Регистрация
Константин Федорович Юон
Константин
 Федорович Юон
Россия 1875−1958
Подписаться16             
Подписаться16             
Биография и информация
 
Константин Фёдорович Юон (24 октября 1875 года, Москва — 11 апреля 1958 года, Москва) — художник, сохранивший приверженность реалистической школе живописи, живя в эпоху авангардизма.

Особенности творчества художника Коснтантина Юона: в наследии Юона преобладают пейзажи, художник любил и превосходно умел изображать зиму и пронзительный весенний воздух; также ряд картин Юона посвящен древнерусской архитектуре — он писал церкви даже будучи обласканным советской властью мастером.

Известные картины Константина Юона: «Конец зимы. Полдень», «Новая планета».

Русский, а впоследствии советский художник Константин Юон — один из тех, кого принято называть счастливчиками. Слава и почет у него были в царской России, удалось ему органично встроиться и в советскую живопись. Более того, похоже, особо переступать через себя не пришлось: во многих картинах Юона советских лет фигурируют столь любимые им купола и церкви. С нуждой он не сталкивался, репрессии 30-х годов его тоже миновали. И даже это еще не всё — Константин Юон прожил всю жизнь в счастливом браке, причем жену выбрал по велению сердца, пойдя против воли родителей, и выбор этот оказался удачным. Самые тяжелые события его жизни из общеизвестных — это большая ссора с отцом, как раз по поводу женитьбы, и смерть одного из сыновей.

Биография Константина Юона: счастливое детство и первые картины

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, придерживавшейся типичного для своего времени жизненного уклада московских интеллигентов. Образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Счастливое, благополучное детство в теплой любящей атмосфере — вполне уместное определение.

Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик — рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к Николаю Касаткину. Увеселения студенческой молодежи проходили мимо него, юноша выделялся беспрецедентной усидчивостью и старательностью. С самого начала обучения Юон участвовал в выставках. С большим удовольствием вспоминал о своем первом успехе, связанном с похвалой Ильи Репина, который, остановившись возле картин Константина Юона, одобрительно кивнул и бросил: «Весело!». Художник рассказывал: «…как от этого его „весело“ стало весело на душе у меня!». Кстати, до конца жизни Юон очень любил слово «весело» и часто его применял, говоря о картинах, художественной работе.

Поиск своего пути

Завершив основной курс, Юон по собственной инициативе остался еще на два года ради удовольствия учиться у Валентина Серова (совмещая это с «перебежками» в класс Левитана). В конце 1890-х он совершил несколько заграничных путешествий. Но яркие красоты Европы не могли в его сердце соперничать со среднерусским пейзажем. Экзотика вообще Юона не прельщала. К примеру, из путешествия на Кавказ он вернулся гораздо раньше запланированного, поскольку грозные горные виды оставляли его равнодушным, а незатейливые пресловутые березки, напротив, манили к себе. Экзотические веяния в искусстве его тоже не вдохновляли. Константин Коровин, ставший главным русским импрессионистом и увлекший за собой немало учеников, Борисов-Мусатов, привезший из Парижа полотна, резко отличавшиеся от того, чему учили студентов в училище, — всё это особо не затронуло Константина Юона и не поколебало его приверженность реалистической школе. Разве что картина Юона «Голубой куст» и серия «Ноктюрны» — дань новым течениям, отдав которую, художник вернулся к любимым панорамным пейзажам, впрочем, изредка обращаясь к символизму.

Слава и любовь (не только народная)

Конец столетия обозначен для Константина Юона официальным признанием — в те годы таковым считалось приобретение картин Третьяковской галереей. Константин Юон успешно лавирует между петербургским «Миром искусства» и московским Союзом русских художников. Он участвует в выставках обоих объединений, но при этом остается сам по себе, ни к кому не примыкая. В какой-то момент ощутив, как столичный круговорот заставляет его терять себя самого, Константин Юон отправляется путешествовать по России: Нижний Новгород, Сергиев Посад, позднее — Ростов, Псков. Особое для него место — подмосковное село Лигачево. Юону там хорошо писалось, позже он там построил дом. А главное — именно в Лигачеве он встретил крестьянку Клавдию Никитину, на которой вскоре женился и прожил с ней долгую и счастливую жизнь. Отец художника пришел в ярость от такого мезальянса и несколько лет не пускал сына на порог. Но постепенно красота и добрый нрав невестки смягчили родительское сердце.

Потрясенный событиями «Кровавого воскресенья» 1905 года Юон уехал за границу, где участвовал в знаменитой выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым и был избран членом парижского Осеннего салона. С этого времени он регулярно занимался в том числе и созданием театральных декораций.

Советский художник Константин Юон: как изменились картины художника

Отношение Юона к революции несколько двусмысленно, по крайней мере, на взгляд потомков. Он был признан в СССР. Устраивались персональные выставки картин Константина Юона, художник много преподавал (в своей студии, потом в ленинградской Академии художеств и Московском институте имени Сурикова), работал как декоратор. Неоднократно награждался, был лауреатом Сталинской премии, возглавлял НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, был первым секретарем правления Союза художников.

Успех, карьера, признание! Какие же поводы говорить о двусмысленности его отношения к советской власти? Картины художника Юона! Что может быть достовернее? К примеру, «Новую планету» советское искусствоведение называло «монументальным образом нового мира». Однако если допустить, что Юон мог выражать не только восхищение переменами, то разве эта его работа кажется такой уж радостной и жизнеутверждающей? Скорее она похожа на картину-катастрофу. И вызывает ли эта «новая планета» желание поселиться на ней? Не то чтобы особое… А картина Константина Юона «Люди» показывает узников Соловецкого лагеря особого назначения. Людей в лагерях хватало, с этим не поспоришь. Интересно и весьма необычно для Юона полотно «Симфония действия», в котором тоже трудно заподозрить изображение энтузиазма счастливого советского человека. Однако мы ни в коем случае не назовем Юона антисоветским художником. Когда он писал советских людей, они получались не натужной ухмылкой соцреализма, а живыми и настоящими.

При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. Как же так получилось? И как ему удавалось всё совместить? Собственно, с этого биографию Константина Юона мы и начали: ему здорово повезло в жизни. Ему удалось найти себя, свой путь, встретить свою любовь и прожить плодотворную счастливую жизнь в эпоху серьезных общественных треволнений, оставив потомкам множество оттенков пронзительного неба и такого разного снега на своих картинах и, конечно, купола и ласточек.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Dmitry G
Hanna
+14

Лента
Константин Федорович Юон. Загорск. Троицкий посад
Константин Федорович Юон. У берега реки Псковы
Константин Федорович Юон. Красный товар. Ростов Великий
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Константин Федорович Юон. Окно. Москва. Квартира родителей художника
Окно. Москва. Квартира родителей художника
Константин Федорович Юон
1905,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 26 работ
Константин Федорович Юон. Новая планета
7
Новая планета
1921, 71×101 см
Константин Федорович Юон. Весенний солнечный день
3
Весенний солнечный день
1910, 87×131 см
Константин Федорович Юон. Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
6
Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры
1921, 71×89 см
Константин Федорович Юон. Ростовские соборы
1
Ростовские соборы
1906, 30×22 см
Константин Федорович Юон. Старая Москва
3
Старая Москва
Константин Федорович Юон. Конец зимы
2
Конец зимы
Константин Федорович Юон. Симфония
0
Симфония
Константин Федорович Юон. Ростов
1
Ростов
Константин Федорович Юон. Голубой куст
0
Голубой куст
Посмотреть все 26 работ художника
HELP