Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Мне нравится41       0  
«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — криптоживопись, которую можно не только разглядывать, но и «читать». Святые и грешники, боги и монстры, книги, ноты, ягоды и ягодицы — все здесь выполняет функции букв, сложив которые в том или ином порядке, можно получить послание из XVI века. Не стоит недооценивать их важность, ведь иногда единственной буквы достаточно, чтобы «сад» превратился в «ад» или наоборот. «Артхив» попытался разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые — возможно — вложил в них Иероним Босх.

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.

Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.
2. Адам и Ева

Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.
3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.
4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные. Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.

5. Птицы

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры (см. также «Корабль дураков«).

Центральная часть

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
2. Ягоды

В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной. Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.
4. Круг зверей

Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка. И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями. И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости«). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
8. Рыба

Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше . Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.

2. Птицеголовый монстр

По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.

Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.

3. Музыкальный ад

Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.
4. Тройка, семерка, туз

Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.
5. Задницы

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.
6. Лестницы

Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.
7. Ножи

Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи. Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus». А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.

8. Свинья

Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.

9. Коньки

Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».

Автор: Андрей Зимоглядов
 Комментарии  11
Эрнст Саприцкий
Эрнст Саприцкий
, 1 марта 2016 22:43 1
Эрнст Саприцкий

Иероним Босх
Сад земных наслаждений

Сей огромный триптих *
Трудно сразу понять,
Чтоб от сих и до сих
На словах передать –
И Рай, и Ад, и мир людей
Помещены в картине сей!
На левой створке Адам и Ева
Вблизи запретного им древа.
Всевышний познакомил их,
Оставивши затем одних.

Сад наслаждений в центральной части
С его грехами сладострастья.
Каких фигур и поз здесь нет –
Вот, например, один сюжет:

(здесь показан фрагмент Сада)

