Постмодернизм (от фр.
postmodernisme — после модернизма) – период в искусстве, который последовал за доминированием модернизма в теории и практике культуры. Возникшее в середине XX века это течение, идейно объединяющее многих современных художников, непосредственно связано со скептицизмом, иронией и философской критикой универсальных истин и объективной реальности. Сам термин «
постмодернизм» ввел в обиход
Жан-Франсуа Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна» (1979), в которой обыгрывалась идея «языковой игры». Впервые предложенная австрийцем Людвигом Витгенштейном идея заключалась в том, что разные группы людей используют один и тот же язык по-разному – и это, в свою очередь, может привести к тому, что и на мир они будут смотреть совершенно по-разному.
В эпоху постмодернизма не стало единой линии повествования, не стало привилегированной точки зрения, системы или теории. Мир стремительно менялся после двух разрушительных войн и миллионов смертей, первых ядерных испытаний, торжества коммунистической идеологии. В этот период оптимизм модернистов, который доминировал в довоенном мире, стал неактуальным и устаревшим. Постмодернизм сместил географические акценты - мировой центр искусств переместился из Парижа в Нью-Йорк. Если модернисты фокусировались на дизайне, иерархии, мастерстве, то постмодернисты интересовались коллажами, случайностью, анархией, повторением. Ранние проявления постмодернизма заметны у
дадаистов, в картинах
сюрреалистов, мастеров, работающих в жанре
абстрактного экспрессионизма, хроматической абстракции,
арте повера и живописи цветового поля. В графическом дизайне это проявляется как тенденция к использованию стилей техно, панк, гранж.
Глубине постижения темы и метафизике модернистов противопоставили поверхностность, иронию и искусство жеста. Постмодернизм дал художникам возможность критиковать всех и вся, разрушать старые устои живописи, отрицать вкусы публики. В послевоенной Америке появились нео-дада и
поп-арт, а в последующие несколько десятилетий реакционные формы искусства вылились в такие направления, как
минимализм,
концептуальное искусство, перфоманс,
видеоарт. Разнообразные по сути и форме все эти движения постмодернизма имеют общие характеристики такие, как смешение иерархий высокого и низкого искусства, отрицание концепций подлинности и оригинальности, характерных для модернистов, делая акценты на зрелищность, иронию и игривость.
В искусстве наступила эпоха вседозволенности. Радикализированная и провокативная эстетика постмодернизма смешивала стили и творила новые смыслы. Как писал британский драматург Гарольд Пинтер, «
не существует жестких различий между тем, что реально, и тем, что нереально. И между тем, что является правдой и тем, что является ложью. Вещь не обязательно либо истинна, либо ложна; это может быть и правдой, и ложью». Новые тенденции проявились не только в живописи, но и в архитектуре, драматургии, музыке, танце. Классический балет разбавили хип-хопом и эротизмом, на сцене царила Мадонна, шокируя публику новыми образами. Успех в искусстве стал оцениваться его коммерциализацией и всеобщей шумихой, которую поднимали СМИ вокруг того или иного художника.
Итак, постмодернизм представляет собой парадоксальное смешение стилей, направлений и жанров, отрицая наследие европейской художественной традиции. В то же время этот стиль остро затрагивает насущные социальные вопросы, встающие перед обществом, на которые пытаются дать ответы современные художники. Используя готовые формы и материалы, выдернутые из обычного окружения, которые помещаются в новую, порой непривычную систему координат, постмодернизм пытается решить главные задачи искусства как такового.
Художники стиля постмодернизм:
Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Барбара Крюгер,
Джефф Кунс,
Роберт Раушенберг, Марина Абрамович,
Герхард Рихтер,
Дэмиен Херст.