Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Странники,рыцари,алхимики и чародеи,мифические создания,библейские персонажи — таинственный мир львовского графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Олега Денисенко завораживает. Редкая удача — не только увидеть в Киеве работы известного кудесника,работающего под девизом«Antiquitas nova»(Новая древность), но и пообщаться с ним. Гостим на выставке«Равновесие» в Музее Книги и книгопечатания!
«Моих воинов нельзя ассоциировать с крестоносцами,которые принесли немало бед,жестоко уничтожив множество невинных людей. Мой рыцарь — это собирательный образ человека чести,у которого есть собственные убеждения и жизненная цель. Он близок Дон Кихоту Сервантеса — „рыцарю без страха и упрека“, который борется за справедливость… И эта борьба продолжается до сих пор…»
В экспозиции — 45 офортов,рисунки,пластика,а также работы,выполненные в уникальной авторской технике по левкасу
Олег Денисенко — львовский художник-график,скульптор. Обладатель 31 премии в международных конкурсах Великобритании,Словакии,США,Испании,Италии,России,Кореи,Румынии,Белоруси. Работы художника находятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях.
В 1994 году персональную выставку Денисенко в галерее«Olofstorm» посетил король Карл Густав и королева Сильвия,шведская пресса опубликовала статью под названием«Олег Денисенко — художник,родившийся на 500 лет позже своего времени». Книга с его гравюрами — в собрании музея Дюрера.
Олег Денисенко на открытии выставки«Рівновага» в Киеве. Фото(данное и выше): страница Музея книги и книгопечатания Украины на фейсбуке
Олег Денисенко«Автопортрет», дерево,левкас,масло
— Олег,ваш«Автопортрет», встречающий зрителей на выставке,напоминает работы старых мастеров. Вы ощущаете себя продолжателем их традиций?
— Для меня существуют две категории мастеров: художники,которые опираются на творческое наследие предшествующих поколений, — к ним я отношу и себя, — и художники-искатели,которые занимаются современным искусством и абсолютно новыми формами. Эти два лагеря сосуществуют параллельно и мне это нравится. В своем творчестве я ничего не исключаю — изучаю новые тенденции и черпаю вдохновение в старине.
А мой«Автопортрет», который я недавно написал,уже стал моим талисманом. Когда его впервые увидели на выставке во Львове,многие мои знакомые говорили,что он удивительно точно передает мой характер. Мой учитель мне посоветовал никогда его не продавать и использовать на персональных выставках вместо фотографии. На киевской выставке это единственная живописная работа.
О. Денисенко«Автопортрет», дерево,левкас,масло
— Олег,у вас есть серия гравюр,посвященных любимым художникам — «Hommage a». Кем вы восхищаетесь и кто ваши кумиры?
— На выставке есть две новые гравюры из этой серии: портреты Альбина Бруновского и Вернера Тюбке,который мне очень близок. Этот художник не так давно умер,его считают классиком немецкого современного искусства,а работал он в жанре фантастического реализма.
О. Денисенко«Hommage a: W. Tubke», гравюра
О. Денисенко«Hommage a: A. Brunovsky», гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
- Сколько времени я буду существовать как художник — столько времени буду создавать работы,посвященные моим любимым мастерам,которых я уважаю и творчество которых меня очень вдохновляет.
— Частый герой ваших работ — рыцарь. Это ваш любимый образ?
— Рыцари — мое давнее детское увлечение. Когда я был маленьким,самым лучшим подарком для меня была пачка пластилина. Я лепил целые армии рыцарей всех времен и народов и мне это страшно нравилось. Кто-то однажды очень хорошо подметил,что взрослый мужчина от ребенка отличается только весом. Это про меня. Я стараюсь сохранить детские моменты — они необычайно важны. И как раз образ рыцаря сохранился в моем творчестве.
— Какого героя вы представляли,когда работали над образом в «Жажде полета»? Воообще,многие ваши персонажи изображены с крыльями — почему?
— В моих работах крылья символизируют творческий полет,полет мысли. И,действительно,в «Жажду полета» я вложил как раз собирательный образ Леонардо да Винчи — изобретателя,художника и гуманиста,который всю жизнь искал способ подняться в небо — не только в физическом смысле. Опираясь на силу своих мыслей и божественную силу,он пытается найти равновесие и баланс,подняться над человеческой суетой,над всем будничным и взглянуть на наш мир сверху.
«Жажда полета», доска,левкас,авторская техника(фото автора репортажа с выставки О. Денисенко)
— Олег,практически каждую работу сопровождает«вплетенный» в нее каллиграфический текст и надписи на латыни. Что это за тексты?
