из этих городов он создал эту адскую сцену. Доска, на которой написана картина, не даёт подсказок: аналогичные панели живописец использовал как до, так и после этой даты, и неясно, где он их покупал. Также непонятно, как долго он работал над своими картинами. Может, «Безумная Грета» была завершена уже в Брюсселе за четыре – пять месяцев до конца года? Или была готова в Антверпене ещё до переезда? Или художник взял с собой незаконченную работу в новый дом? Эти вопросы пока остаются без ответа.
Выяснилось, что, как и в других произведениях, Брейгель положил на грунт из белого мела тон из смеси мела, белого свинца и, вероятно, масла. Несмотря на масштабность и структурную сложность сцены, подмалёвок сделан экономно и точно, впоследствии мастер отклонился от первоначальной композиции лишь в нескольких местах. Традиционно и применение красок: Брейгель написал фон, оставив место для мотивов и деталей. Он, несомненно, знал, что цвета сохранят свой первоначальный блеск, если он изобразит фигуры прямо на белом, а не на окрашенном фоне. Слои краски чрезвычайно тонки – не более двух в одной точке.
Ранее картина была известна мрачным странным пейзажем с темно-красным небом и штрихами коричневого цвета. Теперь выяснилось, что два тона на панели – синий (смальта и азурит) и зелёный – потеряли значительную часть своей интенсивности, изменив общий облик сцены. Например, платье Греты и флаг в правом верхнем углу первоначально были тёмно-синими. Однако они были выполнены смальтой, которая была дешевле и доступнее чрезвычайно дорогостоящего лазурита. Пигмент азурит (яркий зеленовато-синий) в небе и шляпе ада также потемнел. Зелёные лягушки, листва вверху слева и фигура внизу справа приобрели коричневатый оттенок.
После восстановления картина выглядит намного свежее и демонстрирует детали, которые не были видны многие годы, например, тонко выполненные шлемы и прекрасный пейзаж на заднем плане. Цветовая палитра оказалась легче и разнообразнее, мазки Брейгеля и его выдающееся мастерство проявилось вновь. Ощущение пространства полностью восстановлено, и вся сцена показывает гораздо большую глубину.
Автор: Влад Маслов