Музей Прадо в Мадриде представил после реставрации «Триумф смерти» (1562 — 1563) Питера Брейгеля Старшего. До 2011 года это была единственная работа фламандского мастера в Испании, пока учреждение не купило его «Праздник вина в День святого Мартина». «Триумф смерти» — нравственная картина на одну из часто повторяющихся тем в средневековой литературе. Во время её создания Брейгель находился под влиянием Иеронима Босха.
Реставраторы восстановили структурную стабильность этой исключительной панели и её оригинальные цвета. Они также проанализировали состав и уникальную живописную технику, основанную на точных мазках, которые придают поразительную чёткость переднему плану и прозрачность фону.
Триумф смерти
1563, 117×162 см
Основная тема работы Питера Брейгеля Старшего — победа Смерти над мирской сущностью. Гибель живого символизируется огромной армией скелетов, завоёвывающей Землю, на фоне бесплодного пейзажа с ужасающими сценами разрушения. На переднем плане Смерть верхом на красном коне уничтожает мир во главе своего войска. Живых заталкивают в огромный гроб, и ничто не в силах спасти их. Кое-кто пытается сопротивляться своей участи, но большинство смирились с уготованной им судьбой. Лишь пара влюблённых в правом нижнем углу ещё не замечает грядущих страданий.
Брейгель выбрал доминирующую красновато-коричневую палитру, которая придаёт композиции дополнительный инфернальный характер. Изобилие отдельных сцен и морализаторский смысл указывают на то, что автор вдохновлялся произведениями Иеронима Босха.
Брейгель выбрал доминирующую красновато-коричневую палитру, которая придаёт композиции дополнительный инфернальный характер. Изобилие отдельных сцен и морализаторский смысл указывают на то, что автор вдохновлялся произведениями Иеронима Босха.
Неизвестно, кто и когда решил уменьшить толщину четырёх горизонтальных дубовых панелей, на которых написана работа. Тогда же они были усилены рамой, которая ограничивала естественное движение досок. Кроме того, четыре панели, составляющие картину, были разделены и собраны вновь. Их внутренние края отшлифовали, из-за чего пострадал красочный слой. Затем доски соединили неровно и, чтобы скрыть это, швы поверх оригинала замазали гипсом и перекрасили. Во время разборки панелей верхнюю повредили, в результате чего по ней из конца в конец побежали многочисленные трещины.
Слева: Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти», фрагмент («Побоище»). Музей Прадо, Мадрид
Теперь специалисты удалили раму, ограничивающую свободное движение древесины, выровняли поверхность картины и отреставрировали трещины. Затем они определили точную кривизну, которую панели приняли после того, как была убрана опора, и добавили другую, из бука, с учётом гигроскопичности досок.
Красочный слой был восстановлен до мельчайших деталей, очищен от следов прежних реставраций и перекрашиваний, которые были замаскированы цветными лаками для однородного эффекта, что сделало картину практически монохромной.
Красочный слой был восстановлен до мельчайших деталей, очищен от следов прежних реставраций и перекрашиваний, которые были замаскированы цветными лаками для однородного эффекта, что сделало картину практически монохромной.
«Праздник вина в День святого Мартина» (1567) — вторая картина Питера Брейгеля Старшего в коллекции Музея Прадо и в Испании
Полная очистка оказалась сложным делом из-за того, что слой оригинального пигмента оказался тонок, в отличие толстых и твёрдых перекрашенных областей. Заодно была удалена тонированная вуаль, добавленная во время ранних реставраций, которая скрыла детали первоначальной картины, и теперь зрители могут оценить свежие синие и красные оттенки. И, наконец, была восстановлена сложность композиции и глубина ландшафта.
Инфракрасная рефлектография и изучение копий, которые сделали сыновья Брейгеля, позволили правильно воссоздать небольшие утерянные элементы, которые были искажены и закрашены во время грубых ранних реставраций.
Инфракрасная рефлектография и изучение копий, которые сделали сыновья Брейгеля, позволили правильно воссоздать небольшие утерянные элементы, которые были искажены и закрашены во время грубых ранних реставраций.
«Триумф смерти» — копия картины отца, выполненная Питером Брейгелем Младшим в 1610-х годах. Частная коллекция
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Прадо и Artdaily