войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Александр
Яковлевич Головин

Россия • 1863−1930

Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин)) - русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Головин был многогранным художником: он мог соорудить костюм, расписать ткани, спроектировать мебель и создать керамическое панно. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Его замечательные натюрморты с фарфором и цветами демонстрируют мастерское владение кистью в изображении различных фактур и поверхностей.

Известные картины художника Александра Головина: Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова, Портрет В.Э. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали».

Ботаника, гимназия, Шекспир
Александр Головин родился в семье московского священника. Когда мальчику исполнилось три года, профессора Якова Даниловича Головина назначили настоятелем храма и преподавателем богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. Семья переехала поближе к приходу отца, в Петровско-Разумовское, окруженное прекрасными садами и парками. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях. Будучи ботаником, Железнов в живописи кое-что понимал – его брат Андрей Железнов был художником-портретистом, учеником Карла Брюллова.

В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Здесь, в знаменитом на всю Москву учебном заведении, не только хорошо учили, но и любили ставить пьесы Шекспира. Добавьте сюда абсолютный музыкальный слух и талант к рисованию – и станет понятно, откуда выросло призвание Головина к театральной сценографии.

В кругу «поленовцев»
В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Архитектурное отделение его не впечатлило, и три года спустя он перевелся на живописное. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. Коровин представил его Врубелю. Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником, и, можно сказать, духовным отцом. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Елена Поленова опекала Головина и его друга Егише Тадевосяна, ездила с ними на этюды и всячески направляла в поисках своего пути в живописи.

Труды насущные
В 1884 году умерла мать Головина. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Он расписывал атласные ткани, проектировал мебель и предметы интерьера, делал майоликовые панно и разнообразные керамические изделия совместно с участниками Абрамцевского художественного кружка, и, конечно, занимался станковой живописью. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Тем не менее, на поездку в Париж деньги нашлись: в 1889 году вместе с друзьями-«поленовцами» Головин поехал на Всемирную выставку, где вместе с Константином Коровиным участвовал в оформлении Русского павильона кустарных промыслов. И, как многие, попал под очарование новейших течений французской живописи, приемам которой обучался некоторое время в Академии Коларосси и школе-студии Витти.

Вернувшись в Москву, Головин начал активно применять полученные знания на практике, что заметили в художественных кругах: спустя некоторое время одну из его работ приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Картина, другая, третья нашли своих покупателей – Головину стало немного легче с финансами. В 1897 году художник сделал предложение руки и сердца Марии Константиновне Котовой – и получил согласие. Свадьбу сыграли в сентябре. В браке родились две дочери – Елена и Мария, и сын Александр. Увы, семейное счастье продлилось недолго, и вскоре семья распалась.

Декоратор Московского Большого театра
Осенью 1898 года ушла из жизни Елена Поленова, добрый друг и наставница Головина. И если бы не приглашение на работу в Большой театр – как знать, куда бы завели Головина печаль и страдания. Однако его новый начальник, глава Московской конторы Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский возлагал на молодых художников Коровина и Головина большие надежды. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом»; вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

Не оставляет Головин и ставший ему близким Абрамцевский кружок: с 1898 по 1901 по заказу организатора кружка, мецената и промышленника Саввы Мамонтова художник выполняет ряд керамических панно в стиле модерн, которые и ныне украшают московскую гостиницу «Метрополь». Большая работа на главном фасаде - «Принцесса Грёза» - выполнена Михаилом Врубелем, а остальные - «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» - созданы Головиным.

Главный консультант Мариинки
Владимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Вместе с ним в Санкт-Петербург переехал один из его лучших декораторов – Александр Головин, ставший главным консультантом Императорского Мариинского театра. Их творческий и дружеский союз продолжался на протяжении долгих лет и был основан на взаимном доверии и уважении. Несмотря на то, что Головин время от времени терял темп работы, Теляковский весьма ценил его талант, возмущался, бранился – но терпел причуды художника. Временами Головину помогала жена Теляковского – Гурли Логиновна: вместе они рисовали костюмы к постановкам, многие из образцов их совместных трудов нынче хранятся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусств. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Они отличались неизменным удобством для актеров, а также потрясающими декоративным и колористическими решениями самого Головина. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре.

«Мир искусства», Дягилев и Меерхольд
Окунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа и Мстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. В это же время начинается его десятилетнее знакомство и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Последнего привлекали многогранность и пластичность творчества Головина, его умение показать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов.

Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Головин рекомендовал режиссера Теляковскому после того, как Мейерхольд оставил театр Веры Комиссаржевской. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» - надолго запомнились современникам.

Последний триумф
1912 год для Александра Головина стал годом признания: его приняли в действительные члены Академии художеств. К сожалению, в это же время врачи обнаружили у художника первые признаки сердечного заболевания. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни, и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. В последние годы Александр Головин не имел возможности работать в привычной для себя театральной атмосфере; он чувствовал себя забытым, одиноким и никому не нужным. По ночам художнику снились декорации… 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни.

Перейти к биографии