На правой створке – конец пути
С его расплатою за счастье…
Здесь Ад. Его не обойти –
Напоминает людям Мастер…
*) 390 * 220 см.
Simon Rozenblat
, 28 июня 2017 18:42 2
Иосиф Бродский как-то сказал о Евгушенко: "Если он поэт, то у меня другая профессия". Нечто подобное можно сказать о Босхе и Дали.. Если Дали ходожник-сирреалист, то у Босха совершенно другая профессия.. Если пресдледуемый синдромом Мюнхгаузена Дали старался (и небезуспешно) любым способом обратить на себя внимание, причем во времена, когда авангард×Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». читать дальше был в чести, то у Босха все було ровно наоборот.. Его работы не фонтанируют разноцветными фантазиями, а философствуют, погружая нас в глубинв того, что много позже открыли нам Роберт Фромм, Франц Кафка, Джозеф Хеллер и другие мудрецы..
Нателла Климанова
, 24 июля 12:28 0
По поводу картины Иеронима Босха, то нужно сказать, что более пяти столетий никто не может понять истинный смысл и идеи великого художника, а некоторые современники , не более и не менее, считают картину «Сад земных наслаждений» "продуктом эротического расстройства и бурных сексуальных фантазий автора. " В чём глубоко и варварски заблуждаются. На самом деле, картина Босха,- это злая сатира на дьявольское устройство мира на нашей плоской, разрезанной на пять частей ключевой планете, на которой происходило и просиходит дьявольское смешение и изменение Божественной генетики человека на растительную, которая в Библии именуется "Виноград", и, которому пришло время " жатвы". То есть, виноградная раса, - это те люди, которые не записаны у Бога в Книгу Жизни. В шумерские времена,эта раса имела образ и символ бананового дерева пальмы: 18 И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. 19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. 20 И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.Откр.г.14
Нателла Климанова
, 24 июля 12:28 0
В левой части триптиха, на фоне голубой горы Шамбалы(Юра,Авентийская гора, Апокалипсис), которая сейчас находится на территории Кыргызстана и имеет название гора "Сулейман-Тоо", показано море нашей Вселенной Небадон, ссылка на Документ Книги Урантии на часть2 о "локальной Вселенной":http://urantia.ru/book/Paper32.asp В центре моря, как бы, приводнился "батискаф" горстки небесных корсаров во главе с Драконом Ноем, которые начали на нашей земле строительство эксперементальной Красной расы, в виде надстройки над "батискафом", как бы, розовая мечта Вавилонской башни, где проводились нечеловечекие эксперименты по смешиванию рас. На заднем плане образ строения коричневого здания религии Ислам с входом в подземелье, куда безвозвратно уходит новая эксперементальная раса со стальной генетикой. Напереднем плане образ сидящего бессильного Адама, в реализации которого был Геркулес, у которого от ребра до пят, были изъяты Божественные чакры и по сути, земной Адам божественно бесплоден. Эти чакры из ребра Адама, взяла Сатана-гермафродит,для того, чтобы быть похожей на ангела и, ставшя Евой Адама. Рука Евы с подкошенными ногами, рука которой переплетена с рукой пастыря в розовой мантии, что говорит о том, что на картине образ дьявола, который состоит из падшего Адама Вселенной-Зевса, соединённого в бедре с Сатаной. О танедеме земного Адама Геркулеса и дьявола, ап. Павел пишет, что Богу известно о блудодеянии Сына с женой отца своего: «...есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего… Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело… и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа «(1 Кор. 5, 1–5) Далее, ап. Павл пишет,обращаясь к своему Сыну Геркулесу, что чужая жена - тесный "колодезь", которая, как разбойник " сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников»: «26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; 28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников»
Нателла Климанова
, 24 июля 12:29 0
Таким образом, можно сделать вывод, что те люди, которые не записаны Богом в Книгу Жизни, - это те, в засаде "умноженные законопреступники" не способные на "вразумление",не способные на покаяние перед Богом в делах своих: 9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. 10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, 11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.Откр. гл.16
Нателла Климанова
, 24 июля 12:29 0
Рядом с земным Адамом и дьяволом, стоит древо с сухй колючей хвоей,- символ паразитирущего в человеке червя из Вакуума - Кадуцей,от которого в человеке развиваются тысячи смертельных болезней вплоть до неизлечимого рака и Спида. Кадуцей обгладывает чакры человека,- Искры Божьи,- от чего организм человека опустошается, стареет и скорая смерть. На картине показан мир животных Землии каждое животное символизирует какого-либо демона, оказавшегося на нашей планета в западне-Изоляции. О изоляции нашей планеты смотрите в Документе Урантиив главе о "Восстании Люцифера, на ссылке: "http://urantia.ru/boo…3.asp#p607 Так, Слон,- символ Золотого Дракона из Вакуума, - сейчас он,- Каин, Президент США Дональд Трамп в заключении на острове Британия. Жираф,- символ Дракона,- основатель стальной генетики, - Президент России:В.В.Путин Лошадь-единорог,- символ Дракона. Гиппотам,- символ Сатаны(Тело) Птица,- символ Сатаны(Голова) Верблюд,- символ дьявола Пятнистый Кот, Барс, Леопард- символ Геркулеса(Золото Материи) и Геракла(Серебро Слова)
Нателла Климанова
, 24 июля 12:29 0
Центральный триптих картины Босха, показывает Океан Вселенной Бога с пятью островами-планетами, которые были захвачены дьяволом и на которых происходило смешение рас и строительство новой эксперементальной Красной расы со стальной генетикой. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Вокруг Рая кружение всадников, расселение и переселение людей по разным островам-планетам на космических кораблях-звездолётах, которые на картине саркастически показаны хдожником, как виманы,из которых выходит белая раса ангелов, которым вставлена в зад растительная генетика в виде цветков фиалок. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений "умноженных" законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне.
Нателла Климанова
, 24 июля 12:30 0
В центре картины образ покалеченного, опустошённого белого тела земного Адама-Геркулеса без рук и ног, на голове которого круг потери памяти, на котором хозяйничают демоны. Два уха Геркулеса разъединены ножом , как намёк на то, что опустошённый Геркулес не только ничего не помнит из своей прошлой жизни, но и слышать ничего не может. В пророчестве Нострадамуса,говорится о том, что Геркулес и Геракл,объединённые в Георгия Победоносца, в битве со Змеем-Сатаной Драконом, победят Смерть и смерти не будет. На каждом рисунке Нострадамуса, из Колеса Сансары выламываются спица и Колесо превращается в Венок Оправдания.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP