(1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.)
Живописец, график
1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.
1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.
1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.
1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».
1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,
1928 – в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).
1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,
с 1930 – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).
1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение – «Северная Венера».
1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.
1941 мобилизован в армию.
1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.
1945–1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.
Родился в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии в семье сельского священника. Профессиональное образование начал в Пензенском художественном училище (1920–21) и продолжил во ВХУТЕМАСе, куда поступил в 1922 году. Чирков, учителями которого были Н.И.Шестаков, А.А.Осмеркин, И.И.Машков, П.П.Кончаловский, блестяще усвоил уроки “ бубнововалетцев”. Написанный им на третьем курсе в мастерской Машкова натюрморт “Хлебы” не только получил от преподавателя оценку “100 баллов”, но и демонстрировался в Париже на международной выставке 1925 года.
Живописные традиции московской школы, продолжателем и хранителем которых был А.Н.Чирков, сочетались в его творчестве с напряженными духовными исканиями и острым ощущением современности. В его произведениях запечатлелся сложный драматический образ эпохи и духовный путь самого художника. Наиболее ярко это выразилось в серии “автопортретов” и цикле “натюрмортов” и “интерьеров” мастерской, созданных в 1930–40-е годы.
Работа в подобных камерных жанрах соседствовала у художника с тягой к эпическому многофигурному картинному полотну. Как и многие его современники, Чирков пытался рассказать о времени в жанре тематической картины. Однако темы его работ были далеки от заказных парадных произведений, определявших облик эпохи. Его влекли драматические моменты современной истории. Первым крупным произведением художника стала начатая в год 10-летия Октябрьской революции картина "1917 год" (1927–32), где автор запечатлел разгром винокуренного завода при взятии г. Пензы отрядами Красной Армии. Масштабное по размеру (почти 2х3 м) полотно Чиркова стало размышлением на тему “жестокого и беспощадного” народного бунта.
Столь же нетрадиционным оказался отчет художника о творческой командировке по Мурманской области в 1931 году. Чирков, обязанный отразить “героику подвигов трудового народа”, создал картину “Северная Венера”, в которой попытался создать сложный, символически наполненный образ.
Опираясь на высокую традицию русской исторической картины XIX века, в своих работах Чирков вновь и вновь обращался к вечным вопросам нравственного духовного выбора и обретения веры. Среди его главных произведений – "Вокзал" (1932–1939), "Иордань" (1943), "На паперти" (1946). Они не были известны современникам художника. Сегодня, благодаря проведенной сложной реставрации крупноформатных полотен, мы имеем возможность увидеть все основные произведения мастера.
В 1945–46 годах художник работал над росписями храма Святителя Николая в селе Жегалово под Москвой. Сохранившиеся этюды демонстрируют удивительное сочетание иконописного стиля и современной живописной манеры.