После окончания Первой Мировой войны картины Пикассо снова меняются. Складывается впечатление, что вдоволь «наигравшись» с кубизмом, исследовав его вдоль и поперек, художник возвращается к фигуративной живописи и обращается к неоклассическим приемам и сюжетам. В начале 20-х годов на его полотнах начинают появляться монументальные фигуры, которые Гертруда Стайн шутливо окрестила «большими женщинами» (
1,
2,
3,
4). Картину
«Две женщины, бегущие по пляжу» можно назвать, пожалуй, самой известной работой из этой серии.
Пикассо не отказывается от любимого приема - искажения пропорций человеческого тела, - но теперь этот прием принимает другие формы. Его новые героини совсем не похожи ни на истерзанных и иссушенных
страдальцев «голубого» периода, ни на полупрозрачных, воздушных
комедиантов «розового», ни на
«каменное» нагромождение геометрических фигур, ни на текучие
сюрреалистические формы. Если использовать аналогию со стихиями, то «большие женщины» - это Земля в чистом виде. Несмотря на ощущение полной свободы и раскрепощенности, героини этой картины не выглядят парящими над землей. Кажется, что они стоят на ней максимально прочно, хотя на самом деле едва ее касаются. Яркие синие оттенки моря и неба, развевающиеся волосы женщин, их плотно сбитые, упругие, удивительно «материальные» тела – все это дает ощущение такой полноты жизни, какую только способен испытать человек. Именно в этом, по мнению некоторых искусствоведов, и заключается главный посыл большинства послевоенных картин Пикассо: вот так нужно жить, вот так нужно чувствовать, здесь нет места военным ужасам.
Считается, что серьезное влияние на творчество Пикассо в этот период оказали события в его личной жизни. «Большие женщины» стали появляться на его картинах в то время, когда жена художника
Ольга Хохлова была беременна его первым ребенком. Исследователи полагают, что внушительные женские тела были своеобразным воспеванием материнства и плодородия.
В 1924 году картина «Две женщины, бегущие по пляжу», увеличенная почти в 30 раз, была использована в оформлении постановки Русского балета Дягилева «Голубой экспресс». Копию выполнил российский театральный художник Александр Шервашидзе, и она настолько впечатлила Пикассо своей точностью, что он подписал ее своим именем.
Автор: Евгения Сидельникова