войти
опубликовать

Павел
Осипович Ковалевский

Россия • 1843−1903

Военные корреспонденты появились, наверное, с первой периодической печатной продукцией. Только вместо "Лейки" фотокорреспондентов, например, Великой Отечественной войны фотохудожники второй половины XIX века, прикомандированные к действующей армии, должны были иметь при себе блокноты, карандаши и прочие художественные принадлежности, позволявшие им эскизно запечатлеть миг сражения или события, связанного с войной. Имевший склонность к живописи сын профессора Казанского университета Павел Осипович Ковалевский выбрал батальный класс, когда в 1863 году поступил в Академию художеств. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года. Окончив под руководством Б.П. Виллевальде Академию, художник в своей пенсионерской поездке в Италию за картину "Раскопки в окрестностях Рима" (1867) получил звание академика. После возвращения в Россию путешествует по Кавказу — месту, особо притягательному для любого художника-баталиста. Картины, созданные по кавказским эскизам, явились этапом подготовки к работе во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. П.О. Ковалевский, командированный в действующую армию в качестве художника, пишет "Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки)" (1878), "12 октября 1877 года (Перевязочный пункт)" (1878). В 1880-е годы эскизы Балканской кампании были использованы П.О. Ковалевским при написании полотен для Военной галереи Зимнего дворца: "Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года", "Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года", "Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года". Хотя художник писал и жанровые сцены (например, "Объезд епархии", 1885), его привязанность была определена еще в детстве. Именно поэтому профессор (1881) Академии художеств П.О. Ковалевский, возглавив в 1897 году батальную мастерскую Академии художеств, руководил ею и будущими художниками-баталистами до своих последних дней.

Родился в Казани в семье профессора Казанского университета. Учился в Петербургской Академии художеств в 1863-1871 гг. у Б.П. Виллевальде. В период обучения получил медали: в 1863 г. - 2 серебряную; в 1865 г. - 2 серебряную; в 1866 г. - 1 серебряную; в 1868 г. - 2 серебряную; в 1869 г. - 2 золотую за картину "Преследование турецких фуражиров казаками" , а в 1871 г. ему была присуждена большая золотая медаль за картину "Первый день сражения при Лейпциге в 1813 году ". В 1873 г. Ковалевский был послан за границу академическим пенсионером и побывал в Мюнхене, Вене, Риме, Париже. В 1876 г. - звание академика за картину "Раскопки в Риме". Во время русско-турецкой войны в 1877-78 гг. он находился в действующей армии в качестве военного художника при великом князе Владимире Александровиче. Павел Ковалевский жил и работал, преимущественно в Петербурге, писал батальные и жанровые полотна, делал рисунки и иллюстрации. В 1880-е и 1890-е годы жил в Киеве. Неоднократно совершал поездки по средней полосе России. В числе его лучших работ можно назвать: Раскопки в Риме ,1877 (собств. Академии Художеств), Штаб 12-го корпуса в Болгарии , 1878 (приобретена Государем Императором), Эпизод из Аустерлицкого сражения , 1881 (собств. АХ), Казаки убирают своих убитых , 1884 (приобретена вел. князем Владимиром Александровичем), Привал пехотного полка в Болгарии , 1884, Раненый на Шипке , 1884, На станции , 1885 (собственность Ф.А. Терещенко), Сражение при реке Ломе , 1887, Черкес с убитой лошадью , 1887 (собственность Храповицкого), Казаки в поле , 1887 и многие другие. В 1881 г. – звание профессора, а в 1898 – действительного члена Академии Художеств. Кроме академических выставок, Ковалевский участвовал на всемирных выставках в Париже (золотая медаль в 1878 г.), Мюнхене и Берлине. С 1897 по 1903 годы он занимался преподавательской деятельностью, руководил мастерской батальной живописи в Петербургской Академии Художеств. В настоящее время произведения П.О. Ковалевского находятся, главным образом, в собраниях Гос. Третьяковской Галереи в Москве и Гос. Русского Музея в Петербурге.

Перейти к биографии