В Третьяковской галерее на Крымском валу 7 октября открывается большая ретроспективная выставка работ Валентина Серова. Она приурочена к 150-летию со дня рождения лучшего российского портретиста конца XIX — начала XX века.
Портрет Ивана Морозова
1910, 63.5×77 см
Экспозиция работ Серова в Третьяковке - одно из основных событий музейного сезона — 2015 года в России. Она логически завершит серию выставок работ художника, начатую в Русском музее в 2011—2012 году показом графики и продолженную им же в этом году выставкой «Серов — не портретист», о которой Артхив уже писал. И вот своеобразным кульминационным аккордом станет Большая Ретроспективная выставка лучших полотен Серова — в основном, портретов, которыми он прославился.
Откроет экспозицию знаменитая и, возможно, самая популярная картина Серова — «Девочка с персиками», а завершит одна из последних его работ, написанная за год до смерти художника — «Портрет Иды Рубинштейн». Выставка выстроена хронологически - посетители увидят, как с годами менялась стилистика и мастерство художника.
Портрет Иды Рубинштейн
1910, 233×147 см
Пленительная Ида
Валентин Серов увидел актрису на парижской сцене в 1901 году и решил, что в ней «столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого». Так что рисовать, срочно рисовать! Создав афишу для балета Дягилева (партнер Анны Павловой вспоминал, что в Париже об афише говорили больше, чем о самой балерине), художник задумал новую картину. Однако Серов настаивал на варианте «ню». Согласится ли дива? Ида Рубинштейн согласилась, и портрет, который создавался в Париже в 1910 году, был потом показан на выставке «Мира искусств» в 1911 году, а также на международной выставке в Риме. Что сказать? Современники не поняли «модерновой» угловатости работы. А вот потомки — оценили.«Увидеть Иду Рубинштейн — это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека… Монументальность есть в каждом её движении — просто оживший архаический барельеф» — Валентин Серов
Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
1900-е
, 70×58 см
Терпение и труд: царь Николай II для своего портрета позировал художнику шестнадцать (!) раз.
В нынешнем масштабной проекте участвуют 18 российских музеев и 5 зарубежных; кроме того, кураторам удалось договориться с рядом частных коллекций. Так, из коллекции музея Орсэ на выставке представят портрет
двоюродной сестры художника, Марии Симонович-Львовой, а из Дании ждут портрет
императора Александра III (еще один вариант приведенного на иллюстрации ниже). Всего же в экспозиции зрители смогут увидеть около 150 работ Серова.
Портрет императора Александра III с рапортом в руках
1900-е
, 160×107 см
Несмотря на то, что главный акцент выставки, безусловно, — портреты кисти мастера, около трети экспозиции займут графика
и пейзажные работы Серова, без которых представление о художнике будет неполным. Стоит отметить иллюстрации автора, созданные для книг и театральных постановок. Так, будут показаны эскизы к опере «Юдифь», музыка к которой была написана отцом художника — Александром Серовым.
Эскиз декорации к опере А.Н. Серова «Юдифь»
1907, 55×71 см
Закулисная история сокровища "Шехерезады"
Впервые в Москве будет представлен большой занавес к балету Римского-Корсакова «Шехерезада», впечатлявший публику во время Дягилевских сезонов в Париже. Долгое время он считался утерянным, но все-таки был найден и куплен на одном из антикварных аукционов Галиной Вишневской и Мстиславом Растроповичем.
Эскиз занавеса для балета «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова
1910, 68×87 см
Как рассказал в 2005 году сотрудник Русского музея (занавес был показан публике в рамках выставки), «ни Вишневская, ни Ростропович не знали, что это занавес Серова. Они вообще не знали, что это занавес, так как приобретенное некогда полотно размерами не более 4 — 6 метров. А тот, что написан в 1911 году для балета „Шахерезада“, ставшего хитом „Русских сезонов“ Сергея Дягилева, был размерами 12 на 16 метров. Галина Вишневская хотела повесить его на стену в гостиной петербургского дома. Требовалось полотно укоротить или подогнуть. Не желая повредить его, певица обратилась к специалистам-реставраторам. Те пришли, увидели и ахнули: „Серов!“ Известно, что после смерти художника занавес принадлежал Сергею Дягилеву. После него — Сержу Лифарю. А после 1929 года следы его затерялись. И вот — неожиданное обретение. Правда, это, скорее всего, лишь фрагмент центральной части.»
Особое внимание публики — знаменитым портретам кисти мастера.
«Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте».
