Крупнейшая выставка, организованная в рамках международного проекта в честь 500-летия со дня смерти художника, была торжественно открыта 31 мая в Музее Прадо. Кульминация «года Босха» и событие, достойное королей! Поклонникам искусства предоставлен уникальный шанс увидеть такое количество знаковых работ самого загадочного художника XV века.
![Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/17a/334327.webp)
На выставке представлены 24 оригинальные работы Босха, из них восемь работ хранятся в Испании, остальные прибыли из музейных коллекций Лиссабона, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Вены, Венеции, Парижа, Роттердама, Филадельфии и Вашингтона.
Воз сена. Центральная часть триптиха
1515, 135×100 см
С именем Босха бок о бок всегда идут сенсации, нынешняя выставка — не исключение. В фокусе новости — актуальнейший вопрос атрибуции работ, вокруг которого бушуют нешуточные споры между испанскими и голландскими экспертами — настоящие босховские страсти!
На знаменательном событии присутствовали королевская чета Испании — Филипп VI с супругой Летисией и принцесса Беатрикс — мать короля Нидерландов, отрекшаяся от престола в пользу сына Виллема-Александра в 2013 году.
![Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/931/334271.webp)
Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos
![Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/541/334274.webp)
Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén
Яркой коллекцией произведений Босха Музей Прадо обязан страсти другого испанского монарха — Филиппа ІІ, собравшего богатейшую коллекцию великого Иеронима. Унаследовав королевское собрание, Прадо, таким образом, владеет шестью работами Босха, среди них триптихи «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Из других собраний в Испании на выставке представлена работа «Несение креста» из Эскориала и «Святой Иоанн Креститель» из коллекции Хосе Ласаро.
![Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/2cd/334270.webp)
Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado
На выставке в Прадо представлены работы, которые не удалось заполучить музею Хертогенбоса на их выставке, которая закончилась три недели назад. Это триптих Святого Антония из Лиссабона, «Христос» из Лондонской галереи и «Несение креста» из Эскориала.
![Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/bbe/334357.webp)
При подготовке к празднованию юбилейного года Босха между испанскими и нидерландскими экспертами сложилось острое соперничество. Эксперты Музея Северного Брабанта из родного города художника Хертогенбоса поставили под сомнение четыре работы Босха из коллекции музея Прадо.
Команда в Брабанте насчитывает 24 оригинальных работ Босха, из которых на их выставке было представлено 17, а мадридцы настаивают на 27 оригинальных работах и представляют на своей выставке 24 произведения.
Противостояние этих двух музеев обострилось при отборе работ для двух крупнейших выставок международного проекта «Босх 500». Музей Северного Брабанта просил у мадридского Прадо работу «Извлечение камня глупости» на свою выставку. При этом в договоре указали на автора этой работы как последователя Босха, относя ее к 1500−1520 годам. Мадрид отказал: «Это недопустимо — брать у нас работу, значащуюся как работа Босха и выставлять ее как последователя», — заявили кураторы. Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима, написанная в 1501—1505 гг.
Извлечение камня глупости
1500-е
, 48.5×34.5 см
Голландские ученые отвергают также «Искушение Святого Антония» из коллекции Прадо, датируя работу 1530−1540 гг., через несколько десятилетий после смерти автора. Эксперты Прадо, однако, настаивают на авторстве Босха на основании инфракрасного изображения. Третья работа, отвергаемая голландцами, всем известные «Семь смертных грехов».
![Как отмечают мировые эксперты, несмотря на разногласия и различные подходы к атрибуции работ Босха, Как отмечают мировые эксперты, несмотря на разногласия и различные подходы к атрибуции работ Босха,](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/25f/334321.webp)
Как отмечают мировые эксперты, несмотря на разногласия и различные подходы к атрибуции работ Босха, обе выставки демонстрируют шаг вперед в исследовании наследия художника. Кроме того, оба музея представили два обширных каталога с результатами своей работы.
В частности, в каталоге Музея Прадо включены новейшие технологические исследования в инфракрасных и рентгеновских лучах триптиха «Сад земных наслаждений», раскрывающие творческий процесс создания работы великим художником — от первоначального замысла в рисунке до окончательного варианта в живописи. Эксперты установили также то, что Босх убрал уже написанные некоторые фрукты, большую фигуру фантастической амфибии с выходящим из нее человеком в сцене «ада», изменил ландшафт. А фигуры Бога-Отца, Адама и Евы, которые первоначально находились в центре створки, затем были опущены вниз.
Сад земных наслаждений. Левая створка
1500-е
, 220×97.5 см
Читайте также нашу публикацию «Босх его знает: главные символы „Сада земных наслаждений“ крупным планом».
