• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Александр Яковлевич Головин
Россия 1863−1930
Подписаться10             
Подписаться10             
Биография и информация
 

1881—1889 — обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.

1889 — посещает академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже. В 1890-е гг. участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.

До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.

Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900−03 гг.

1912 — действительный член Академии художеств.

1928 — народный артист РСФСР

Александр Яковлевич Головин (1863−1930), гимназистом почувствовавший влечение к искусству, поступил в 1881 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) — сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров. После выпуска, испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами — проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе с Константином Коровиным, своим другом, в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Решающим поворотом в его жизни стало приглашение в Большой театр. Первые же работы — декорации к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900) и к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901) — оказались удачными. В 1902 году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами — Мариинским (музыкальным) и Александрийским (драматическим). Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление «Кармен» (Мариинский театр, 1908), в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Жоржа Бизе.

Головин работал и для «Русских сезонов» в Париже: оформил «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (1908) и «Жар-птицу» Игоря Стравинского (1910) — спектакли, имевшие триумфальный успех.

В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с выдающимся режиссером-новатором XX века В. Э. Мейерхольдом, который нашел в нем идеального соавтора в осуществлении принципа «чистой театральности». Начало их сотрудничеству положил спектакль «У врат царства» Кнута Гамсуна (Александрийский театр, 1908); затем были поставлены «Дон-Жуан» Мольера (Александрийский театр, 1910) и опера «Орфей и Эвридика» Глюка (Мариинский театр, 1911), оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали событиями истории отечественного театра. В спектакле Александрийского театра «Гроза» (1916) по пьесе Александра Островского, трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма, действительность представала словно увиденной через восприятие возвышенной души героини. В опере Александра Даргомыжского «Каменный гость» (Мариинский театр, 1917) изображение Испании шло от романтизированных представлении об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора. Венцом творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме Михаила Лермонтова «Маскарад», над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917 года, прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического театрального действия — роскошного и пугающего. «Маскарад» Головина завершил целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи в следующем десятилетии.

После 1917 года Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927) по пьесе Бомарше, но следующая его работа, декорации к «Отелло» Уильяма Шекспира, не нашла в том же театре понимания — спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном оформлении. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что занимался журнальной и книжной графикой (в частности, он создал в 1922 году превосходные иллюстрации к «Двойнику» Гофмана) и, более всего, живописью.

Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем, написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой известностью пользуются его портреты Федора Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905), Олоферна (1908) и Бориса Годунова (1911), а также портрет В. Э. Мейерхольда (1917). Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в его очень индивидуальном, с немалой долей декоративности, стиле.

Читать дальше
Работы понравились
Маша Домрачева
Елена Мирошниченко
Galina
Alesya Sai
+9

Лента
Александр Яковлевич Головин. Улица в Севилье. (У фабрики). Эскиз декорации к опере Ж.Бизе "Кармен"
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 175 работ
Портрет Э. Ф. Голлербаха
0
Портрет Э. Ф. Голлербаха
75×84 см
Портрет Л. Я. Рыбаковой с дочерью Олей
0
Портрет Л. Я. Рыбаковой с дочерью Олей
113×166 см
Автопортрет на фоне золотистого платка
1
Автопортрет на фоне золотистого платка
66×71 см
Портрет Н. Е. Добычиной
0
Портрет Н. Е. Добычиной
98×96 см
Портрет Оли Рыбаковой
0
Портрет Оли Рыбаковой
41×51 см
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда
1
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда
67×80 см
Портрет Марины Эрастовны Маковской
1
Портрет Марины Эрастовны Маковской
1912, 97×194 см
Портрет М. А. Кузмина
1
Портрет М. А. Кузмина
169×178 см
Портрет графа Владимира Ивановича Канкрина
0
Портрет графа Владимира Ивановича Канкрина
1909, 89×89 см
Посмотреть все 175 работ художника