Валентин Серов
Портрет княгини Ольги Орловой
1911, 237.5×160 см
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет
. Из этюда „девочки в розовом“… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи»
Художник Игорь Грабарь
Художник Игорь Грабарь
Персики!
И все-таки символом выставки станет «Девочка с персиками». Наверное, нет ни одного человека, кто хотя бы раз не видел этот портрет . Не зря ее еще называют русской «Джокондой»! Однако далеко не все знакомы с удивительной и светлой историей «Девочки с персиками». Да и детали красноречивы — стоит узнать о них побольше, чтобы разглядеть как следует.Главной героиней портрета, написанного Серовым в самом начале своего творческого пути, стала 12-летняя Вера Мамонтова — дочь знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Августовским днем 1887 года она, запыхавшаяся и румяная, забежала в дом усадьбы Абрамцево и, схватив персик, села напротив Валентина Серова. Впечатленный светом и моментом, художник предложил юной Верочке позировать. Итак, взглянем на картину внимательно.
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
1887, 85×91 см
1. Девочка
Озорство и непоседливость - живой характер Веры Мамонтовой на виду: спокойствие - лишь на миг! Кажется, что она сейчас выскочит из-за стола и убежит во двор гонять с ребятней. Однако Серов очень долго и тщательно рисовал свои портреты — порой на один портрет требовалось до 60 сеансов! Царь Николай II для своего портрета позировал шестнадцать раз. «Девочку с персиком» художник писал целых два месяца…2. Желтые листья за окном…
… — авторское свидетельство терпеливости Веры. Это был первый ее жизненный опыт долгого позирования. Она его выдержала — несмотря на свой малый возраст и жизнерадостный характер. А желтые листья рядом с летними персиками передают зрителю метафору быстротечности жизни и радости каждого ее дня.3. Розовая блузка
Повседневная одежда Веры, немного детская и даже мешковатая, подчеркивает спонтанность ситуации и естественность момента. Блузка на картине — самое яркое и праздничное цветовое пятно. Благодаря этому Серов добивается впечатления, что свет идет не только от окна за спиной, но и от самой героини.
В. М. Васнецов. «Девушка с кленовой веткой». 1896
На этом полотне также изображена Вера Мамонтова — здесь ей 21 год.
4. Обстановка
Место действия на картине — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат. Обстановка там не изменилась и поныне. Стол, за которым сидит Вера, был раздвижным, за ним собирались члены семьи и друзья Мамонтовых. А комната, которая видна слева — знаменитая «Красная гостиная». В этой гостиной писатели и художники читали в ролях произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева. Там они музицировали, делали наброски к картинам, дискутировали. На картине хорошо заметно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».5. Игрушка-гренадер
Деревянный солдат в левом углу, за спиной Веры — изделие сергиево-посадских мастеров. По словам одного из научных смотрителей, эту игрушку купили в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Некрашеную фигурку Валентин Серов расписал сам; в музее хранится эскиз этой росписи. А гренадер до сих пор украшает тот же угол усадьбы.В.М. Васнецов «Боярышня» (Портрет
Веры Мамонтовой), 1884
Веру Мамонтову рисовали и до «Девочки с персиками» — Васнецов создал «Боярышню» за два года до знаменитой работы Серова.
Веру Мамонтову рисовали и до «Девочки с персиками» — Васнецов создал «Боярышню» за два года до знаменитой работы Серова.
6. Тарелка…
… — дань увлечению Саввы Мамонтова прикладным искусством. В 1889 году он открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Михаил Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже, на той же стенке, появилась другая майоликовая тарелка — уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.7. Персики
Несмотря на то, что персик — не подмосковный фрукт, он выращен в мамонтовских оранжереях. Персиковые деревья купили в 1871 году, а выращивал их специальный садовник, приглашенный в усадьбу сразу после их высадки и имеющий большой опыт. Надо отметить, что изначально картина Серова называлась «Девочка в розовом», но персики, в конце концов, победили.
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович
1888, 89.5×71 см
По окончании своей работы, 22-х летний Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет
находился в Абрамцево — в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее. За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награжден премией Московского общества любителей художеств.
Купание лошади
1905, 72×99 см
«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
Валентин Серов.
Валентин Серов.
Дети
1899, 71×54 см
Что ж, похоже, не только в день открытия 7 октября в кассы Третьяковской галереи выстроится длинная очередь! Возможность полюбоваться столь выдающейся экспозицией уникальна.
Главная иллюстрация новости — В. Серов. Мика Морозов. Портрет
Михаила Александровича Морозова (1901, 70×62 см)
ic.pics.livejo…iginal.jpg