![На сайте Музея Прадо представлен ряд материалов, посвященных Босху, его творчеству и нынешней выстав На сайте Музея Прадо представлен ряд материалов, посвященных Босху, его творчеству и нынешней выстав](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/c6a/334354.webp)
На сайте Музея Прадо представлен ряд материалов, посвященных Босху, его творчеству и нынешней выставке. Иллюстрация
Любимые святые Босха
Во времена Босха Хертогенбос был процветающим городом. Рыночная площадь, где художник жил и работал с 1462—1516 годы, была местом встречи всех классов горожан, здесь проходили светские и религиозные праздники, повседневная жизнь, за которой Иероним наблюдал из окна своего дома. Это имело основополагающее значение для визуальной вселенной художника и отражалось на его работах.
Искушение святого Антония
1490-е
, 73×52.2 см
Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха
XVI век, 131.5×119 см
Наброски монстров
8.6×18.2 см
Странник
XVI век, 71×70.6 см
«Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот „тренды“ тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции. Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти…» — мы подготовили биографический материал о Босхе
Корабль дураков
1490-е
, 57.8×32.5 см
Аллегория чревоугодия и любострастия
1490-е
, 34.9×31.4 см
Босх - поразительный художник, одаренный невероятным воображением и способностью изобретательно изображать людские страсти.
![Последователь И. Босха «Концерт в яйце», ок. 1561, дерево, масло, 108,5×126,5 Музей изящных искусств Последователь И. Босха «Концерт в яйце», ок. 1561, дерево, масло, 108,5×126,5 Музей изящных искусств](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/dd8/334290.webp)
Последователь И. Босха «Концерт в яйце», ок. 1561, дерево, масло, 108,5×126,5 Музей изящных искусств, Лилль
Человек-дерево
1500, 27.7×21.1 см
«Детство Иисуса Христа и его служение»
В 1487—1488 годы статус художника в обществе вырос, он стал членом братства Пресвятой Богородицы и вошел в круги элиты города. Он начал получать заказы от других членов братства, а также от служителей церкви. В триптихе «Поклонение волхвов» отражается духовная тенденция того времени «devotio moderno», что означает «новое благочестие». Это был своеобразный призыв внушить верующим желание подражать Христу. Художник остается верен живописным традициям своего времени, в то же время он искусно жонглирует оригинальными аллегориями и символическими элементами.
Например, фигура, выглядывающая из дома, до сих пор вызывает толки искусствоведов: полуобнаженного мужчину ассоциируют с Антихристом, Адамом и Иродом, но ни одно из этих предположений не вызывает достаточной убедительности.
Например, фигура, выглядывающая из дома, до сих пор вызывает толки искусствоведов: полуобнаженного мужчину ассоциируют с Антихристом, Адамом и Иродом, но ни одно из этих предположений не вызывает достаточной убедительности.
Поклонение волхвов. Триптих
1494, 147.4×168.6 см
Се Человек (Ecce Homo)
1500, 71.1×60.5 см
Несение Креста
1498, 142.5×104.5 см
Небольшая деревянная панель «Святой Иоанн на Патмосе» — одна из немногочисленных работ Иеронима Босха, снабжённых авторской подписью. «Бытует заблуждение, что демон, пытающийся похитить у Богослова чернильницу, — порождение не столько библейской, сколько чисто босховской демонологии. И вправду, кому, кроме Босха, мог явиться этот мутант, этот демон-очкарик с головой печального старика и телом насекомого, с его хитиновым панцирем, членистыми ногами и скорпионьим хвостом? Но на самом деле это прямая иллюстрация текста Апокалипсиса…» (продолжение читайте в описании работы).
Святой Иоанн на Патмосе
1505, 63×43.3 см
Выставка работ Босха в Музее Прадо продлится до 11 сентября 2016 года.
Ожидается, что она привлечет огромное количество посетителей, поэтому с пятницы по воскресенье будет работать на два часа дольше обычного.
Ожидается, что она привлечет огромное количество посетителей, поэтому с пятницы по воскресенье будет работать на два часа дольше обычного.
В новости использованы материалы Музея Прадо и theartnewspaper.com
Рекомендуем почитать
Прошла по вашей же ссылке на сайт Прадо - этикетка на стене возле "Извлечения глупости" гласит, что это работа Босха, То есть указано имя автора, как полагают в Прадо, а не неопределенное "голландский художник". Как-то неточно выглядит ваша фраза - из описания предыдущей дискуссии такая формулировка выглядит так, что эксперты Прадо поосторожничали и не упомянули имени Босха...