Рисунок (через польск.
rysowac из ср.-в.-нем.
rizen — резать, чертить) – нанесение изображения вручную на плоскость при помощи графических средств: прямых и кривых линий, точек, штрихов или пятен. В основе всех видов изобразительного искусства лежит рисунок. Художник создает изображение с натуры или по памяти, тщательно анализирует форму и планирует пространственное расположение объекта. Комбинация графических элементов создает игру света, объем и перспективу. Рисунок стал основой развития других направлений графики –
гравюры и
литографии.
Иллюстрация (от лат.
illustratio — освещение, наглядное изображение) – произведение изобразительного искусства, которое поясняет содержание текста: художественного произведения, научного трактата или технического документа. Визуальные образы позволяют читателю быстрее понять смысл и погрузиться в эмоциональную атмосферу повествования, получить наглядное изображение героев или предметов. Художники создают иллюстрации в точном соответствии с текстом, поэтому жанр, по сути, стал частью литературного творчества. Кроме пояснительной функции иллюстрации украшают книги и журналы.
История рисунков берет начало с самых истоков человеческой цивилизации, когда люди при помощи угля или куска мела изобразили предметы окружающей действительности и заявили о себе как о художниках. Развитие и становление рисунка как полноправного направления искусства произошло в эпоху
Возрождения.
Микеланджело Буонарроти сформулировал определение рисунка как «
высшей точки, источника и души живописи, скульптуры и науки». В XVI веке сформировалась академическая система обучения графическому искусству, а столетие спустя рисование стало учебной дисциплиной в художественно-образовательных учреждениях. Изучение техники рисования помогало начинающим художникам овладеть формой, объемом, линией и пропорциями изображения. Учебный предмет развивался параллельно живописным жанрам и приобретал стилистические отличия: пышность и динамику
барокко, детализацию и утонченность
рококо, строгость и лаконичность
классицизма, эмоциональность и патетику
романтизма и
экспрессионизма.
Рождение иллюстраций как визуального направления произошло около 1400 г. до н.э. в виде пояснительных картинок «Книги мёртвых» Древнего Египта. Изобретение в 1450-х годах книгопечатания подарило бессмертие искусству иллюстрирования. Золотой век художников-иллюстраторов наступил с появлением книг, газет и журналов. В XX веке авторы позволили себе отойти от строгой передачи текста произведения и выразить ассоциации читателя.
По уровню художественной сложности и детализации рисунки разделяют на эскизы, наброски, зарисовки и этюды, а по технике исполнения – на оригинальные и печатные изображения. Мастера могут рисовать на бумаге или картоне, карандашом или углем, тушью, пастелью или акварельной краской. Иллюстраторы, как правило, владеют различными техниками, например, живописными или графическими, фотомонтажом или компьютерной графикой. Художники создают иллюстрации с учетом месторасположения в книге или печатном издании. Обложка, фронтиспис и заставка открывают произведение, полосная иллюстрация занимает одну, а разворотная – две соседние страницы. Литературное оформление содержит фрагментные иллюстрации: декоративные элементы в виде виньеток и буквиц.
Известные рисунки и иллюстрации:
Иллюстрации к «Божественной комедии» 1488 Сандо Боттичелли; «
Ньютон» 1805, «
Навуходоносор» 1805 Уильям Блейк; «
Гесиод и Муза» 1857, «
Леда и лебедь» 1882 Гюстав Моро; «
Зимородок» 1871, «
Солнечный свет в Амальфи, Италия» Джон Рёскин 1844; «
Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1901 Иван Билибин; «
Чехарда» 1915, «
День в деревне» 1920 Луис Уэйн.
Знаменитые художники:
Микеланджело Буонарроти,
Сандро Боттичелли,
Питер Пауль Рубенс,
Теодор Жерико,
Уильям Блейк,
Джон Рёскин,
Гюстав Моро,
Эдвард Лир,
Луис Уэйн,
Иван Билибин.