Регистрация

Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде

Мне нравится28  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Крупнейшая выставка, организованная в рамках международного проекта в честь 500-летия со дня смерти художника, была торжественно открыта 31 мая в Музее Прадо. Кульминация «года Босха» и событие, достойное королей! Поклонникам искусства предоставлен уникальный шанс увидеть такое количество знаковых работ самого загадочного художника XV века.
На выставке представлены 24 оригинальные работы Босха, из них восемь работ хранятся в Испании, остальные прибыли из музейных коллекций Лиссабона, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Вены, Венеции, Парижа, Роттердама, Филадельфии и Вашингтона.
Иероним Босх. Воз сена. Центральная часть триптиха
Воз сена. Центральная часть триптиха
Иероним Босх
1515, 135×100 см
С именем Босха бок о бок всегда идут сенсации, нынешняя выставка — не исключение. В фокусе новости — актуальнейший вопрос атрибуции работ, вокруг которого бушуют нешуточные споры между испанскими и голландскими экспертами — настоящие босховские страсти!
На знаменательном событии присутствовали королевская чета Испании — Филипп VI с супругой Летисией и принцесса Беатрикс — мать короля Нидерландов, отрекшаяся от престола в пользу сына Виллема-Александра в 2013 году.
Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos
Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén
Яркой коллекцией произведений Босха Музей Прадо обязан страсти другого испанского монарха — Филиппа ІІ, собравшего богатейшую коллекцию великого Иеронима. Унаследовав королевское собрание, Прадо, таким образом, владеет шестью работами Босха, среди них триптихи «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Из других собраний в Испании на выставке представлена работа «Несение креста» из Эскориала и «Святой Иоанн Креститель» из коллекции Хосе Ласаро.
Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado
На выставке в Прадо представлены работы, которые не удалось заполучить музею Хертогенбоса на их выставке, которая закончилась три недели назад. Это триптих Святого Антония из Лиссабона, «Христос» из Лондонской галереи и «Несение креста» из Эскориала.


При подготовке к празднованию юбилейного года Босха между испанскими и нидерландскими экспертами сложилось острое соперничество. Эксперты Музея Северного Брабанта из родного города художника Хертогенбоса поставили под сомнение четыре работы Босха из коллекции музея Прадо.
Команда в Брабанте насчитывает 24 оригинальных работ Босха, из которых на их выставке было представлено 17, а мадридцы настаивают на 27 оригинальных работах и представляют на своей выставке 24 произведения.
Противостояние этих двух музеев обострилось при отборе работ для двух крупнейших выставок международного проекта «Босх 500». Музей Северного Брабанта просил у мадридского Прадо работу «Извлечение камня глупости» на свою выставку. При этом в договоре указали на автора этой работы как последователя Босха, относя ее к 1500−1520 годам. Мадрид отказал: «Это недопустимо — брать у нас работу, значащуюся как работа Босха и выставлять ее как последователя», — заявили кураторы. Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима, написанная в 1501—1505 гг.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости
Извлечение камня глупости
Иероним Босх
1500-е , 48.5×34.5 см
Голландские ученые отвергают также «Искушение Святого Антония» из коллекции Прадо, датируя работу 1530−1540 гг., через несколько десятилетий после смерти автора. Эксперты Прадо, однако, настаивают на авторстве Босха на основании инфракрасного изображения. Третья работа, отвергаемая голландцами, всем известные «Семь смертных грехов».
Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. Центральная часть
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. Центральная часть
Иероним Босх
1485

Как отмечают мировые эксперты, несмотря на разногласия и различные подходы к атрибуции работ Босха, обе выставки демонстрируют шаг вперед в исследовании наследия художника. Кроме того, оба музея представили два обширных каталога с результатами своей работы.
В частности, в каталоге Музея Прадо включены новейшие технологические исследования в инфракрасных и рентгеновских лучах триптиха «Сад земных наслаждений», раскрывающие творческий процесс создания работы великим художником — от первоначального замысла в рисунке до окончательного варианта в живописи. Эксперты установили также то, что Босх убрал уже написанные некоторые фрукты, большую фигуру фантастической амфибии с выходящим из нее человеком в сцене «ада», изменил ландшафт. А фигуры Бога-Отца, Адама и Евы, которые первоначально находились в центре створки, затем были опущены вниз.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка
Сад земных наслаждений. Левая створка
Иероним Босх
1500-е , 220×97.5 см
На сайте Музея Прадо представлен ряд материалов, посвященных Босху, его творчеству и нынешней выставке. Иллюстрация

