войти
опубликовать
Комментарии
1
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1941
Размер: 142.5×169 см
Работа в подборках: 23 подборки

Описание картины «А. Н. Толстой в гостях у художника»

О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет. А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.

Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом. За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две – для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать. Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры. Белая скатерть, еще светлее салфетка, прикрывающая жилет, и совсем сияющий - воротничок на рубашке Толстого.

Собеседник писателя – сам Кончаловский, его мы не видим, но предполагаем. Добротный дом, щедрый ужин, застольная беседа. Отличное пиршество - никто бы отказался такое разделить. Чувствуете диссонанс с советской действительностью? Впрочем, известно, что Алексею Толстому особо голодать не приходилось.

Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен. Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.

С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны. Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.

Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку. И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии(1)