войти
опубликовать

Кириак
Константинович Костанди

Украина • 1852−1921

Биография и информация

Кириак Константинович Костанди (3 октября 1852 года, село Дофиновка Херсонской губернии — 31 октября 1921, Одесса) – украинский художник греческого происхождения, выдающийся педагог, один из основателей Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), директор Одесского художественного музея (с 1917 года).

Особенности творчества Кириака Костанди: выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств (а впоследствии и академик - 1907), Кириак Костанди был приверженцем реализма, привнеся в него импрессионистские ноты. Он уделял много внимания игре света и цветовым контрастам. Художник не любил писать большие полотна, все его картины невелики по размерам. Одной из главных тем его картин стали пейзажи окрестностей Одессы, которые сам художник изображал мастерски и прививал любовь к природе своим ученикам. Костанди прекрасно писал портреты, которых оставил по себе немало. Он считался одним из сильнейших украинских колористов, живших и творивших на рубеже 19 и 20 столетий.
Как пишет в своих воспоминаниях художник Борис Эгиз, Костанди был одним из первых истинных художников-пленэристов, который «с большим великолепием смог давать яркость вибрирующего света и чудесную игру рефлексов в тенях, возбуждая своими произведениями еще до того времени никем в России не испытанные зрительные художественные эмоции».

Известные картины Кириака Костанди: «Сирень», «У больного товарища», «В люди», «Поздние сумерки».

Детство и юность
Кириак Костанди родился в небольшой деревеньке Дофиновка на берегу Черного моря, рядом с Одессой. Его отец, Константин Костантиди Василькети, переселился сюда с греческого острова Санторини. Будучи рыбаком, он взял в жены ровню, дочку греческого рыбака Фотину Филиолог. Семья была многодетной; Кириак стал шестым ребенком из девяти. Жили Василькети трудно, но дружно, душой семейства была мать – добрая и трудолюбивая.

Когда Кириаку исполнилось 9 лет, его отец умер, и старшие дети были вынуждены искать себе работу, чтобы помогать матери и младшим. Будущий художник работал сначала в одесской бакалейной лавкк, после которого трудился в винном погребе и кабачке. Кириак любил рисовать с детства; он рисовал на заборах и стенах, углем и мелом. «Что, собственно, послужило толчком к занятию живописью, определенно сказать не решаюсь, - заметил однажды Кириак Константинович, - но думаю, что те лубочные картинки , которыми любили украшать стены мои родители, дали первый толчок и возбудили интерес к изображениям». 

Однажды его рисунки увидел одесский фотограф Бюллов. Он пригласил мальчика поработать у него в студии ретушером, где Кириак трудился два года. Только в 18 лет Костанди начал свое художественное образование – он поступил в воскресную школу Одесского общества изящных искусств. Три года спустя, в 1873 году, Костанди получил на выпускных экзаменах серебряную медаль. Молодой художник мечтал об Академии художеств, но средств на поездку не было.

Учеба в Академии художеств
Судьба улыбнулась Костанди. Вот как описывал сам художник события, которые определили его дальнейшую жизнь: «Проездом через Одессу, гостил у своей дочери Ольги Латри, Иван Константинович Айвазовский. Через добрейшего Бертрани, владельца литейного завода, и греческого консула И.Ю. Вутчина, я был представлен Айвазовскому, который одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на И.Ю. Вутчина, оказавшего мне начальную материальную поддержку. Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, в котором просил последнего обратить внимание на «труды» молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности».

Успешно сдав вступительные экзамены, Костанди поступил в Академию художеств в 1874 году, но лишь вольнослушателем – у него не было среднего учебного образования. Несмотря на тяжелые условия жизни, он писал заказные портреты и давал уроки рисования, которые помогали сводить концы с концами. Кириак Костанди был усердным студентом: он бывал в Эрмитаже, где копировал Рубенса и Тициана, часто посещал Кушелевскую галерею и подолгу рассматривал работы французских живописцев.

В 1876 году он получил две малые серебряные медали. Полноправным студентом Академии Костанди стал только в 1877 году, когда сдал полный гимназический курс и курс живописи. Его учителем стал мастер исторической и портретной живописи Павел Петрович Чистяков. Сторонник индивидуального плана работы для каждого ученика, Чистяков презирал шаблоны казенного классицизма и числился в Академии «вольнодумцем». «Он был посредником между натурой и учеником, ничего не навязывая, и каждый, уразумевший его взгляд, чувствовал под ногами прочную почву» (В.Васнецов). Костанди очень любил своего учителя и переписывался с ним долгие годы.

В 1881 году Костанди принял русское подданство, обратившись в правление Академии с просьбой о соответствующем ходатайстве.
Почувствовав вкус к учительству и будучи человеком дальновидным, Кириак Костанди поступил на курсы подготовки преподавателей рисования в средних учебных заведениях, которые работали при Академии художеств. Он закончил их в 1881 году; в том же году он получил свою вторую Большую серебряную медаль. Мечтая о пенсионерской поездке в Европу, Костанди рассчитывал на золотую медаль, которая давала такое право. Однако комиссия Академии не приняла его эскиз, предоставленный на утверждение темы конкурсной работы.

Жизнь в Санкт-Петербурге
Кириак Костанди закончил обучение в Академии художеств осенью 1882 года, получив звание классного художника третьей степени, и остался в Санкт-Петербурге. Два года спустя на 12-й экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок он представил картину «У больного товарища». Критики отнеслись к художнику благосклонно, а картину по рекомендации Ильи Репина приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Год спустя Костанди представил публике еще две свои жанровые работы – «Прощание» и «В люди». На лето художник уезжал на этюды в Псковскую и Новгородскую губернии. Из этих этюдов, запечатлевших природу русского Севера, родились впоследствии картины «Свидание. Северный мотив», «Страстной четверг (На Севере)», «Копны», «Перед грозой».

