Регистрация

"Серов - не портретист" в Русском музее: 10 фактов о выставке

Мне нравится1       0  
Семь залов корпуса Бенуа, около 250 экспонатов в 9-ти техниках (живопись, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
, пастель×
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
читать дальше
, карандаш, темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
, тушь, офорт×
Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая вода») – гравюра, создаваемая на металлической поверхности с помощью травления контура рисунка кислотами. До XVI века изображение умели гравировать только острыми резцами, что гораздо сложнее, нежели при помощи химических реакций. Многие известные художники, которые тяготели к более живописной передаче образов в графике, эксперементировали с данной техникой. Среди них – Рембрандт (Rembrandt) и Дюрер (Dürer).
читать дальше
, скульптура) и 7-ми жанрах (пейзаж, анималистика, историческая живопись, ню, иллюстрация, шарж, натюрморт) — 150-летие Валентина Серова Русский музей встречает грандиозной выставкой. И это при том, что творчество великого портретиста представлено здесь без портретов. Ну, почти.
1. Начнем с разоблачения: на выставке «Серов — не портретист» все же есть несколько портретов. «Я не портретист. Я — просто художник», — возражал сам Серов своим современникам, которые на все лады воспевали его талант запечатлевать лица и характеры. Русский музей, что называется, уважил мнение юбиляра и собрал экспозицию, раскрывающую все многочисленные грани серовского дарования, включив в нее и те портреты, за которыми, например, открываются пейзажи. И портреты, которые открывают не только лицо. Ловко!
Валентин Александрович Серов. Дети
Валентин Александрович Серов. Натурщица
2. Выбор есть. Если в результате знакомства с выставкой вам покажется (а это вовсе не исключено), что при всей широте творческого диапазона лучшее у Серова — это все-таки портреты, вы можете ознакомиться с ними немедленно: все серовские портреты из постоянной экспозиции Русского музея остаются на своих местах и во время «непортретной» выставки.
3. Конкуренция с Третьяковкой. Экспонаты для своей выставки Русский музей собирал повсюду: частные коллекции, региональные музеи. А вот столичная Третьяковка была не особенно щедра: к сентябрю там готовят собственное посвящение Серову. И все же одно из центральных полотен питерской выставки — именно из Третьяковской галереи. «Похищение Европы», собственную интерпретацию античного мифа, художник написал незадолго до смерти, вернувшись с острова Крит. Он создал шесть версий «Похищения» (на выставке представлены четыре из них) — и в процессе почти изобрел новый для себя художественный язык. Увы, заговорить на нем во весь голос не довелось.
Валентин Александрович Серов. Похищение Европы

Скульптурная версия «Похищения Европы» на выставку прибыла также из Третьяковки. А отлитый в бронзе сюжет таков: влюбившийся в дочь финикийского царя Европу Зевс явился ей в виде прекрасного быка, а когда красавица села ему на спину, чтобы украсить цветочной гирляндой, кинулся в море и умчал вместе с возлюбленной на Крит.

4. Под античные мотивы в исполнении Серова на выставке отдан целый зал. Эффектно смотрится полотно «Одиссей и Навзикая» — иллюстрация к Гомеру в стиле модерн.
5. Серов часто писал лошадей, и его творческие отношения с этими животными, широко представленными и на выставке, были непростыми. «Люблю лошадей — красивая штука. Попробуй-ка нарисуй, да, знаешь, трудно», — восхищался и сокрушался он. А еще, по воспоминаниям Константина Коровина, художник сам себя иногда назвал лошадью — правда, не за красоту. «Ох, я лошадь», — бранил Серов себя, вдобавок еще и по голове стукнув, если не мог взять правильный цвет.

