Маньеризм (от итал.
maniera – манера, стиль) – направление в искусстве, сформировавшееся в Риме и Флоренции в начале XVI века, в поздний период Высокого Возрождения. Появление нового стиля стало результатом кризиса искусства, падения авторитета католической церкви и начала Реформации. Этот период ознаменовался научными открытиями, кругосветными путешествиями, открытием Америки. Католическая церковь боролась с усилением влияния протестантства и появлением радикальных философских идей. Маньеризм стал следствием эмоциональной и нравственной неопределенности, в которой пребывали художники, скульпторы и другие деятели искусств. Великие мастера Ренессанса казались наивными и идеалистичными, а гармония, равновесие, натурализм изображения и строгие художественные каноны были не по плечу художникам нового поколения. На смену гармонии пришли метафора и гротеск. Маньеризм в живописи просуществовал до начала 1600-х и стал основой для формирования стиля
барокко.
Маньеристы, по сути, стали подражателями великих мастеров
Возрождения, но отвергли старые каноны и техники. Художники отказались от принципов гармонии и равновесия и создавали перегруженные цветом и объектами композиции. Человеческие фигуры стали непропорциональными, удлиненными, «змеевидными», что явилось аллегорией деформации мировоззрения и социальных норм. Бросаются в глаза напряженные и утрированные позы, драматичные и экспрессивные выражения лиц, экзотические костюмы, изысканные витиеватые линии с чередованием плавности и изломанности. Все это стало иллюстрацией авторских поисков и эмоциональной напряженности в обществе.
Авторы маньеризма перенасыщали картины обнаженной натурой, эротизмом, или напротив – исключительным аскетизмом. Широко использовались световые эффекты и нестандартная перспектива. Палитра цветов стала яркой, броской, насыщенной сочетаниями голубых и розовых оттенков. На одном холсте мифология соседствовала с религией, обнаженная натура с мрачными пейзажами, факты с аллегорией. И хотя сюжеты картин были драматичны, а герои эмоциональны, в глаза бросались поверхностность и отсутствие идейной целостности повествования.
Знаковые картины маньеризма:
«
Лаокоон», 1610, «Вознесение Девы Марии», 1579, Эль Греко, «
Обращение Савла», 1528, «
Мадонна с длинной шеей», 1540, Франческо Пармиджанино, «
Снятие с креста», 1529, «Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520, Якопо Понтормо, «Неверие Святого Фомы», 1547, Франческо Сальвиати. Образец и шедевр маньеризма - скульптура флорентийца
Джамболоньи «
Похищение сабинянок», 1583.
Художники стиля маньеризм:
Франческо Пармиджанино,
Якопо Понтормо,
Джованни Баттиста Нальдини,
Джулио Романо,
Джузеппе Арчимбольдо,
Бронзино,
Россо Фьорентино,
Франческо Сальвиати,
Доменико Беккафуми,
Алессандро Аллори,
Артемизия Джентилески. К ним относят также
Тинторетто и
Тициана.