Возвращение в Одессу
Холодный Петербург и академическая рутина угнетали художника; он возвращается домой, в Одессу. Зимой 1885 года Костанди становится старшим преподавателем в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств. Прекрасный педагог, тонко чувствующий художник, эрудированный и скромный человек, Костанди быстро стал популярным преподавателем и не менее популярным живописцем, которого полюбили одесситы. Привнеся в свои классы традиции и художественные методы реализма, Костанди создал «резко отличительный лик» Одесской рисовальной школы. До его приезда здесь главенствовал академизм, привнесенный преподавателями из Мюнхенской и Миланской Академий художеств, процветало отсутствие системы и нормой считалась грубость в обращении с учениками.

Начало преподавательской деятельности
Интеллигентный, эрудированный и доброжелательный, Костанди вместе молодым художником-акварелистом Геннадием Ладыженским стал вестником новых времен и сумел выработать собственный свод упражнений и навыков, основанных на новых учебных программах. «Костанди счастливо сочетал в себе терпение учителя, разум воспитателя и дарование истинного живописца. В то же время человек в нем «дополнял художника, художник украшал человека, а учитель передавал свойства того и другого своим ученикам» (А. Шистер).

Художник преподавал ученикам рисунок и живопись, общался с ними спокойно, стремился к тому, чтобы ученики в совершенстве овладели своим ремеслом. Прошло совсем немного времени, и в 1890 году в письме к знаменитому критику Владимиру Стасову Илья Репин писал: «В Одессе, в школе рисования, К. Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс - результаты прекрасные!» Руководители художественных школ из других российских городов писали в Одесскую художественную школу и лично Костанди с просьбами прислать по нескольку лучших рисунков, дабы использовать их при обучении молодых художников. Учитель Костанди по Академии художеств, Павел Чистяков отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».

Поездки в Европу
В 1887 году исполнилась мечта Костанди: художник наконец-то отправляется за границу. В компании своих коллег по Одесской рисовальной школе, братьев Кузнецовых, он побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии. Знакомство с работами импрессионистов и барбизонцев подтолкнуло Костанди к новому видению окружающей его природы жаркого юга, сущности ее колорита. По возвращению он представил свои картины «Девочка с гусями» и «Больная на даче» на очередной выставке художников-передвижников, главным действующим лицом на которых, по мнению многих, стал солнечный свет.

Еще одна поездка состоялась весной 1894 года; Кириак Костанди путешествовал в компании художников Евгения Буковецкого и Петра Нилуса. Франция, Австрия и Германия поразили художников – на этот раз кризисом реализма. «... Сюжеты французских картин сильно измельчали ... - писал после путешествия Нилус. - Художники как будто знать не хотят о содержании в картинах ... Истинное здоровое чувство забыто; взамен его художники дают больные фантазии, бредят чудовищными образами, лепечут языком детей ...»

Товарищество южнорусских художников
В 1890 году при активном участии Костанди группа одесских художников, вдохновившись примером передвижников, организовала Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), которое просуществовало до 1920 года. Ежегодно в октябре месяце Товарищество устраивало выставки, в которых принимали участие художники всей Украины. Среди членов ТЮРХ были такие знаменитости, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Евгений Лансере, Осип Браз, Леонид Пастернак, Александр Головин. Кириак Костанди впервые стал председателем ТЮРХа в 1902 году и возглавлял общество до 1920 года.

Художник много и плодотворно работал. В том же 1890 году Костанди написал картину «Ранняя весна», которая впоследствии была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

В 1899 году Костанди получил звание профессора и должность руководителя мастерской станковой живописи. Тогда же Одесскую рисовальную школу переименовывают в Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе, которое стало подведомственным Академии художеств.

Семья художника
В 1889 году Кириак Костанди женился на Ефросинье Кузьминичне Князевой (1863 - 1947). Через год он написал ее портрет, который был представлен на Первой выставке Товарищества южнорусских художников в Одессе. А первый портрет будущей жены Костанди написал еще в 1885 году, когда они только познакомились.

В 1890 году у супругов Костанди родилась дочь Анна, первая из девяти детей. Следом появились сыновья Павел (1892) и Андрей (1893), дочери Елена (1895), Мария (1896), Любовь (1897) и Серафима (1900). В 1901 году родился младший сын Михаил. Еще один ребенок умер во младенчестве.

Одесское художественное училище Общества изящных искусств
Тридцать пять лет Кириак Костанди руководил натурным классом. Талантливый, чуткий и принципиальный педагог, он воспитал десятки художников, среди которых известные живописцы Петр Нилус, Митрофан Греков, Исаак Бродский, Алексей Шовкуненко, Степан Колесников. После Октябрьской революции Костанди работал экспертом Одесской комиссии по охране памятников старины, принимал участие в реорганизации Музея изящных искусств, с 1917 года возглавлял Одесский городской музей. Работы Кириака Костанди находятся в музеях Одессы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга.

Кириака Константиновича Костанди не стало 31 октября 1921 года. Его ученики, друзья и коллеги почтили его память, организовав год спустя Общество имени К. К. Костанди, которое существовало до 1930 года. Нынче его имя носит Одесская детская художественная школа № 1 им. К. К. Костанди.

Автор: Рита Лозинская