Теофил Борисович Фраерман (14 (по другим данным 16) марта 1883, Бердичев - 7 января 1957, Одесса) — украинский художник, педагог. Один из организаторов одесского «Общества Независимых художников».
Особенности творчества Теофила Фраермана: в парижский период Фраерман увлекся символизмом, импрессионизмом, позже наследовал традиции художников ОСТа. Несмотря на повсеместное торжество соцреализма, с ним художник так и не подружился и к концу жизни вернулся к ярким краскам и декоративизму, к которым тяготел его друг
Анри Матисс.
Известные картины художника Теофила Фраермана: «Портной», «Дорога», «Иван Грозный».
Тевиль Берилевич Фраерман родился в Бердичеве; позже семья переехала в Одессу. Мальчик с 13 лет работал в малярной мастерской, а по воскресеньям посещал курсы при Одесском художественном училище, в которое поступил в 1898 году. По окончании училища его педагог,
Кириак Костанди посоветовал юноше продолжить обучение в Мюнхене, в Академии Антона Ашбе. После Фраерман отправился в Париж, где поселился на Монпарнасе, в знаменитом «Улье». Он зарабатывал на жизнь в скульптурных мастерских, переводя слепки в мрамор – вначале у Аронсона, позже у
Родена. В 1905 году Фраерман поступил в Академию изящных искусств, занимался у Габриэля Ферье и
Леона Бонна. Его картины впервые были представлены на Осеннем салоне в 1909 году и сразу же были куплены. Талант «Тео Фра» - так художник подписывал свои работы - был высоко оценен, и год спустя он стал постоянным членом жюри Салонов. Фраерман участвовал в Салоне независимых и Салоне юмористов, его любила пресса, он дружил с Анри Матиссом и Анатолем Франсом, обзавелся собственной мастерской.
Первая мировая война привела Фраермана в Лондон, а через три года он был вынужден вернуться в Одессу – тяжело заболела мать художника… Октябрьская революция еще не пришла в этот южный город, а вот в местном мире искусства наметился конфликт: только что образованное «Общество независимых художников» открыто противостояло консервативному Товариществу южнорусских художников… Надо ли говорить, что друг Анри Матисса, Фраерман примкнул к «Независимым». Он активно включился в художественную жизнь Одессы, после установления советской власти принял участие в создании ряда музеев, в том числе Музея еврейской культуры и Музея нового искусства. Но любимым детищем Фраермана стал Народный художественный музей, позже преобразованный в Одесский музей западного и восточного искусства. Уже не Тео Фра, но Теофил Борисович, Фраерман стал первым директором этого музея, здесь же и жил в служебной квартире.
С 1919 года Теофил Фраерман начал преподавать в Одесском художественном институте (с 1935 года – Одесское художественное училище). Год спустя он возглавил кафедру живописи, получил профессорское звание. Среди его учеников – художники
Евгений Кибрик,
Иосиф Гурвич,
Георгий Павлюк,
Николай Шелюто,
Олег Соколов. В 1928 году Фраерман женился на Лидии Владимировне Пестряковой (1910 – 1981), студентке скульптурного отделения.
Принципы соцреализма никак не вязались с талантами Фраермана. Художника обвиняли в формализме, уволили из института, но позже все-таки восстановили в должности. В годы Второй мировой вместе с Народным художественным музеем Фраерман уехал в эвакуацию, в Уфу. Он вернулся в 1944, привезя коллекцию в родные музейные стены, которые не покидал до конца жизни. Фраерман устроился в Одесский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Занимая должность заведующего кафедрой рисунка и графики, художник предпочитал не показывать свои живописные работы широкой публике – во избежание нападок и новых обвинений.
Теофил Борисович замечательно владел не только кистью, но и словом. Его перу принадлежат работы «150 лет изобразительного искусства Одессы», «Цвет в архитектуре Украины», монография, посвященная Кириаку Костанди.
Теофил Фраерман умер в Одессе 7 января 1957 года.