Валентин Александрович Серов. Купание лошади
Валентин Александрович Серов
1905, 72×99 см
Валентин Александрович Серов. Крестьянка с лошадью
Валентин Александрович Серов
1898
Валентин Александрович Серов. Линейка из Москвы в Кузьминки
Валентин Александрович Серов
1892, 58×83.5 см
Валентин Александрович Серов. После Куликовской битвы
Валентин Александрович Серов
52×99 см
6. На выставке представлен блок исторической живописи Серова. Поразительна крошечная сценка «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту». От картонки размером 40×43 см. так и хочется отпрянуть, чтобы пес не сбил с ног, а лошади не забрызгали грязью. На портретах таких вихрей не встретишь.
— Серов… создал в своей крошечной картинке «Елизавета и Петр II на охоте» такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России… Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души.
Александр Бенуа
7. Не только лошади интересовали Серова-анималиста. Но тут снова подвох. Взять, к примеру иллюстрации к басням Крылова, над которыми художник работал в течение 16-ти лет: это ж все портреты! Как и всегда в случае со зверьем у Серова.
Валентин Александрович Серов. Волк и Журавль
Валентин Александрович Серов
1895, 21×33 см
Валентин Александрович Серов. Мартышка и очки
Валентин Александрович Серов
1911, 26×42 см
Валентин Александрович Серов. Квартет. Иллюстрация к басне Крылова
Валентин Александрович Серов
1911, 26×42 см
Валентин Александрович Серов. Лев и волк
Валентин Александрович Серов
1911, 26×42 см

И это тоже портрет — Пиратки, собаки Ильи Репина. Написан Серовым в 1886-м году.

Серов животных обожал, наблюдал за ними всю жизнь — и едва ли не пристальнее, чем за людьми. Если животные соседствуют на его полотнах со своими хозяевами — еще большой вопрос, кто вышел лучше, чей характер схвачен точнее. Известно замечание Игоря Грабаря о портрете Ольги Тамара, на котором лучше всего вышла такса.

Фоторепродукция «Хождения по водам» Серова и Коровина на выставке в ГРТ. Фото: fontanka.ru
8. Фотография среди шедевров. Самый интригующий экспонат выставки так и остался в запасниках Русского музея: огромный рулон «Хождение по водам» (1890), написанный совместно Серовым и Коровиным по заказу Павла Третьякова и его родственника Василия Коншина для приходской церкви Костромской мануфактуры находится в плачевном состоянии, а реставраторы только разводят руками — говорят, еще не изобретены технологии, способные вернуть жизнь этому произведению, которое мало того, что скверно хранили, так еще и красочный слой зачем-то счистить пытались. Поэтому вместо оригинала показывают фотоснимок: с подсветкой выглядит гипнотически.

Любопытна и история создания религиозного холста.
— Мне предложена была работа: написать для церкви в Костроме большую картину на тему «Христос на Гефсиманском озере». Серов в это время только что женился и был в нужде. Я предложил ему написать картину вместе. Мы отправились в Кострому и там прожили два месяца Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила.
Константин Коровин
За муками творчества приятелей, которые все никак не могли определиться с композицией «Хождения», наблюдал Врубель. Усидеть на месте он был не в силах: оторвал кусок картона от подоконника — и набросал свою версию, которая теперь обитает в Третьяковке. Серов с Коровиным, увидев восхитительный набросок Врубеля, совсем приуныли — и со своим заказом разобраться смогли только через полгода.

Серов был страшным перфекционистом, от чего мучился не только сам. По окончании работы над «Хождением по водам», он разослал друзьям письма с требованием не ездить в Кострому и не смотреть его работу. Правда, со временем смягчился и принял ее. Помогло и то, что Третьяков исполнением заказа остался доволен.
9. Константин Коровин на выставке Серова присутствует не только в качестве соавтора, но и в качестве героя импрессионистского эскиза. Если написать друга со спины — это ведь не считается портретом?
10. Сегодня Серов восхищает тем, за что при жизни его поругивали. В его работах не было обличительного пафоса, как у передвижников: если он писал крестьянку — то для того, чтобы полюбоваться ею, игрой света и тени, а вовсе не ради возможности ужаснуться ее тяжкой доле. Репин критиковал Серова за зыбкий, игривый, неуловимый мазок — но именно в нем и настроение, и страсть, и талант Серова — что бы он не писал, хоть человека, хоть кошку, хоть заброшенный пруд.
Валентин Александрович Серов. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе
Валентин Александрович Серов. Портик с балюстрадой. Архангельское
  • В. Серов. Миропомазание императора Николая Александровича
  • В. Серов. Портик с балюстрадой
Выставка «Серов не портретист» работает в Русском музее (Санкт-Петербург) до 8 июня 2015 года.

Заглавная иллюстрация: Валентин Серов, «Осень. Домотканово», 1892
КомментироватьКомментарии
HELP