school_banner
Регистрация

Босх. Возвращение домой: выставка века в Хертогенбосе

Мне нравится14       0  
Выставка «Видения гения», открывшаяся 12 февраля в родном городе художника, — «одна из самых важных выставок нашего столетия», считает критик «The Guardian» Джонатан Джонс. Представленное уникальное собрание шедевров — 17 из 24 сохранившихся живописных работ и 19 рисунков, — беспрецедентный в истории случай. Мероприятие богато на сенсации: итоги 6-летних исследований наследия Иеронима Босха внесли раздор в музейные круги. А репортаж с открытия — сама по себе сенсация!
Старт подобной выставки — воистину событие эпохальное: торжества открыл сам король Вильгельм-Александр
Сам Босх оценил бы масштаб празднества и наверняка изобразил бы его в своей своеобразной манере: шоу продолжилось костюмированными представлениями, «демоническим шествием» улицами города и музыкальной программой с участием современных групп и симфонического оркестра. Истинная БОСХ-аналия!
Вот так персонажи…
Презентация выставки состоялась в Соборе Святого Иоанна. Приглашенных 800 (!) гостей встречали… герои картин Босха
Вот вам и «Стог Сена»! Фото: страничка Ф. Б. Музея Северного Брабанта
После официальной части, танцуя и подпевая, чудна́я колонна во главе с Его Высочеством отправилась к Музею Северного Брабанта.

1. Есть ли у вас план, господин Директор?

Замечательнейшая выставка Босха на его родине состоялась благодаря неимоверным усилиям директора Музея Северного Брабанта — Шарля де Моойа (Charles de Mooij). Крошечный нидерландский музей сумел заполучить сокровища мировых игроков арт-сцены — Прадо, Лувр, Метрополитен, Национальная Галерея в Вашингтоне. Как это удалось?
Директор музея Шарль де Моой и король Вильгельм-Александр у триптиха «Воз сена»


В обмен на работы Моой предложил уникальный проект — программу по их сохранению и исследованию.
В течении семи лет Шарль колесил по европейским и заокеанским музеям и проводил переговоры. В итоге финансовыми спонсорами проекта стали мэрия Хертогенбоса, Фонд Jheronimus Bosch 500, Фонд Gieskes-Strijbis и Фонд Пола Гетти.

В ходе грандиозного предприятия было исследовано свыше 30 работ Босха, его последователей и художников его мастерской. В результате девять живописных работ Босха сияют первозданным видом, а итоги 9-летних исследований опубликованы в двух увесистых томах.

2. Звездные гости

Впервые за 450 лет триптих «Воз сена» покинул стены Прадо и гостит в городе, где был написан. Вторая обещанная звезда из блестящей коллекции мадридского музея «Сад земных наслаждений» не приедет в Хентогенбос. Эта работа никогда не выезжала за границу.
Сомнения специалистов проекта исследований работ Босха по поводу атрибуции работ из собрания Прадо привели к жесткой реакции руководства мадридского музея: за считанные дни до начала выставки они отказались предоставить обещанные картины из своей коллекции — «Искушение Святого Антония» и «Извлечение камня глупости».
Иероним Босх. Извлечение камня глупости

Кураторы Прадо убеждены, что «Извлечение камня глупости» было написано в 1500—1510 гг., а исследования под руководством нидерландских специалистов привели к новому заключению: произведение выполнено в мастерской художника или его последователем между 1510 и 1520 годом.

Босх «Извлечение камня глупости»

Еще одну свою визитную карточку — картину «Искушение Святого Антония» — Прадо также отказался представить на выставку.
Иероним Босх. Искушение Святого Антония

Испанцы относят работу к раннему периоду художника, называя дату создания около 1490 года, а научный проект «Босх 500» настаивает на исполнении картины поздним последователем Босха в 1530—1540 гг.

Босх «Искушение Святого Антония»

Шарль де Моой высказал свое сожаление о том, что две работы были сняты с выставки. Руководство Прадо критикует исследования голландских коллег, которые основывают свои атрибуции «на крайне субъективных стилистических аспектах».
Напомним также, что ранее специалисты научного проекта отвергли устоявшуюся атрибуцию Босха «Семи смертных грехов» из того же Прадо как работу последователя художника 1510−1520 гг. и даже не запрашивали для выставки.
В прессе возникший конфликт уже связывают с историческим противостоянием двух народов, вспоминая о войне 500-летней давности. Удивительно, что камнем преткновения стал художник, равно почитаемый и любимый как в Испании, так и в Голландии.

3. Сенсационные «новинки» выставки

Выставка с гордостью представляет плоды долгих исследований — две вновь обретенных работы Босха. Картина «Искушение святого Антония» из собрания Художественного музея Канзас-сити (США), которая ранее приписывалась кисти помощника художника, признана работой самого великого Иеронима.
Еще один сюрприз выставки — впервые зрители посмотрят на рисунок «Адский пейзаж» как на работу Босха, ранее она приписывалась одному из ассистентов мастерской художника. Эта работа была продана на аукционе в 2003 году из неизвестного источника частному коллекционеру из Бельгии. Рисунок никогда ранее не выставлялся в музее.
Руководитель исследовательского проекта Маттийс Иллсинк называет его «экстраординарной находкой»: «Из-за размеров листа и насыщенной сцены рисунок становится исключительно важным дополнением к графическому наследию художника».
О вновь обретенном рисунке больше узнаете в обзоре: «Босх, Донателло и Исаак ван Остаде преподнесли сюрпризы искусствоведам».

4. Снова вместе – историческое воссоединение

На выставке также встретятся части триптихов, рассеянные по нескольким музеям. Когда-то боковые панели так называемого триптиха «Блудный сын» (или «Путник») были распилены, его центральная часть утрачена, а сохранившиеся фрагменты сегодня хранятся в четырех музеях.
На выставке впервые с момента их разъединения ненадолго соединятся части этого замечательного произведения.
Иероним Босх. Странник
Странник
XVI век, 71×70.6 см
Восьмиугольная картина «Блудный сын» из музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме, «Смерть и скупец» из Национальной галереи в Вашингтоне и отреставрированные два фрагмента «Корабль дураков» (Лувр) и «Аллегория обжорства и похоти» (Художественная галерея Йельского университета) вместе представят захватывающее зрелище.
Это не единственный пример необычайного воссоединения — элементы бывшего алтаря Братства Богоматери в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе, привезенные из трех стран, также предстанут в первозданном виде.
Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе
Иероним Босх. Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами. Оборотная сторона доски «Святой Иоанн на Патмосе»
  • Босх "Святой Иоанн на Патмосе" (фронтальная часть)
  • Босх "Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами" (оборотная часть доски)

5. Темы выставки

Выставка построена по тематическому принципу и разделена на шесть сюжетных линий: Жизненный путь-паломничество, Босх и Хертогенбос, Жизнь Христа, Босх-рисовальщик, Святые и последние времена, а также работы современников и последователей художника.
Вероисповедание художника породило множество толков. Глядя на работы из цикла земной жизни Иисуса Христа, где нет демонических видений и страшных видений преисподней, зрители могут сделать свои выводы, был ли гений христианином?
Еще один притягательный момент выставки: интересно взглянуть хоть одним глазком на Хертогенбос XVI столетия. На картине неизвестного мастера запечатлена торговая площадь, возле которой находился дом Босха и его мастерская.
Неизвестный художник XVI века «Рынок в Хертогенбосе», ок. 1530, Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
Работы с изображениями святых разнообразны по композиции. В них обязательно присутствует пейзаж и одинокая фигура праведника, — Иероним у Босха кается в своих грехах, Иоанн размышляет о святости, а Святой Христофор, чье имя означает «несущий Христа», исполняет свою почетную миссию.
Отреставрированные произведения Босха из собраний галерей Венеции — также результат работы международной команды реставраторов. Драматические сцены распятий, мученичества и видений будущей жизни выглядят еще более ошеломляющими.
Согласно последним исследованиям, работа «Страшный суд», вызывающая долгое время споры между специалистами, повышена в статусе. Согласно заключению триптих был создан не в мастерской художника, а самим Босхом между 1495—1505 гг.
На правой створке триптиха «Распятая мученица» под красочным слоем с помощью рентгена можно увидеть четко написанную мужскую фигуру. Подобные результаты исследований вошли в новую монографию о Босхе, значительно расширив знания о методах и технике работы художника.

6. Босх – превосходный рисовальщик

Метод работы Босха также был инновационным. Он расставлял свои фигуры спонтанно, поддавшись чувствам. Далее в процессе работы с красками он мог вносить изменения, находя лучшую форму, в то время как другие художники следовали намеченным на эскизе контурам.
Иероним Босх. Два монстра
«Два монстра»
Босх также был одним из первых художников, который серьезно относился к графическим эскизам. Он использовал их не только как подготовительный материал, а рассматривал как полноценное законченное произведение.

7. Современники и последователи Босха

На выставке также представят около 60 работ других европейских художников XVI века. Среди них несомненный интерес представляют шесть живописных произведений из мастерской Босха, а также гравюра А.Дюрера и замечательный портрет Иеронима Босха французского художника Жака Ле Бука (Jacques Le Boucq).
Администрация музея напоминает о том, что билеты можно забронировать через интернет, таким образом еще задолго до открытия выставки было куплено более 90 000 билетов.
Выставка «Видения гения» открыта до 8 мая 2016 года.

Обо всех выставках в юбилейных год художника читайте в новости: «Международный проект „Босх 500“: анонс выставок к юбилейному году Иеронима Босха».
В новости использованы материалы с официального сайта Музея Северного Брабанта, страницы ФБ, а также hyperallergic.com, theartnewspaper, фотографии с открытия выставки взяты со страницы Ф. Б. Музея Северного Брабанта.

Комментировать Комментарии  1
HELP