войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Авангардная суперзвезда Возрождения». Юбилей Тинторетто отмечают в Венеции

Среди знаменитых художников XVI века, творивших в Венеции, Тинторетто был самым венецианским. За 75 лет жизни он покидал родной город лишь однажды. Многие его картины до сих пор находятся в церквях и скуолах (религиозных братствах), для которых они были созданы. Нынешней осенью Венеция начала отмечать 500-летие со дня рождения своего выдающегося живописца, которого называют «авангардной суперзвездой» Возрождения.
«Авангардная суперзвезда Возрождения». Юбилей Тинторетто отмечают в Венеции
Якопо Робусти (1518/1519 — 1594) получил прозвище Тинторетто или «маленький красильщик», поскольку его отец занимался окраской тканей. В семье был 21 ребёнок, и будущий живописец был самым старшим. Его дочь Мариетта, сыновья Марко и Доменико также стали художниками. Последний унаследовал большую семейную мастерскую и создавал добротные, но лишённые вдохновения картины в родительской манере. Некоторые из них иногда ошибочно принимают за работы старшего Тинторетто. Искусствовед Роберт Эхолс провёл 30 лет, распутывая атрибуцию таких произведений.
  • Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (ок. 1548). Художественный музей Филадельфии
  • Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (1588). Лувр, Париж
Сейчас Эхолс стал сокуратором ретроспективы Тинторетто во Дворце дожей. Это первый крупный обзор творчества художника в его родной Венеции с 1937 года. Параллельный показ проводит Галерея Академии — он фокусируется на раннем этапе карьеры живописца. Экспонаты обеих выставок весной следующего года совершат совместную поездку в Национальную галерею искусств в Вашингтоне и впервые будут представлены в Северной Америке.
Ранний период Тинторетто особенно труден для исследований. По сведениям одного из биографов, он десять дней провёл в мастерской у Тициана, но был изгнан, поскольку мастер увидел угрозу в не по годам развитом таланте мальчика. Впрочем, записи об обучении Тинторетто — у Тициана или любого другого живописца — не сохранились. «На самом деле нет ни одной надёжно задокументированной картины молодого Тинторетто», — говорит Эколс.

Самая ранняя работа Тинторетто, датированная с определённостью, — это «Состязание Аполлона и Марсия» (1545) из коллекции музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут. Она была написана для Пьетро Аретино, который в публичной рекомендации отметил быстроту её исполнения и гениальность художника.
По словам британского арт-критика Джонатана Джонса, искусство Тинторетто — «это отказ от чувственной полноты Тициана». «Его творчество на самом деле нарушает правила Ренессанса […] и представляет собой головокружительную смесь благочестия и стилистического неповиновения», — пишет искусствовед. Быстрые и свободные мазки Тинторетто рассматривались как «радикальные и даже позорные», добавляет Роберт Эхолс.

Слева: Якопо Тинторетто, «Похищение тела святого Марка» (1566). Галерея Академии, Венеция

Кроме тог


Слева: Якопо Тинторетто, «Похищение тела святого Марка» (1566). Галерея Академии, Венеция

Кроме того, венецианец выбирал для своих фигур смелые ракурсы и экспрессивные позы — в подражание Микеланджело. На стене мастерской Тинторетто, якобы, даже был начертан девиз: «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Однако, в отличие от автора фресок Сикстинской капеллы, Тинторетто работал очень быстро, используя для моделирования форм только свет и тени. Из-за этого фигуры выглядят так, будто обрели пластичность с помощью своего рода магии.

При разработке масштабных композиций Тинторетто создавал модель из небольших восковых фигур, которые размещал или подвешивал в ящиках. Они были подсвечены таким образом, чтобы сочетания света и теней на картине, которую он писал, были такими же, как в комнате, где она должна была висеть.
Пиком карьеры Тинторетто считаются его картины для скуолы Сан-Рокко, которые он выполнял с перерывами между 1564-м и 1587 годами. Стены и потолки здания почти полностью покрыты произведениями, которые иногда сравнивают с фресками Сикстинской капеллы. На них изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Особое внимание уделяется святому Роху, покровителю братства, которое помогало больным.
Кульминацией является огромное «Распятие» (1565) в Зале Альберго. Тинторетто изобразил тот момент, когда губку погружают в уксус, чтобы смочить им раны Христа. Вокруг креста расположены солдаты, последователи Иисуса, зеваки, язычники и современники художника (их портреты чётко обозначены), которые смотрят на сцену, будто она разворачивается у них на глазах. Слева поднимают крест с Благоразумным разбойником, а справа — пригвождают Безумного разбойника, лежащего на земле. У подножия креста спутники поддерживают Марию, лишившуюся чувств. Вся композиция строится на сложных жестах и необычайно смелых ракурсах, уводящих внимание зрителя в пространство картины.
В интерьерах скуолы Сан-Рокко снимался один из эпизодов фильма Вуди Аллена «Вcе говорят, что я люблю тебя» (1996) — там встречаются Вон (Джулия Робертс) и Джои (Вуди Аллен): «Что привело вас в музей? — Быть в Венеции и не посмотреть картины Тинторетто — преступление. […] - Значит, он вам очень нравится? — Ну как может не нравиться этот небольшого роста, но с твёрдым характером гений, который воспел в своих полотнах Венецию шестнадцатого века?».
Якопо Тинторетто, «Рай» — роспись зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции
Якопо Тинторетто, «Рай» — роспись зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции
Кисти Тинторетто принадлежит самая большая в мире картина на холсте.
«Рай», украшающий главный зал Дворца дожей в Венеции, достигает двадцати пяти метров в длину и девяти метров в высоту. Художник получил заказ на роспись после смерти Веронезе. Тот изначально выиграл конкурс на украшение зала, пострадавшего во время пожара в 1577 году, но скончался, так и не приступив к работе. Тинторетто представил два эскиза (1, 2), однако финальная работа не соответствует им. Когда художник приступил к росписи, ему было 70 лет, и картину в основном завершали подмастерья под руководством его сына Доменико.

Якопо Тинторетто, «Портрет бородатого старика» (вторая половина XVI в.). Частная коллекция

А самая


Якопо Тинторетто, «Портрет бородатого старика» (вторая половина XVI в.). Частная коллекция


А самая дорогая на данный момент картина Тинторетто — «Портрет бородатого старика», написанный в зрелый период карьеры мастера. В июле 2008 года полотно, с конца XIX века входившее в английскую частную коллекцию, было продано на аукционе Sotheby’s за 1,6 млн фунтов стерлингов (3,1 млн долларов). При этом предварительная оценка произведения составляла всего 200 — 300 тыс. фунтов.

Выставки «Молодой Тинторетто» в Галерее Академии и «Тинторетто» во Дворце дожей продлятся до 6 января 2019 года.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме