войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Космизм

Эволюция духа

В начале XX века научно-технический прогресс быстро набирал обороты, и параллельно с ним развивались разнообразные философские футурологические течения. Одним из таких направлений философской мысли стал космизм — стремление познать законы Вселенной, теорию ее возникновения и место человека в эволюции всемирного пространства. Взаимосвязи макрокосма и микрокосма легли в основу нового течения в искусстве, которое стремилось показать зрителю величие межзвездных пространств и красоту человеческой души.
Космизм
Название направления «космизм» произошло от греческого «космос», что означает «упорядоченный мир». Ученые и философы стремились доказать системность жизненных законов, которые управляют мирозданием. Покорение новых планет, возможность полета человека в космос, изучение звезд и галактик — эти глобальные задачи ученых будоражили умы художников, которые в своих произведениях пытались рассказать зрителям о будущем, о тех новшествах, которые ожидают человечество.
Одним из идейных основателей русского космизма стал религиозный мыслитель-футуролог Николай Федоров (1829 — 1903). Главная концепция Федорова заключалась в том, что грядущее телесное воскрешение ушедших в мир иной, предреченное Христом осуществится с помощью научных достижений. А это, по мнению мыслителя, станет возможным только после мирового единения человечества, при торжестве разума и доброй воли. Те же, кто воскреснет из мертвых, не смогут все поместиться на Земле — отсюда и возникла идея освоения космического пространства, новых планет.
Теории Федорова базировались на христианском мировоззрении. А вот «отец» космонавтики, Константин Циолковский, не только разработал уравнение движения и принцип двухступенчатой ракеты, но и рассматривал возможность освоения космоса человеком с более практических позиций — к примеру, с помощью постройки ряда орбитальных станций на земной орбите. Циолковский верил в мощь эволюции, он считал, что однажды жизнь на одной из планет достигнет такого развития, что живые существа смогут путешествовать во Вселенной при помощи одного лишь разума, преодолев расстояния и силу тяжести. Почему бы и не человечество Земли? Но что увидят люди, попав на другие планеты? Какие там будут условия — воздух, цвета, атмосфера, растительность, другие живые существа?
Петр Фатеев. Композиция. Из цикла «Опыт построения нового мира по ассоциации со старым». 1917
Петр Фатеев. Композиция. Из цикла «Опыт построения нового мира по ассоциации со старым». 1917
Свой вклад в развитие теорий космизма внесли Владимир Вернадский — автор учения о биосфере, Александр Чижевский — основоположник гелиобиологии и попутно мастер пейзажа, француз Пьер Тейяр де Шарден — один из создателей теории ноосферы, и многие другие ученые и философы, чьи интересы привлекал вопрос о единстве Человека и Вселенной. Конечно же, эти широко обсуждаемые идеи привлекали художников, таких как Казимир Малевич, Микалоюс Чюрленис, Николай Рерих, Василий Чекрыгин, Павел Филонов. Каждый из них по-своему увидел философию космизма и запечатлел свои представления о ней. Так, у Казимира Малевича это были попытки представить будущие дома «землянитов», которые он назвал «планиты».
Еще один представитель космизма в искусстве, Иван Кудряшов, «заболел» теорией космических полетов буквально с детства — его отец работал в конструкторском бюро Циолковского. Решив посвятить себя живописи, Кудряшов был сторонником кубизма и супрематизма, в 1920 году он создал большую серию работ «Космос», а позже — серии «Конструкции прямолинейного движения» и «Конструкции криволинейного движения», «Рождение планеты».
Иван Кудряшов. «Рождение солнца. Полет». 1920-е гг
Иван Кудряшов. «Рождение солнца. Полет». 1920-е гг
Николай Рерих по-своему трактовал теории космизма, вместе с женой Еленой создав учение о Живой этике, или Агни-Йогу. По сути, продолжая идеи Циолковского о преодолении космических пространств силой мысли, учение Живой Этики выделяет «Человеческий земной мир» и невидимые глазу «Тонкий Мир» и «Огненный Мир», созданные низшими и высшими психическими энергиями. Самосовершенствование каждого человека и всего населения планеты в целом должно привести людей к новым ступеням самосознания и проникновения в «Высшие сферы». Интерпретации своих идей Николай Рерих отобразил во многих своих картинах.
Идеи космизма в 1923 году объединили группу художников, во главе которых стал Петр Фатеев. В состав «Амаравеллы» входили Борис Смирнов-Русецкий, Вера Пшесецкая, Александр Capдан, Сергей Шиголев, Виктор Черноволенко, которые работали под влиянием трудов Камиля Фламмариона, Николая Рериха, Елены Блаватской. «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира… «- писали участники группы «Амаравелла» в своем манифесте. Они предлагали зрителю воспринимать их произведения не умом, но чувствами, сопереживая образам и идеям.
Петр Фатеев. «Выше звезд». Из цикла «Заратустра». 1915 год
Петр Фатеев. «Выше звезд». Из цикла «Заратустра». 1915 год
Философия космизма для советской власти была неприемлема, зато развитие наук и мечты об освоении космоса отлично вписывались в соцреализм. В 1935 году вышел фильм «Космический рейс», художником-постановщиком которого стал Юрий Швец. Разрабатывая декорации и костюмы, Швец обращался за помощью к Константину Циолковскому, уточняя такие нюансы, как, например, возможности человека в условиях невесомости.
Рекомендуемые работы
Лариса Гамаюнова. Солнце над облаками
Солнце над облаками
60×50 см
$245
Оригинал
Асия Евгеньевна Конеченкова. Волшебный закат на озере
  • Реклама
Волшебный закат на озере
25.10.2024, 50×65 см
$429
Оригинал
Оксана Токарева. Мечта
  • Реклама
Мечта
2023, 70×50 см
$2 354
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Ковбой на пенсии 2024
  • Реклама
Ковбой на пенсии 2024
2024, 126×180 см
€10
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$113
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Юрий Швец. «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина 1996 год»
Юрий Швец. «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина 1996 год»
Алексей Леонов. «Планета в туманности"


Самый знаменитый художник, рисующий космические картины — к

Алексей Леонов. «Планета в туманности"


Самый знаменитый художник, рисующий космические картины — космонавт Алексей Леонов. Вместе с Андреем Соколовым он создал ряд произведений, которые не только изображают виды Земли из космоса, но и уводят зрителя в мир фантастики — новых неизведанных миров, звезд и галактик.