войти
опубликовать

Ремедиос
Варо

Мексика • родилась в XX век
Ремедиос Варо (полное имя Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо и Уранга, 16 декабря 1908, Англес — 8 октября 1963, Мехико) — испанская и мексиканская художница-сюрреалистка.

Особенности творчества художницы Ремедиос Варо: Сюрреализм стал для Ремедиос Варо средством для понимания Вселенной, тем механизмом, с помощью которого она вырвалась за рамки научных принципов и линейной логики. Ее произведения, в которых переплетаются мир сновидений и психоделическая «память предков», пропитаны интуитивными решениями и интеллектуальным любопытством. Основы механики и архитектуры, внимание к мельчайшим деталям, увлечение алхимией и оккультизмом, философские размышления и сновидения – все это есть в персональном мире Варо, загадочном и фантастическом. Любимыми художниками Ремедиос, которыми она восхищалась и которые оказали влияние на ее творчество, были Иероним Босх, Франсиско Гойя, Эль Греко, Пабло Пикассо, Жорж Брак. Она была очень восприимчива к природному окружению и считала, что между растительным, человеческим, животным и механическим миром существует сильная связь.

Многие персонажи картин имеют сходство с обликом самой художницы - сердцевидное лицо, миндалевидные глаза, длинный острый нос и пышные волосы.

Известные картины художницы Ремедиос Варо: «Аллегория зимы», «Солнечная музыка», «Создатель птиц», «Бесполезная наука или Алхимик», «Зов».

К свободе – через искусство
Детство Ремедиос Варо прошло в постоянной смене впечатлений: мать и отец не хотели разлучаться надолго, однако работа Родриго Варо-и-Заялво требовала регулярных разъездов, и его жена, Игнасия Уранга Бергарече, преданно следовала за мужем вместе с детьми. В дороге Дон Родриго, инженер гидравлических установок, развлекал дочь, давая ей перерисовывать свои чертежи, попутно объясняя ребенку назначение тех или иных механизмов. Пытливый ум Ремедиос впитывал знания, карандашные линии постепенно становились точными и уверенными, а за окном поезда или корабельного иллюминатора пейзажи Пиренейского полуострова сменялись видами Северной Африки.

На некоторое время семья осела в Мадриде. Родриго, агностик и либерал, отдал дочь в одну из «свободных школ», однако позже, по настоянию матери-католички, девочку перевели в школу при монастыре. Это было вполне в духе времени, а также в испанских традициях отношения к роли женщины в обществе. Юной Варо с ее богатой фантазией и миром волшебных грез было тесно в монастырских классах, и она нашла свой путь к личной свободе – через искусство.

Живопись и наука
Поощряемая отцом, в сентябре 1924 года в возрасте 15 лет Ремедиос Варо выдержала трудные экзамены и стала студенткой знаменитой мадридской Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, где в одно с ней время учился Сальвадор Дали. Помимо уроков живописи и рисования, в Академии читали лекции прославленные ученые Альберт Эйнштейн и Мария Кюри, писатель-фантаст Герберт Уэллс и последователь Ницше, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. На студенческих посиделках обсуждались теории Зигмунда Фрейда и работы основоположника сюрреализма Андре Бретона. Над этим бурлящим котлом мыслей, теорий и мнений витали тонкие флюиды, питающие воображение бывшей ученицы монастырской школы для девочек и будущей звезды сюрреализма.

Со временем интересы молодой художницы к научным открытиям распространились на космологию, теорию эволюции, астрономию, генетику и нашли отражение в сюжетах и названиях ее картин. А Королевская Академия дала ей великолепную классическую подготовку. За дополнительную плату Варо посещала класс декоративной живописи, где углубила свои знания в технике работы маслом, подготовке холстов и других основ для своих работ.

Брак на всю жизнь
В возрасте 20 лет Ремедиос Варо вышла замуж за молодого художника Жерардо Лиззаррага. Вспыльчивый, как все баски, очень талантливый, Лиззарага отличался хорошим чувством юмора и неизменной добротой. Он был неоднократно отмечен за свои работы на академических выставках, а также стал режиссером нескольких фильмов с сюрреалистическими сюжетами. Через некоторое время супружеская жизнь распалась, но дружба между Варо и Лиззарагой осталась с ними на всю жизнь; официально они так и не развелись.

Мадрид-Париж-Барселона
В Испании назревали большие политические и социальные волнения. Монархия пала, однако Республика продержалась недолго: реакционисты устроили мятеж, на улицах Мадрида было небезопасно. Варо и Лиззарага приняли решение уехать в Париж, чтобы погрузиться в мир авангардного искусства. Варо поступила в Академию де ла Гранд Шомьер, но хватило ее всего на три недели: стены классов давили на нее, а художнице хотелось личного опыта, не ограниченного ничем. Беззаботная жизнь бедных художников, жаркие споры в парижских артистических кафе - генерация новых идей продолжалась год. Художники приняли решение вернуться в Испанию, но не в Мадрид, а в либеральную и очень «европейскую» Барселону, которая к тому времени задавала тон авангардному искусству в стране.