— Мне очень нравится латынь — язык образованных людей Средневековья и Ренессанса. Подписывая работу на латыни,я вкладываю определенный смысл: приглашаю зрителя обратиться к определенным источникам,словарям и побуждаю его к совместному творчеству. А что касается каллиграфических надписей — это имитация средневекового шрифта,такие элементы дополняют композицию и выполняют декоративную функцию.
О. Денисенко "Равновесие", дерево, левкас, авторская техника
О. Денисенко "Равновесие", дерево, левкас, авторская техника, фрагмент
— Скажите,Олег,сколько времени вам требуется для создания работы?
— Всегда,когда меня спрашивают,много ли времени занимает создание работы,я вспоминанию слова бессмертного Пабло Пикассо, когда он нарисовал в ресторане на салфетке голубку по просьбе одного посетителя и назвал за нее свою цену. Человек удивленно спрашивает: «Как? Вы рисовали ее пятнадцать секунд и просите за нее 2 000 долларов?!», а Пикассо отвечает: «Я рисовал ее пятнадцать секунд и всю свою жизнь».
Фото: страничка художника в Фейсбуке
— Олег,а с чего началось увлечение рисованием,появилась желание стать художником?
— В детстве я очень интересовался историей,страшно любил старинные вещи,читал энциклопедии,книги по истории с очень красивыми гравюрами. Эти картинки меня захватывали,и я мечтал стать археологом,хотел связать свою жизнь с историей и материальной культурой древности.
— Но первый номер в списке«влияний» — мой родной город,который сформировал мое мировосприятие,художественное видение,вкусы и определенные тенденции в творчестве. Я до сих пор каждый день,возвращаясь из мастерской,специально прохожу через центр,и каждый раз словно впервые его вижу. Львов — мой любимый город,я его чувствую,я им вдохновляюсь.
О. Денисенко«Мелодия Надежды», бумага,офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
— Олег,однажды вы сказали,что символика — это основа графики. Проведете для нас экскурсию" по работе«Блуждающий музыкант»?
О. Денисенко«Бродячий музыкант»(«Блукаючий музика»), 2001
— Основной посыл в этой работе — это моя большая внутренняя любовь к музыке. Когда я работаю,звучит музыка. Я слушаю классику,джаз,рок, — главное,чтобы это был интеллектуальный продукт очень высокого уровня. И,собственно,мой персонаж держит в своих руках дирижерские палочки — он словно управляет миром. «Блуждающий музыкант» — собирательный образ творческого человека,мудреца-философа,путешественника. Он стоит на шаре,который олицетворяет нашу землю. Вавилонская башня — символ раздробленности людей,она создала большие проблемы в существовании человечества: создала границы,разделила людей. Недостроенная башня у меня заканчивается условной пирамидой,напоминающей чертеж, — эдакая«идея завершения». А конус-чертеж — это символ мысли,которая стремится к высшему началу — к поиску гармонии с Небесами.
О. Денисенко«Нота RE» из серии«Семь нот», бумага,офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
— Ваши офорты,как мастерские гравюры Дюрера,можно часами разглядывать и находить что-то новое. Скажите,чувствуете себя этаким«чародеем в искусстве»?
— Элемент мистики и чародейства,наверное,нельзя отрицать,потому что иначе не будет искусства, — всегда должна оставаться какая-то загадка и место для интерпретаций. Когда у меня спрашивают,что я хотел сказать в своей работе,чувствую себя неловко,потому что так много сделано,использовано множество деталей,символики… И если этого мало — значит,я что-то неправильно сделал,или же человек не желает что-то понимать. Мне интересна история зрителя — ваша притча,ваши эмоции от работы. Иногда можно услышать такое,о чем я даже и близко не думал!
…Одни говорят,что это самое светлое искусство,которые они видели,другие называют готикой и какой-то получертовщиной,третьи видят полет Ренессанса… Сколько людей — столько и мыслей,для этого и существует искусство.
О. Денисенко«Секреты», бумага,офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
— Восприятию искусства нужно учиться точно так же,как и самому искусству. Его можно воспринимать на уровне интуиции,но понимание требует определенных знаний,поэтому зритель должен воспитывать себя и постоянно пополнять свои знания.
— Олег,на выставке можно полюбоваться созданной вами книгой — расскажите об этой вашей работе.
— Эта книга Себастьяна Бранта«Корабль дураков», написанная в 1499 году в Базеле. Она служила светской Библией для людей того времени и описывала все человеческие пороки. В ней рассказывается о шарлатанах,псевдоврачах,астрологах,библиофилах,которые собирают огромные коллекции книг и никогда их не открывают.
