Семь залов корпуса Бенуа, около 250 экспонатов в 9-ти техниках (живопись, акварель
, гуашь
, пастель
, карандаш, темпера
, тушь, офорт
, скульптура) и 7-ми жанрах (пейзаж
, анималистика, историческая живопись, ню
, иллюстрация, шарж, натюрморт) — 150-летие Валентина Серова Русский музей встречает грандиозной выставкой. И это при том, что творчество великого портретиста представлено здесь без портретов. Ну, почти.
Летом. Портрет Ольги Серовой
1895, 73.5×93.8 см
1. Начнем с разоблачения: на выставке «Серов — не портретист» все же есть несколько портретов. «Я не портретист. Я — просто художник», — возражал сам Серов своим современникам, которые на все лады воспевали его талант запечатлевать лица и характеры. Русский музей, что называется, уважил мнение юбиляра и собрал экспозицию, раскрывающую все многочисленные грани серовского дарования, включив в нее и те портреты, за которыми, например, открываются пейзажи. И портреты, которые открывают не только лицо. Ловко!
2. Выбор есть. Если в результате знакомства с выставкой вам покажется (а это вовсе не исключено), что при всей широте творческого диапазона лучшее у Серова — это все-таки портреты, вы можете ознакомиться с ними немедленно: все серовские портреты из постоянной экспозиции Русского музея остаются на своих местах и во время «непортретной» выставки.
3. Конкуренция с Третьяковкой. Экспонаты для своей выставки Русский музей собирал повсюду: частные коллекции, региональные музеи. А вот столичная Третьяковка была не особенно щедра: к сентябрю там готовят собственное посвящение Серову. И все же одно из центральных полотен питерской выставки — именно из Третьяковской галереи. «Похищение Европы», собственную интерпретацию античного мифа, художник написал незадолго до смерти, вернувшись с острова Крит. Он создал шесть версий «Похищения» (на выставке представлены четыре из них) — и в процессе почти изобрел новый для себя художественный язык. Увы, заговорить на нем во весь голос не довелось.
Похищение Европы
1910, 71×98 см
Скульптурная версия «Похищения Европы» на выставку прибыла также из Третьяковки. А отлитый в бронзе сюжет таков: влюбившийся в дочь финикийского царя Европу Зевс явился ей в виде прекрасного быка, а когда красавица села ему на спину, чтобы украсить цветочной гирляндой, кинулся в море и умчал вместе с возлюбленной на Крит.
Одиссей и Навзикая
1910, 34×166 см
4. Под античные мотивы в исполнении Серова на выставке отдан целый зал. Эффектно смотрится полотно «Одиссей и Навзикая» — иллюстрация к Гомеру в стиле модерн.
5. Серов часто писал лошадей, и его творческие отношения с этими животными, широко представленными и на выставке, были непростыми. «Люблю лошадей — красивая штука. Попробуй-ка нарисуй, да, знаешь, трудно», — восхищался и сокрушался он. А еще, по воспоминаниям Константина Коровина, художник сам себя иногда назвал лошадью — правда, не за красоту. «Ох, я лошадь», — бранил Серов себя, вдобавок еще и по голове стукнув, если не мог взять правильный цвет.
Зимой
1898, 51×68 см
6. На выставке представлен блок исторической живописи Серова. Поразительна крошечная сценка «Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту». От картонки размером 40×43 см. так и хочется отпрянуть, чтобы пес не сбил с ног, а лошади не забрызгали грязью. На портретах таких вихрей не встретишь.
— Серов… создал в своей крошечной картинке «Елизавета и Петр II на охоте» такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России… Один осенний чисто русский пейзаж
с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души.
Александр Бенуа
Александр Бенуа
7. Не только лошади интересовали Серова-анималиста. Но тут снова подвох. Взять, к примеру иллюстрации к басням Крылова, над которыми художник работал в течение 16-ти лет: это ж все портреты! Как и всегда в случае со зверьем у Серова.
