Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)

Предложить название
1900-е , 70×58 см • Масло, Холст
Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Фото 1917 года, из коллекции Государственного Эрмитажа
Доп. изображения —
  • Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Фото 1917 года, из коллекции Государственного Эрмитажа

Описание картины «Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)»

В 1902 году во время работы над очередным портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала - брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха). И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом. Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», - и слово свое сдержал.

Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом императора кисти Серова.

После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Однако в 1900-м Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов. Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум. Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства». «Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу. Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее**.

Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.

*Также 1900-м годом датирован серовский «Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка» (Николай II числился шефом полка с 1896 года и заказал портрет, чтоб подарить подопечным военным, – в музее полка в Эдинбурге картина сейчас и хранится). Этот парадный портрет писался одновременно с «портретом в тужурке», который готовили в подарок императрице. Когда она застала мужа и художника за написанием «серого» портрета, ей объяснили, будто это всего лишь эскиз, необходимый для работы над шотландским парадным.

**В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Валентин Александрович Серов. Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком
  • Валентин Александрович Серов. Открытое окно. Сирень.
  • Валентин Александрович Серов. Портрет Е. И. Лосевой
Серов
5 работ • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Человеческий скелет
  • Валентин Александрович Серов. Автопортрет
  • Эрик  Зенер. В бассейне
+
Собирает Janelle Taskinbaeva
27 работ • 0 комментариев
  • Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне
  • Владимир Лукич Боровиковский. Портрет князя А. Б. Куракина
  • Владимир Лукич Боровиковский. Рождество Христово
Любимые произведения!
Собирает Анжелика Сомик
314 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Валентин Александрович Серов. Портрет А.П. Павловой
2
Портрет А.П. Павловой
Валентин Александрович Серов. Валентина Семеновна Серова, мать художника
3
Валентина Семеновна Серова, мать художника
Джон Констебл. Телега для сена
7
Телега для сена
Джон Констебл
1821, 130.2×185.4 см
Теодор Жерико. Крушение плота «Медузы»
17
Крушение плота «Медузы»
Теодор Жерико
1819, 491×716 см
Комментарии
Николай Гончаров
Николай Гончаров
, 27 августа 19:46 0
Здравствуйте. Много раз слышал историю про конфликт Серова с Александрой Фёдоровной и только сейчас, читая отрывки из воспоминаний И.Э. Грабаря, наткнулся на следующие слова: "Но самым интересным из его [Серова] рассказов о царских сеансах был тот, который относился к 1900 году, к последнему сеансу портрета Николая II, в форме шотландского полка, в красном мундире, с высокой меховой шапкой в руке..."; далее следует описание конфликта (цитата: Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Том I // под ред. И.С. Зильберштейна и В.А. Самкова. Л., 1971. С. 527). То есть описываемые события связаны с этой картиной - Портрет императора Николая II в мундире Королевского шотландского 2-го драгунского полка. Обе работы (в шотландском мундире и преображенской тужурке) были сделаны в 1900 году, однако "шотландский" портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше "был частично дописан и датирован автором 1902 годом" (цитата: Валентин Серов: К 150-летию со дня рождения. М., 2015. С. 137). Извините за, быть может, излишнее занудство, просто самому интересно.
Николай Гончаров
Николай Гончаров
, 27 августа 22:29 0
Обнаружил свидетельства о неточности Грабаря (и, следовательно, моего комментария) в этом моменте. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков пишут, что "в изложении Грабаря встречаются некоторые неточности. Он связывает эту историю с шотландским портретом Николая II, который Серов писал в 1900 г. Между тем, как видно из письма Серова к жене от 19 февраля 1900 г., после шотландского портрета Серов исполнил еще портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Николая II в тужурке (Серов. Переписка, С. 138...). В точности сообщаемого Грабарем заставляют усомниться и слова Серова о том, что царица находила шотландский портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше хорошим (там же). Какой портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше оказался последним в ряду портретов Николая II, созданных Серовым,- пока выяснить не удалось. A. Haskell, явно со слов В.Ф. Нувеля, служившего в министерстве императорского двора, утверждает, что инцидент произошел из-за "кавказского" портрета (В делах Академии художеств, хранящихся в ЦГИАЛ СССР, имеется переписка с Серовым о написании им портрета Николая II, "поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка".- Письмо И.И. Толстого к Серову от 25 сентября 1900 г.; не издано. - Как видно из документов, Серов работал над портретом до февраля 1901 г. В 1930-х гг. портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше находился в частном собрании в Лондоне)". (цитирую: Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Том I // под ред. И.С. Зильберштейна и В.А. Самкова. Л., 1971. С. 550-551)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP