Петр Петрович Кончаловский (9 (21) февраля 1876 года, Славянск, ныне Донецкая область Украины — 2 февраля 1956, Москва) — русский художник, на которого большое влияние оказало творчество французских импрессионистов и особенно Поля Сезанна.
Особенности творчества художника Петра Кончаловского: в натюрмортах Кончаловского заметно влияние кубизма и фовизма, в пейзажах очевиднее всего влияние Сезанна, а в портретах - фирменная ирония и проницательность самого Кончаловского; художник придавал одинаково большое значение как цвету, так и форме в своих произведениях.
Известные картины Петра Кончаловского: "Сирень в корзине",
"Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда",
"А. Н. Толстой в гостях у художника".
Петр Петрович Кончаловский в своей жизни соединил множество казавшихся несовместимыми характеристик. Художнику полагается богемная «свобода нравов»? А он всю жизнь прожил с единственной женщиной, причем был отнюдь не «творческим украшением дома», а настоящим папой для своих детей. Пора «сбрасывать классиков с корабля современности»? Сбрасывал, не без того. И при этом писал семейные портреты, которые стали его ключевой темой. Честные эмигрировали, остальные подстраивались или запродались? А Петр Петрович Кончаловский остался. Отказался писать портрет Сталина и продолжил в советской России, в том числе в разгар репрессий, изображать на картинах сирень, собственных внуков, цветущие деревья и натюрморты. При этом – лауреат Сталинской премии. Не человек, а бесконечный парадокс.
Щедрый на таланты род
Родовые переплетения в семье Петра Петровича Кончаловского столь примечательны, что хочется с них и начать рассказ о художнике. Кончаловский – сын потомственного дворянина, издателя и переводчика. Женился на дочери прославленного живописца
Василия Сурикова. Об их потомстве наслышаны даже те, кто далек от живописи. У Петра Кончаловского и его супруги Ольги было двое детей – дочь Наташа и сын Миша. Сын вторым браком женился на испанке Эсперансе, а дочь, поэтесса Наталья Кончаловская первый раз вышла замуж за разведчика Алексея Богданова. От этого брака родилась дочь Екатерина. Второй муж Натальи Кончаловской был на 10 лет ее младше – это писатель (тогда начинающий), драматург, поэт Сергей Михалков. У них родилось два сына, оба ставшие впоследствии знаменитыми режиссерами – старший Андрей Кончаловский и младший Никита Михалков. Сергей Михалков также удочерил Екатерину, которая позже вышла замуж за Юлиана Семенова, он известен всему постсоветскому пространству как создатель Штирлица.
Семья и искусство? Совместить!
Тяга к рисованию у Петра Кончаловского проявилась с малых лет. Первое художественное заведение – Харьковская рисовальная школа (родился художник в Славянске – сейчас он входит в состав Донецкой области, а тогда – Харьковской губернии). Потом отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета, который Кончаловский вскоре бросил и окончательно ушел в живопись. Благодаря издательской работе отца он познакомился с Суриковым, Репиным, Васнецовыми, Врубелем, Коровиным, Серовым, Левитаном. По рекомендации
Коровина в 1896 году Петр Кончаловский поехал в Париж, где обучался у представителей тулузской школы -
Лоранса и
Бенжамена-Констана - и писал портреты.
Вернувшись в Россию, Кончаловский решил попробовать себя в святая святых русской живописи – петербургской Академии художеств. Хватило его ненадолго: прославленное заведение вызвало чувство глубокого разочарования, а впоследствии
Петр Петрович Кончаловский даже сжег все картины, что написал в тот период. Из Академии он ушел в мастерскую батальной живописи
Павла Ковалевского.
В 1902 году Кончаловский женится на дочери своего учителя Василия Сурикова. И становится Дадочкой, а Ольга Сурикова – Лёлечкой. Кстати, шафером на свадьбе у молодых был легендарный
Врубель. По мнению одного исследователя, на первом же семейном совете молодые решили, что «будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности». Неведомо, что подразумевал автор, но и в мемуарах родственников, и в воспоминаниях современников можно обнаружить, что Петр Кончаловский отнюдь не был оторванным от семейных дел гением. Напротив, Лёлечке очень повезло с мужем, а детям – с отцом. Наташа родилась уже через год, а спустя еще пару лет появился сын Миша. Кончаловский лично укладывал малышей спать, рассказывал сказки и пел колыбельные, беззаветно возился с ними во время болезней, выводил на прогулки и, конечно, учил рисовать. А что делала жена? Выполняла свою основную задачу – любила Дадочку, а также занималась домом, водила детей на занятия, обучала музыке и языкам, была основной моделью и главным художественным авторитетом для Петра Кончаловского. Каждый эскиз, каждая картина, прежде чем считаться готовыми, представали на суд любимой жены. Если она говорила:
«Не то, Дадочка», – второго шанса картина не имела.
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма –
Репина,
Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают
Ван Гог,
Сезанн,
Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода.
«В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и "куски" от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», - признает родство с постимпрессионистами Кончаловский.
Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании.
«Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами –
Ильей Машковым,
Михаилом Ларионовым,
Натальей Гончаровой,
Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения
«Бубновый валет». Война, Крым, революция
На зиму Кончаловские вплоть до 1914 года уезжали в Париж, где художник сблизился с
Ле Фоконье, Матиссом, Пикассо. Летом перебирались к Средиземному морю. В Первую мировую войну Дадочку мобилизовали. Он всегда носил при себе письма из дома, в которых дети и жена в мельчайших подробностях описывали свою жизнь. А маленькая Наташа свои первые стихи написала именно для папы и отправила ему в письме.
После войны художник с семьей уезжает в Крым. Для него начинается этап
«завоевания цвета и воздуха».
В картинах этого периода отчетливо видно, как Петр Петрович Кончаловский преображает и воплощает свое увлечение
Матиссом:
«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея». Сравните картины: «
Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде» Матисса и
«Сосуды на красной скатерти» Кончаловского
Сезанном:
«Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасенья, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку» (
«Натюрморт с кувшином и фруктами» Сезанна и
ташкентский натюрморт Кончаловского).
Ван Гогом: «
При первом же взгляде Ван Гог захватил внутренним драматизмом своей живописи и тронул, прямо до слез».Революцию Кончаловские встретили в Москве. Эмиграция не обсуждалась. Вся семья жила в неотапливаемой квартире, вечера проводили, сгрудившись у чугунной печки. Согревшись чаем, Дадочка садился за пианино, а Лёлечка упорно учила с детьми французский. Несколько лет Кончаловский преподавал в живописной мастерской ВХУТЕМАСа, но быстро понял, что хоть преподавательская, хоть чиновничья деятельность слишком мешают искусству.
Быть советским художником? И честным человеком
Петр Петрович Кончаловский – уникальное явление в советской живописи тех кровавых лет. Он умудрялся оставаться «чистым» живописцем, избежав изображения на картинах экстаза советских рабочих от советской же действительности и обойдя портреты вождей. Кончаловский явно предпочитал писать
Пушкина и
Лермонтова , пейзажи и своих внуков. Велика заслуга Луначарского в том, что Дадочке было позволено всё это делать. Он пояснял удивленным и жаждущим пролетарского кумача критикам, что Кончаловский
«воспевает поэзию наших будней».
Отказаться писать Сталина в то время не представлялось возможным. По крайней мере, так, чтобы при этом сохранить жизнь и свободу. Петр Кончаловский и не отказался, а лишь поинтересовался:
«Когда я смогу встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Ему, наивному, пояснили, что об этом и речи быть не может, вождя придется писать по фотографии. На что Кончаловский искренне развел руками и посетовал, что он, увы, может писать только с натуры, по фото – не обучен, как жаль.
Дом в Буграх (Калужская область) художник купил в 1932 году. Когда разрушали Белкино, поехал и забрал выброшенную дверь, «через которую входил Пушкин», и установил ее в своей мастерской. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство. Отсюда родом многочисленные пейзажи и натюрморты. Здесь художник и умер в 1956 году. По воспоминаниям родных, напоследок стал очень жадно относиться ко времени – постоянно писал, ни дня не пропуская, словно стараясь успеть как можно больше.
Автор: Алена Эсаулова