Регистрация
Юлий Рафаилович Бершадский
Юлий Рафаилович Бершадский
Юлий
 Рафаилович Бершадский
Россия 1869−1956
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Юлий Рафаилович Бершадский (1869−1956) — один из плеяды южнорусских художников старшего поколения, участник почти всех выставок ТЮРХ с 1892 года. В 1957 году в Москве вышла маленькая книжечка В. А. Афанасьева «Юлий Рафаилович Бершадский». В последовавшие десятилетия о нем писали весьма скупо.

Вместе с тем, это был прекрасный профессионал, мастер, воспитавший несколько поколений молодых живописцев. Его работы хранятся в музеях Украины и России, в частных собраниях. Написанная в 1938 году для каталога выставки к 45-летию художественной деятельности Бершадского статья М. С. Котляра, бывшего тогда сотрудником Одесского музея русского и украинского искусства, во многом интересна и сегодня. Основой для нее послужили непосредственные беседы с художником, благодаря чему она дает представление как о жизненном пути, так и о художественных воззрениях и пристрастиях Ю. Р. Бершадского. Статья приводится в сокращении.

Ю. Р. Бершадский родился 9 января 1869 года в г. Тирасполе в бедной еврейской семье. Отец его, как большинство представителей еврейской местечковой бедноты, не мог создать семье устойчивого материального положения и часто менял профессии.

Ю.Р. сначала обучался в хедере, но, ввиду его стремления получить «русское образование» (что было тогда символом приобщения к культуре и знаниям вообще), был переведен в народную школу, а затем — в уездное четырехклассное училище.

Уже в хедере Ю.Р. проявил большое влечение и способности к рисованию. Однако в ортодоксальной еврейской школе рисовать невозможно было, так как всякое изображение запрещалось религией. К чему мальчик Ю.Р. мог применять свои способности — это рисование орнаментальных украшений («мизрах») и разрисовка игральных карт. В этой работе на Ю.Р. большое влияние оказывали титулы и заставки старинных еврейских книг.

/…/ Материальная помощь старшего брата Ю.Р. дала ему возможность поехать в Одессу. В 1888 году Ю.Р. поступил в Одесское рисовальное училище (тогда — рисовальную школу).

Ю. Р. Бершадский сразу проявил большие способности. В течение первого месяца он прошел все три отделения первого класса. Скульптор Иорини, по старинному обычаю, давал копировать эстампы. Ю.Р. выполнял эти копии великолепно, с кропотливой законченностью.

Сказались навыки орнаментально-графической работы. Преподавателями в этих классах были Ладыженский и Попов. Ю.Р. считает, что названные педагоги дали ему первые основательные знания рисунка. В том же году Ю.Р. перешел в натюрмортный и гипсово-головной класс, а в следующем году — в фигурно-гипсовый.

В материальном смысле Ю.Р. приходилось очень туго. Он снимал угол в бедной еврейской семье на Молдаванке, спал, скорчившись, на скамье в кухне. Эта жизнь дала ему первые впечатления и первые художественные образы. Уже очень рано, параллельно учению, ему пришлось думать о заработке, чтобы самостоятельно существовать. В старших классах Ю.Р. преподает в школах рисование и копирует в музеях для любителей.

Внимательно и чутко относился к Ю.Р. лучший педагог одесской школы К. К. Костанди, оценивший по достоинству способности Ю.Р.

/…/ Ю. Р. Бершадский окончил Одесскую художественную школу в 1892 г. с двумя серебряными медалями за отличные работы. Два года после того Ю.Р. оставался в Одессе, так как не было материальных средств для поездки в Петербург в Академию. Были также сомнения в возможности поступления в Академию, где тогда была процентная норма для евреев. Для того, чтобы Ю.Р. в ожидании возможности поступления в Академию не отстал, ему разрешено было продолжать работать с натуры в школе. В этот же период Ю.Р. была создана его первая жанровая картина «Вдовство» (экспонировалась на IV выставке южнорусских художников 1893 г.).

В 1895 г. (неточность: 1894.) Ю. Р. Бершадский уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. В Академии Ю. Р. работал некоторое время у И. Е. Репина, а затем — в мастерской Кузнецова /…/ Через несколько лет, будучи в Одессе проездом в Палестину, И. Е. Репин в беседе с корреспондентом газеты отметил Ю.Р. как одного из способнейших художников, получивших прекрасную подготовку в Одесской школе /…/

В 1899 году Ю.Р. окончил Академию, выполнив картину на тему «Базар на юге». Это одно из капитальнейших произведений Ю. Р. Картина изображает базарную площадь с оживленными группами людей и грудами арбузов, залитых солнцем. Картина получила высокую оценку на выставке и была отмечена в многочисленных рецензиях печати того времени /…/

Проработав еще некоторое время в Петербурге, Ю.Р. возвращается в Одессу.

Живя в Одессе, Ю.Р. не порывал с Петербургом. Все свои новые картины Ю.Р. сначала выставлял на одесских выставках южнорусских художников, а затем — на весенних академических.

В 1906 году Ю. Р. Бершадский вместе с женой поехал за границу. Целью поездки было дальнейшее художественное совершенствование, изучение классической живописи в музеях и знакомство с современным западным искусством на выставках. Ю.Р. посетил Париж, Мюнхен, Вену и Берлин. Наибольшее впечатление произвел Париж. Поразил город величием своих перспектив и ансамблей. Затем — Лувр и Люксембург. Ю.Р. вспоминает, что в то время он еще не был достаточно подготовлен для восприятия старых мастеров. Только на обратном пути, в Берлинском музее, Ю.Р. испытал сильное впечатление от произведений Веласкеса и Рембрандта /…/

По возвращении в Одессу Ю. Р. занимается педагогической деятельностью и работает над новыми произведениями. Ежегодно Ю. Р. Бершадский участвует на выставках южнорусских художников, являясь более 30 лет бессменным членом этого общества.

