Регистрация
Неделя американского искусства • 15-21 мая
Неделя американского искусства
10 статей  •  3 теста
Антон Николаевич Чирков
Антон Николаевич Чирков
Антон
 Николаевич Чирков
Россия 1902−1946
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. — 1946, село Жегалово Московской обл.)

Живописец, график

1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.

1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.

1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.

1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».

1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,

1928 — в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).

1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,

с 1930 — в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).

1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение — «Северная Венера».

1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.

1941 мобилизован в армию.

1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.

1945−1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.

Родился в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии в семье сельского священника. Профессиональное образование начал в Пензенском художественном училище (1920−21) и продолжил во ВХУТЕМАСе, куда поступил в 1922 году. Чирков, учителями которого были Н. И. Шестаков, А. А. Осмеркин, И. И. Машков, П. П. Кончаловский, блестяще усвоил уроки «бубнововалетцев». Написанный им на третьем курсе в мастерской Машкова натюрморт «Хлебы» не только получил от преподавателя оценку «100 баллов», но и демонстрировался в Париже на международной выставке 1925 года.

Живописные традиции московской школы, продолжателем и хранителем которых был А. Н. Чирков, сочетались в его творчестве с напряженными духовными исканиями и острым ощущением современности. В его произведениях запечатлелся сложный драматический образ эпохи и духовный путь самого художника. Наиболее ярко это выразилось в серии «автопортретов» и цикле «натюрмортов» и «интерьеров» мастерской, созданных в 1930−40-е годы.

Работа в подобных камерных жанрах соседствовала у художника с тягой к эпическому многофигурному картинному полотну. Как и многие его современники, Чирков пытался рассказать о времени в жанре тематической картины. Однако темы его работ были далеки от заказных парадных произведений, определявших облик эпохи. Его влекли драматические моменты современной истории. Первым крупным произведением художника стала начатая в год 10-летия Октябрьской революции картина «1917 год» (1927−32), где автор запечатлел разгром винокуренного завода при взятии г. Пензы отрядами Красной Армии. Масштабное по размеру (почти 2×3 м) полотно Чиркова стало размышлением на тему «жестокого и беспощадного» народного бунта.

Столь же нетрадиционным оказался отчет художника о творческой командировке по Мурманской области в 1931 году. Чирков, обязанный отразить «героику подвигов трудового народа», создал картину «Северная Венера», в которой попытался создать сложный, символически наполненный образ.

Опираясь на высокую традицию русской исторической картины XIX века, в своих работах Чирков вновь и вновь обращался к вечным вопросам нравственного духовного выбора и обретения веры. Среди его главных произведений — «Вокзал» (1932−1939), «Иордань» (1943), «На паперти» (1946). Они не были известны современникам художника. Сегодня, благодаря проведенной сложной реставрации крупноформатных полотен, мы имеем возможность увидеть все основные произведения мастера.

В 1945−46 годах художник работал над росписями храма Святителя Николая в селе Жегалово под Москвой. Сохранившиеся этюды демонстрируют удивительное сочетание иконописного стиля и современной живописной манеры.

Читать дальше

HELP