И это тоже портрет — Пиратки, собаки Ильи Репина. Написан Серовым в 1886-м году.
Серов животных обожал, наблюдал за ними всю жизнь — и едва ли не пристальнее, чем за людьми. Если животные соседствуют на его полотнах со своими хозяевами — еще большой вопрос, кто вышел лучше, чей характер схвачен точнее. Известно замечание Игоря Грабаря о портрете Ольги Тамара, на котором лучше всего вышла такса.
Фоторепродукция «Хождения по водам» Серова и Коровина на выставке в ГРТ. Фото: fontanka.ru
8. Фотография среди шедевров. Самый интригующий экспонат выставки так и остался в запасниках Русского музея: огромный рулон «Хождение по водам» (1890), написанный совместно Серовым и Коровиным по заказу Павла Третьякова и его родственника Василия Коншина для приходской церкви Костромской мануфактуры находится в плачевном состоянии, а реставраторы только разводят руками — говорят, еще не изобретены технологии, способные вернуть жизнь этому произведению, которое мало того, что скверно хранили, так еще и красочный слой зачем-то счистить пытались. Поэтому вместо оригинала показывают фотоснимок: с подсветкой выглядит гипнотически.
Любопытна и история создания религиозного холста.
Любопытна и история создания религиозного холста.
— Мне предложена была работа: написать для церкви в Костроме большую картину на тему «Христос на Гефсиманском озере». Серов в это время только что женился и был в нужде. Я предложил ему написать картину вместе. Мы отправились в Кострому и там прожили два месяца Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила.
Константин Коровин
Константин Коровин
За муками творчества приятелей, которые все никак не могли определиться с композицией «Хождения», наблюдал Врубель. Усидеть на месте он был не в силах: оторвал кусок картона от подоконника — и набросал свою версию, которая теперь обитает в Третьяковке. Серов с Коровиным, увидев восхитительный набросок Врубеля, совсем приуныли — и со своим заказом разобраться смогли только через полгода.
Серов был страшным перфекционистом, от чего мучился не только сам. По окончании работы над «Хождением по водам», он разослал друзьям письма с требованием не ездить в Кострому и не смотреть его работу. Правда, со временем смягчился и принял ее. Помогло и то, что Третьяков исполнением заказа остался доволен.
Серов был страшным перфекционистом, от чего мучился не только сам. По окончании работы над «Хождением по водам», он разослал друзьям письма с требованием не ездить в Кострому и не смотреть его работу. Правда, со временем смягчился и принял ее. Помогло и то, что Третьяков исполнением заказа остался доволен.
Хождение по водам. Эскиз стенной росписи
1890, 59×65 см
9. Константин Коровин на выставке Серова присутствует не только в качестве соавтора, но и в качестве героя импрессионистского эскиза. Если написать друга со спины — это ведь не считается портретом?
Художник К.А. Коровин на берегу реки
1905, 36.1×51 см
10. Сегодня Серов восхищает тем, за что при жизни его поругивали. В его работах не было обличительного пафоса, как у передвижников: если он писал крестьянку — то для того, чтобы полюбоваться ею, игрой света и тени, а вовсе не ради возможности ужаснуться ее тяжкой доле. Репин критиковал Серова за зыбкий, игривый, неуловимый мазок — но именно в нем и настроение, и страсть, и талант Серова — что бы он не писал, хоть человека, хоть кошку, хоть заброшенный пруд.
Крестьянский дворик в Финляндии
1902, 48×69 см
Заросший пруд. Домотканово
1888, 70.5×89.2 см
Выставка «Серов не портретист» работает в Русском музее (Санкт-Петербург) до 8 июня 2015 года.
Заглавная иллюстрация: Валентин Серов, «Осень. Домотканово», 1892
Заглавная иллюстрация: Валентин Серов, «Осень. Домотканово», 1892