Ю.Р. к этому времени вырабатывает свою индивидуальную манеру, слагавшуюся постепенно наряду с влиянием отдельных мастеров.

В ранних пейзажах Ю.Р. испытал влияние Левитана, в дальнейших работах — влияние Архипова, с его опытами в области света, а затем — Репина и Серова. Но наиболее сильным и решающим было влияние Браза — наиболее созвучного Бершадскому мастера.

Определилась и изобразительная область Ю.Р. — это, прежде всего, портрет и бытовой жанр. Излюбленные материалы Ю.Р. — масло и пастель, которыми он владеет в совершенстве; реже Ю.Р. работает акварелью.

С самого начала своего творческого пути Ю.Р. неизменно был и остался реалистом. Живописное решение картины, манера наложения мазка, широкое или детальное письмо, монохромность или цветистость гаммы, сложность градаций света всегда вытекали из идеи и замысла произведения и приноравливались к особенностям изображаемого конкретного явления и предмета. В этих пределах был освоен импрессионизм и, с другой стороны, законченное письмо, тональный или локальный колорит старых мастеров. Живописные искания для Ю.Р. как для реалиста никогда не были самоцелью.

В эволюции творчества Ю.Р. не было резких и радикальных смен или периодов. Особенности художественного метода Ю.Р. определились довольно рано, и дальнейшее развитие шло, главным образом, в направлении все большего совершенствования и овладения мастерством. Основные черты, характеризующие произведения Ю.Р. — это светлые тона живописи, законченное, детальное письмо, ясная, простая композиция, в которой отсутствует сложное сплетение линий или чрезмерное движение. Господствует

стремление к ясному силуэту и строгому академическому рисунку /…/

В 1907 году Ю.Р. открывает частную художественную студию /…/ Наряду с платными учениками, Ю.Р. обучал бесплатно большое количество талантливых детей одесской бедноты. Школа-студия Ю. Р. Бершадского пользовалась в Одессе большой популярностью. Все, намеревавшиеся поступить в официальное художественное училище, стремились получить подготовку у Ю. Р. Это было гарантией дальнейшей успешной учебы. Многие, даже занимаясь в училище, продолжали параллельно посещать студию Ю. Р. Бершадского.

Сущность педагогического метода Ю.Р. так же трудно поддается детальному анализу, как и метод большинства педагогов. Он во многом основан на личном обаянии и

воздействии руководителя. Условно можно сказать, что метод Ю.Р. заключается не столько в «объяснении», сколько в «показе». Уверенный в себе, в своем практическом знании колориста и рисовальщика, знающий возможности палитры, как пианист возможности клавиатуры, Ю.Р. уверенной рукой показывает студенту построение формы, метод рисования любой детали: носа, глаза, уха; знакомит с тем, как смешивать тона на палитре, чтобы добиться цвета натуры.

Школа Ю. Р. Бершадского как частная студия просуществовала с 1907 по 1920 год. В 1920 году она перешла в ведение Наробраза с оставлением Ю.Р. во главе руководства. В 1928 году студия была закрыта.

/…/ После революции Ю.Р. привлекается к исполнению картин на все украинские выставки. Он получает достойную оценку и как педагог. С 1933 года он — профессор Одесского художественного училища (преподаватель — с 1928 г.), с 1934 года — профессор на архитектурном факультете Института инженеров гражданского строительства.

В 1935 году была организована персональная выставка Ю. Р. Бершадского. Состоявшийся в связи с этим торжественный вечер собрал до 600 человек /…/ Материал, показанный на выставке 1935 года, впервые ознакомил общественность достаточно широко с творчеством художника. Организуемая в настоящем (1938) году, к 45-летию деятельности художника, выставка подытоживает его творчество за более обширный период.

Йойл-Ривн, или Юлий Рафаилович Бершадский родился в уездном городке Тирасполь Херсонской губернии в бедной еврейской семье. Учился в хедере, народной школе и уездном четырёхклассном училище.

При поддержке старшего брата Бершадский поселился в Одессе на Молдаванке и учился в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств (1886−1893) у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и А. А. Попова, а после некоторого перерыва в 1894—1899 годах — в Императорской Академии Художеств в Петербурге у И. Е. Репина, И. И. Шишкина, П. О. Ковалевского и Н. Д. Кузнецова.

С 1892 года — постоянный участник выставок Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ) и Академии Художеств. Ранние жанровые произведения 1890-х годов («Вдовство», «В хозяйстве», «Варка варенья») близки творчеству поздних передвижников.

По окончании Академии Художеств жил и работал в Одессе. В 1907—1928 годах преподавал в организованной им в Одессе художественной студии, затем в художественной школе. Среди его учеников — И. М. Гурвич (1907−1992), Я. Н. Аптер (1899—1941), А. М. Глускин (1899—1969), Г. С. Бершадский (1895—1963), А. М. Харьковский (1911—1995), Е. Б. Ладыженский (1911—1982), И. Л. Кац (1908—1992), Гавдзинский А. С. (род.1923) и другие.

В 1928—1935 годах преподавал в Одесском художественном институте, в 1934—1941 годах — в Одесском художественном училище (с 1935 года — профессор), c 1941 года — в Уральском политехническом институте. С 1941 года жил в Свердловске, где создал серию портретов, в том числе академика Л. Д. Шевякова (1943), писателя П. П. Бажова (1943), «Автопортрет» (1954).

Работы Юлия Бершадского находятся в Одесском художественном музее, Музее украинского изобразительного искусства в Киеве, Музее художников Екатеринбурга и др.

Читать дальше

HELP