Прошло больше половины тысячелетия,а в мире ничего не изменилось, — эта книга абсолютно актуальна и попадает«в десятку»!
— В свое время эту книгу очень красиво оформил гравюрами Альбрехт Дюрер. В мои юношеские годы они меня вдохновляли и были мне очень близки по пластике. Я подумал,что было бы неплохо попробовать себя в этой теме и создать что-то свое. В 1997 году я принялся за работу и за полтора года создал одну большую линогравюру и серию офортов. Книга была выпущена тиражом в девять экземпляров. Это очень большая часть моей творческой жизни,она отняла много времени и энергии,но мне приятно работать с такими вещами.
Для этого издания я выбрал очень качественную бумагу ручного отлива голландской фирмы Ханемюле(Hahnemuhle) цвета слоновой кости,в нее добавлены измельченные альпийские травы,создающие особую фактуру. Кстати,бумагой этой фирмы пользовался и Дюрер. Плюс кожаная обложка,авторское шитье корешка…
Авторская книга О. Денисенко«Корабль дураков» С. Бранта на выставке«Равновесие» в Киеве
— Это та самая книга,что выставлялась на вашей выставке в Доме-музее Дюрера в Германии?
— Да,вместе с Константином Калиновичем,моим другом художником-графиком,мы сделали совместную выставку в Доме-музее А. Дюрера в Нюрнберге — «Посвящение Дюреру». Книга экспонировалась на выставке и вошла в коллекцию этого музея. Мне приятно,что моя книга будет достойно представляться в одном из крупнейших коллекционных собраний,связанным с именем Дюрера. Еще один экземпляр приобрела Королевская Библиотека в Амстердаме,несколько книг купили частные коллекционеры-библиофилы из Украины и Европы, — все экземпляры попали в хорошие руки.
О. Денисенко«Святой Христофор», 2016,65×42
— Олег,поступают ли к вам предложения как к художнику-иллюстратору?
— Не так давно у меня было несколько привлекательных предложений от очень известных и престижных издательств. Но,начиная работать над иллюстрациями,в какой-то момент я осознал,что я не иллюстратор. Иллюстрация — это отдельный вид искусства,требующий особенного подхода,а я создаю параллельные работы — реминисценции,которые слегка соприкасаются с текстом. Такой подход не всегда нравится издателям. Я смотрю,как к своей работе подходит Владислав Ерко, мой хороший друг,и меня тоже так учили: если берешь какого-то автора,надо выучить его биографию,материальную культуру,аксессуары,которые использовали в то время,психологию людей,которые тогда жили — должен быть очень серьезный подход к книге.
— Мне намного легче сделать своими руками книгу и быть самому себе издателем,редактором и цензором. Была б моя воля,я бы занимался исключительно авторской книгой, — это целый мир для меня! Режиссура,театр,ремесло,идея и вдохновение. Книги — это сложный организм,в котором переплетено огромное количество жанров искусства,начиная от типографики — набора шрифта,и далее,считайте: графический дизайн,искусство штампа,переплет,тиснение… Это очень кропотливый труд,в котором принимает участие целый коллектив. Но постоянно заниматься авторской книгой сложно,долго,затратно и,к сожалению,не прибыльно. Хотя,думаю,был бы интеллектуальный продукт — нашелся бы и его ценитель. Занятие авторской книгой требует полного самоотречения и занятия только ею.
Иллюстрация: О. Денисенко«Охота на единорога», бумага,тушь,перо
— Иногда художник,создавая образ,сам до конца не понимает,что он делает — в этом есть магическая сила искусства. Говорят,художники могут быть пророками и предвидят будущее,а,поскольку человечество развивается по спирали,это сделать несложно: используя символику и идеологию,можно«попасть» в определенный момент и работа будет отвечать«злобе дня».
О. Денисенко«Победа»
— Олег,на выставке представлены несколько скульптур,словно найденных на раскопках. Что вас вдохновило на их создание?
— Порой мне хочется пробовать новые формы выражения,новую пластику,новые жанры. От графики я сначала перешел к доске,левкасу,использованию цвета,а потом потихоньку к пластике в бронзе.
— В работах я стараюсь достичь состояния«музейности», чтобы создать впечатление,будто они вчера были найдены на раскопках. В них должен чувствоваться дух старины и видна патина веков.
О. Денисенко«Прародительница»(укр. «Прамати»), бронза
О. Денисенко«Король и королева», бронза. Фото: страница Музея книги и книгопечатания в фейсбуке
На киевской выставке каждая работа Олега вызывает живейший интерес,даже разгадывание«Смертных грехов» становится захватывающей игрой. Попробуем?