Любимые святые Босха

Во времена Босха Хертогенбос был процветающим городом. Рыночная площадь, где художник жил и работал с 1462—1516 годы, была местом встречи всех классов горожан, здесь проходили светские и религиозные праздники, повседневная жизнь, за которой Иероним наблюдал из окна своего дома. Это имело основополагающее значение для визуальной вселенной художника и отражалось на его работах.
Иероним Босх. Искушение Святого Антония
Искушение Святого Антония
Иероним Босх
1490-е , 73×52.2 см
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха
Искушение Святого Антония. Центральная часть триптиха
Иероним Босх
XVI век, 131.5×119 см
Иероним Босх. Наброски монстров
Наброски монстров
Иероним Босх
8.6×18.2 см
Иероним Босх. Странник
Странник
Иероним Босх
XVI век, 71×70.6 см
«Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот „тренды“ тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции. Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти…» — мы подготовили биографический материал о Босхе
Иероним Босх. Корабль дураков
Корабль дураков
Иероним Босх
1490-е , 57.8×32.5 см
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия
Аллегория чревоугодия и любострастия
Иероним Босх
1490-е , 34.9×31.4 см
Босх - поразительный художник, одаренный невероятным воображением и способностью изобретательно изображать людские страсти.
Последователь И. Босха «Концерт в яйце», ок. 1561, дерево, масло, 108,5×126,5 Музей изящных искусств, Лилль
Иероним Босх. Человек-дерево
Человек-дерево
Иероним Босх
1470, 27.7×21.1 см

«Детство Иисуса Христа и его служение»

В 1487—1488 годы статус художника в обществе вырос, он стал членом братства Пресвятой Богородицы и вошел в круги элиты города. Он начал получать заказы от других членов братства, а также от служителей церкви. В триптихе «Поклонение волхвов» отражается духовная тенденция того времени «devotio moderno», что означает «новое благочестие». Это был своеобразный призыв внушить верующим желание подражать Христу. Художник остается верен живописным традициям своего времени, в то же время он искусно жонглирует оригинальными аллегориями и символическими элементами.

Например, фигура, выглядывающая из дома, до сих пор вызывает толки искусствоведов: полуобнаженного мужчину ассоциируют с Антихристом, Адамом и Иродом, но ни одно из этих предположений не вызывает достаточной убедительности.
Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих
Поклонение волхвов. Триптих
Иероним Босх
1494, 147.4×168.6 см
Иероним Босх. Се Человек (Ecce Homo)
Се Человек (Ecce Homo)
Иероним Босх
1500, 71.1×60.5 см
Иероним Босх. Несение Креста
Несение Креста
Иероним Босх
1498, 142.5×104.5 см
Небольшая деревянная панель «Святой Иоанн на Патмосе» — одна из немногочисленных работ Иеронима Босха, снабжённых авторской подписью. «Бытует заблуждение, что демон, пытающийся похитить у Богослова чернильницу, — порождение не столько библейской, сколько чисто босховской демонологии. И вправду, кому, кроме Босха, мог явиться этот мутант, этот демон-очкарик с головой печального старика и телом насекомого, с его хитиновым панцирем, членистыми ногами и скорпионьим хвостом? Но на самом деле это прямая иллюстрация текста Апокалипсиса…» (продолжение читайте в описании работы).
Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе
Святой Иоанн на Патмосе
Иероним Босх
1505, 63×43.3 см
Иероним Босх. Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами. Оборотная сторона доски «Святой Иоанн на Патмосе»
Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами. Оборотная сторона доски «Святой Иоанн на Патмосе»
Иероним Босх
1505, 63×43.3 см
Выставка работ Босха в Музее Прадо продлится до 11 сентября 2016 года.

Ожидается, что она привлечет огромное количество посетителей, поэтому с пятницы по воскресенье будет работать на два часа дольше обычного.
В новости использованы материалы Музея Прадо и theartnewspaper.com
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится28  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Alexandra Shpetnaya
, 13 июня 2016 05:54 0
"Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа голландского художника, написанная в 1501—1505 гг."
Прошла по вашей же ссылке на сайт Прадо - этикетка на стене возле "Извлечения глупости" гласит, что это работа Босха, То есть указано имя автора, как полагают в Прадо, а не неопределенное "голландский художник". Как-то неточно выглядит ваша фраза - из описания предыдущей дискуссии такая формулировка выглядит так, что эксперты Прадо поосторожничали и не упомянули имени Босха...
Ирина Олих
, 13 июня 2016 11:09 0
Имя Босха в одном абзаце повторялось несколько раз, поэтому было заменено, не обратила внимание на то, что фраза действительно звучит двусмысленно. Музей Прадо представляет на выставке "Извлечение камня глупости" именно как работу Иеронима Босха, акцент я хотела сделать на более ранней датировке этой работы - 1501-1505гг., предложенной экспертами Музея Прадо. Спасибо. "Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима, написанная в 1501—1505 гг."
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP