войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Музей Людвига выставил напоказ подделки под русский авангард

Музей Людвига в Кёльне обнаружил, что многие картины русских авангардистов в его коллекции не являются подлинниками. Обычно музеи не афишируют имитации, но немецкое учреждение нарушило табу и выставило их на всеобщее обозрение. Выставка «Русский авангард: оригинал и подделка» вызвала противоречивые отклики в мире искусства.
Музей Людвига выставил напоказ подделки под русский авангард
Все картины, представленные в экспозиции, якобы принадлежат художникам этого радикального движения начала XX века. И действительно, там есть подлинные работы таких известных мастеров, как Казимир Малевич, Александр Родченко и Наталья Гончарова. Но рядом вывешены и те, чью атрибуцию кураторы отозвали.

Волны подделок десятилетиями загрязняли этот сектор арт-рынка, и выставка проливает новый свет на подводные камни покупки, продажи и коллекционирования произведений русского авангарда.
Композиция, датированная 1916 годом и приписанная Михаилу Ларионову. Атрибуция была поставлена под с
Композиция, датированная 1916 годом и приписанная Михаилу Ларионову. Атрибуция была поставлена под сомнение после исследования гуаши, которое показало, что такую краску начали использовать лишь в 1964-м — последнем году жизни художника. Однако его подпись выполнена твёрдым почерком, хотя у Ларионова наблюдался выраженный тремор после инсульта 1950 года. Фото: Museum Ludwig
Музей основан на пожертвования кондитерского магната Петера Людвига в 1970-х годах. Учреждение славится тем, что владеет одним из крупнейших собраний русского авангардного искусства в Западной Европе. Предприниматель и его жена были заядлыми коллекционерами этого стиля. После смерти Ирен Людвиг в 2010 году музею перешло около 600 произведений русских художников начала XX века.

Наследство включает 100 картин, которые исследователи музея анализируют последние десять лет. Из 49-ти проверенных на данный момент работ 22 имели неверную атрибуцию. Но их стараются не называть «фальшивками»: с юридической точки зрения это слово подразумевает намерение обмануть, а это невозможно доказать, просто изучив работу.
  • Казимир Малевич, «Супрематизм №38», 1916 (подлинность подтверждена). Музей Людвига, Кёльн
  • Любовь Попова, «Портрет женщины (Рельеф)», 1915 (подлинность подтверждена). Музей Людвига, Кёльн
Выставка стала предметом судебного разбирательства ещё до своего открытия. В августе швейцарская Galerie Gmurzynska, продавшая чете Людвиг около 400 картин, подала иск, требуя, чтобы музей опубликовал свои исследования перед показом. Суд вынес решение в пользу галереи, но городу Кёльну, которому принадлежит музей, удалось обжаловать вердикт.

В прошлом при оценке русского авангарда в основном полагалась на мнение экспертов. Но выяснение того, насколько картина соответствует другим работам художника, — это лишь одна часть исследования Музея Людвига. Второй аспект — это изучение провенанса, а третий — лабораторный анализ.
  • Неизвестный художник, «Пейзаж (Разложение форм)». Подражание Ольге Розановой. Музей Людвига, Кёльн
  • Ольга Розанова, «Человек на улице (Анализ объёмов)», 1913. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Была изучена в том числе и картина, которую приписывали Ольге Розановой и которую Петер Людвиг купил в 1985 году в Galerie Gmurzynska. Это «Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
(Разложение форм)» в кубическом стиле, датированный 1913 годом. Сейчас он выставлен рядом с аналогичным произведением Розановой, присланным из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде — полотном 1913 года под названием «Человек на улице (Анализ объёмов)».

Экспертиза картины из Музея Людвига показала, что материал, на котором она написана, содержит синтетические полиэфирные волокна, не существовавшие в 1913 году. Химический состав пигментов также отличается от других работ Розановой того периода. Эксперты пришли к выводу, что работа из Музея Людвига — это более поздняя копия, выполненная неизвестным художником.
  • Эль Лисицкий (атрибуция отозвана), «Проун» (датировано 1923 годом). Музей Людвига, Кёльн
  • Рентгеновский снимок, на котором видна половинка картона с репродукцией Людвига Кнауса. Фото: Museum Ludwig
Яркой иллюстрацией изобретательности мошенников стал один из проунов Эль Лисицкого. На рентгене специалисты увидели, что он написан на куске картона, который был частью старой репродукции сцены немецкого художника Людвига Кнауса. «Изготовители подделки отрезали половину картона Кнауса и изобразили на нем Лисицкого», — пишет The Art Newspaper.
Неизвестный художник, «Эскиз костюма Иродиады» (ранее приписывался Александре Экстер). Музей Людвига

Неизвестный художник, «Эскиз костюма Иродиады» (ранее приписывался Александре Экстер). Музей Людвига, Кёльн

Эксперты Музея Людвига собрали все исследованные картины на отдельном сайте, снабдив их актуальными комментариями. Это относится, например, к эскизу костюма Иродиады к постановке «Саломеи» Оскара Уайльда в Московском камерном театре. Ранее работа маслом приписывалась Александре Экстер и датировалась примерно 1917 годом. Однако специалисты выяснили, что использованные пигменты не соответствуют этому периоду. Вероятно, первоисточником для мошенников стал набросок, который художница выполнила гуашью (сейчас он хранится в Театральном музее им. Бахрушина), а сама фальшивка выполнена где-то в 1993 году.

Фрагменты экспозиции «Русский авангард: оригинал и подделка». Фото: Museum Ludwig
Фрагменты экспозиции «Русский авангард: оригинал и подделка». Фото: Museum Ludwig
Фрагменты экспозиции «Русский авангард: оригинал и подделка». Фото: Museum Ludwig
Фрагменты экспозиции «Русский авангард: оригинал и подделка». Фото: Museum Ludwig
Сотрудники Музея Людвига беспокоились, что другие институты откажут им в аренде оригиналов картин русских художников. Однако всё сложилось с точностью до наоборот: свои экспонаты для демонстрации рядом с подделками прислали Музей Тиссена-Борнемисы и Музей современного искусства MOMus в греческих Салониках. «Это показывает, что произошли настоящие перемены: люди готовы открыто затронуть тему, которая до сих пор была табуированной», — сказала руководитель группы исследователей Петра Мандт.
  • Любовь Попова, «Живописная архитектоника» (1918). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
  • Неподписанная копия (ранее приписывалась Любови Поповой). Музей Людвига, Кёльн
«В этой области много экспертов, которые представляют разные интересы. Музеи — это наилучшие учреждения для продвижения исследований в области подделок, потому что для нас это наука, а не коммерческие интересы», — добавила куратор выставки Рита Керстиг.

Выставка «Русский авангард: оригинал и подделка» в Музее Людвига продлится до 3 января 2021 года.

По материалам The New York Times и The Art Newspaper