Преодолевая все устоявшиеся каноны, Варо влюбилась в молодого каталонского художника Эстебана Франсеса и через некоторое время рассталась с Лиззарагой. Варо и Франсес сняли маленькую комнату и погрузились в творчество: картины, наброски, коллажи – оба нырнули в сюрреализм с головой, новое искусство полностью поглотило их. Лиззарага работал вместе с ними. Варо писала картины в студии, а также сотрудничала с рекламным агентстве Джеймса Уолтера Томпсона. Художники встречались с поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром, переписывались с Марселем Дюшаном, дружили с художником-сюрреалистом Оскаром Домингесом.

В 1936 году Варо присоединилась к группе художников и писателей, объединенных сюрреализмом - Логикофобисты (Logicophobiste) – и показала три свои работы на выставке в галерее Catalonia de Barcelona, благосклонно принятые публикой. Вскоре после этого в Испании началась гражданская война. Младший брат Варо – Луис – записался добровольцем на стороне генерала Франко, и вскоре погиб. Ремедиос очень горевала и о смерти брата, и о принятом им решении воевать под знаменами врага.

Париж
Жажда жизни взяла свое. В ужасах войны на ее пути повстречался французский поэт-сюрреалист Бенджамин Пере, друг Андре Бретона, который воевал на стороне республиканского правительства в коммунистических и анархических отрядах. Страсть была обоюдной: Пере посвящал своей возлюбленной стихи, они постоянно обменивались письмами. И когда в 1937 году Пере вернулся в Париж, Ремедиос оставила своего мужа Лиззарагу, возлюбленного Франсеса и устремилась во Францию – к новой страсти, новым приключениям. И к мирной (пока еще) жизни. Год спустя для всех республиканцев путь в Испанию был закрыт: генерал Франко запретил им въезд на родину, и Варо всю жизнь горевала о том, что оставила своих родных.

В Париже Пере ввел ее в круг своих друзей-сюрреалистов, среди которых был Андре Бретон, Леонора Каррингтон (их дружба продолжалась долгие годы), Дора Маар, Роберто МаттаВольфганг Паален и Макс Эрнст. В 1938 году Варо выставляется сначала в Париже, потом в Амстердаме. Также оформляет несколько журналов, участвует в коллективных работах с Бретоном и Пере. О своей жизни в Париже Варо позже вспоминала: «Да, я присутствовала на тех встречах, на которых они (сюрреалисты – прим. ред.) много говорили, и каждый изучал разные вещи; иногда я принимала участие в их выставках… я с открытым ртом находилась в этой группе блестящих и одаренных людей. Я была вместе с ними, потому что чувствовала определенную близость. Сегодня я не принадлежу ни к одной группе; я рисую то, что происходит со мной, и все».

Мексика
После вторжения нацистов в Париж в 1940 году Варо ненадолго оказалась в Испании, однако вскоре была вынуждена покинуть страну и нашла убежище в Мексике, как и многие другие художники. Полагая, что это временное пристанище, она зарабатывала как коммерческий художник, восстанавливала керамику, совместно с Марком Шагалом создала дизайн костюмов для постановки балета «Алеко», премьера которого состоялась в Мехико в 1942 году. Для фармацевтической компании Bayer она создала ряд картин, разрабатывала дизайны для Clar Decor. Варо близко сдружилась с художницей Леонорой Каррингтон, встречалась с Фридой Кало и Диего Риверой, поддерживала отношения с такими же, как она, беглецами Кати и Хосе Хорна.

В 1947 году Бенджамин Пере вернулся в Париж, а Варо два года провела в Венесуэле. После возвращения в Мексику она встретила свою последнюю любовь – австрийца Уолтера Грюна, который пережил концентрационные лагеря и сбежал из Европы за океан. Грюн дал художнице возможность спокойно сосредоточиться на работе, создав для нее идеальные условия и сняв с ее плеч финансовые проблемы. В 1955 году Ремедиос Варо провела первую персональную выставку в Мехико, в Galería Diana, причем очень успешно: покупатели выстраивались в очередь. Вторая выставка прошла в 1958 году в Salón de la Arte de Mujer. Мексика стала для Варо тем местом, где она смогла работать спокойно, неспешно, ярко, воплощая все свои фантазии, не оглядываясь ни на кого.

Ремедиос Варо очень много общалась со своей близкой подругой, художницей Леонорой Каррингтон. Они вместе посещали собрания последователей русских мистиков Петра Успенского и Георгия Гурджиева, написали две неизданные до сих пор пьесы и черпали вдохновение из одних источников. В искусстве выбирали одни и те же темы для картин, при этом в работах Каррингтон превалировали оттенки и цвет, в то время как Варо углублялась в линии и формы.

В 1963 году Ремедиос Варо умерла от сердечного приступа. Как писал Андре Бретон, она была «волшебницей, которая ушла слишком рано».
Перейти к биографии