войти
опубликовать

Постмодернизм

466 работ, 77 художников
Постмодернизм (от фр. postmodernisme — после модернизма) – период в искусстве, который последовал за доминированием модернизма в теории и практике культуры. Возникшее в середине XX века это течение, идейно объединяющее многих современных художников, непосредственно связано со скептицизмом, иронией и философской критикой универсальных истин и объективной реальности. Сам термин «постмодернизм» ввел в обиход Жан-Франсуа Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна» (1979), в которой обыгрывалась идея «языковой игры». Впервые предложенная австрийцем Людвигом Витгенштейном идея заключалась в том, что разные группы людей используют один и тот же язык по-разному – и это, в свою очередь, может привести к тому, что и на мир они будут смотреть совершенно по-разному.

В эпоху постмодернизма не стало единой линии повествования, не стало привилегированной точки зрения, системы или теории. Мир стремительно менялся после двух разрушительных войн и миллионов смертей, первых ядерных испытаний, торжества коммунистической идеологии. В этот период оптимизм модернистов, который доминировал в довоенном мире, стал неактуальным и устаревшим. Постмодернизм сместил географические акценты - мировой центр искусств переместился из Парижа в Нью-Йорк. Если модернисты фокусировались на дизайне, иерархии, мастерстве, то постмодернисты интересовались коллажами, случайностью, анархией, повторением. Ранние проявления постмодернизма заметны у дадаистов, в картинах сюрреалистов, мастеров, работающих в жанре абстрактного экспрессионизма, хроматической абстракции, арте повера и живописи цветового поля. В графическом дизайне это проявляется как тенденция к использованию стилей техно, панк, гранж.

Глубине постижения темы и метафизике модернистов противопоставили поверхностность, иронию и искусство жеста. Постмодернизм дал художникам возможность критиковать всех и вся, разрушать старые устои живописи, отрицать вкусы публики. В послевоенной Америке появились нео-дада и поп-арт, а в последующие несколько десятилетий реакционные формы искусства вылились в такие направления, как минимализм, концептуальное искусство, перфоманс, видеоарт. Разнообразные по сути и форме все эти движения постмодернизма имеют общие характеристики такие, как смешение иерархий высокого и низкого искусства, отрицание концепций подлинности и оригинальности, характерных для модернистов, делая акценты на зрелищность, иронию и игривость.

В искусстве наступила эпоха вседозволенности. Радикализированная и провокативная эстетика постмодернизма смешивала стили и творила новые смыслы. Как писал британский драматург Гарольд Пинтер, «не существует жестких различий между тем, что реально, и тем, что нереально. И между тем, что является правдой и тем, что является ложью. Вещь не обязательно либо истинна, либо ложна; это может быть и правдой, и ложью». Новые тенденции проявились не только в живописи, но и в архитектуре, драматургии, музыке, танце. Классический балет разбавили хип-хопом и эротизмом, на сцене царила Мадонна, шокируя публику новыми образами. Успех в искусстве стал оцениваться его коммерциализацией и всеобщей шумихой, которую поднимали СМИ вокруг того или иного художника.

Итак, постмодернизм представляет собой парадоксальное смешение стилей, направлений и жанров, отрицая наследие европейской художественной традиции. В то же время этот стиль остро затрагивает насущные социальные вопросы, встающие перед обществом, на которые пытаются дать ответы современные художники. Используя готовые формы и материалы, выдернутые из обычного окружения, которые помещаются в новую, порой непривычную систему координат, постмодернизм пытается решить главные задачи искусства как такового.

Художники стиля постмодернизм: Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Барбара Крюгер, Джефф Кунс, Роберт Раушенберг, Марина Абрамович, Герхард Рихтер, Дэмиен Херст.
Лента