Уникальная выставка открылась в венецианском Дворце дожей. В центре экспозиции «Иероним Босх и Венеция» — произведения самого загадочного нидерландского художника, которые были сильно повреждены и лишь недавно восстановлены усилиями Фонда Гетти и Проекта исследования и сохранения наследия Босха. Это два триптиха «Распятая мученица» и «Святые отшельники», а также набор из четырёх панелей «Рай и Ад (Видения загробного мира)».
Венеция — единственный город Италии, где хранятся работы Иеронима Босха. Реставрация отчасти пролила свет на их происхождение и дала ответы на ряд других вопросов
Четыре панели Босха «Рай и Ад (Видения загробного мира)» на выставке во Дворце дожей. Фото: Corriere di Verona
Иероним Босх жил между примерно 1450-м и 1516 годами в Хертогенбосе. 500-летие со дня его смерти отмечалось в минувшем году двумя крупными выставками в родном городе художника и в музее Прадо в Мадриде. Его мир состоит из тревожных видений, сцен конвульсий, галлюцинаторных пейзажей с горящими городами, монстров и сказочных существ самых причудливых форм.
Распятая мученица
1500-е
, 105×118.5 см
Триптих «Распятая мученица» остаётся одним из самых малоизученных в творчестве Босха. Предполагалось, что на центральной панели изображено распятие либо святой Юлии Корсиканской, либо святой Ункумберы (Вильгефортис, Либераты). Народные легенды о последней возникли, вероятно, в 1300-х годах, но официальная церковь подавила культ из-за недостатка доказательств существования мученицы. По преданиям, девушка не желала выходить замуж за язычника, оставшись «невестой Христовой». Она молилась о том, чтобы опротиветь своему жениху и в результате отрастила бороду. На лице святой, которую изобразил Босх, есть растительность, что даёт основание предполагать, что это всё же Ункумбера. Более подробное описание произведения читайте тут.
Необычны и две боковые панели триптиха. Традиционно на них изображали других святых или события, произошедшие до и после главного. Однако у Босха нет никакой явной связи между частями. Специалисты предполагают, что старик на коленях слева — это святой Антоний (в руках у него колокольчик — атрибут этого святого). Что касается монаха и солдата на правой панели, то эксперты пока что не смогли дать им однозначного толкования.
Исследование триптиха с помощью современных технологий (см. иллюстрацию ниже) показало, что изначально на панелях были изображены коленопреклонённые фигуры, вероятнее всего — донаторы. Пейзажи над ними могут быть отсылками к истории Хертогенбоса (например, огонь на левой створке может быть напоминанием о пожаре, который почти уничтожил родной город Босха). Почему эти фигуры впоследствии были закрашены, никто наверняка не знает. Одна из версий будет приведена ниже.
Инфракрасная рефлектограмма триптиха Иеронима Босха «Распятая мученица». Фото: boschproject.org
Выставка «Иероним Босх и Венеция» приглашает зрителей в путешествие по причудливым грёзам нидерландского мастера, которое сопровождается полусотней картин таких художников, как Пальма Джоване, Квентин Массейс, Ян ван Скорел и Йозеф Хейнц, рисунками Дюрера, Брейгеля, Кранаха, бронзовыми и античными мраморными скульптурами, редкими манускриптами и печатными книгами.
Читайте также: Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх
Эти экспонаты помогают прояснить связь между Фландрией и одним из самых изысканных и утончённых протагонистов венецианской сцены того времени — кардиналом Доменико Гримани, который собирал шедевры Босха. Выставка также показывает связь этой культурной среды с Каббалой и еврейской культурой в целом.
Святые Отшельники
1490-е
, 86.5×120 см
На триптихе выше изображены три знаменитых отшельника: святой Иероним в центре, святой Антоний слева и святой Эгидий справа. Как и «Распятая мученица», эта работа подписана Босхом белой краской на центральной панели. Дендрохронология показывает, что последнее сохранившееся годовое кольцо роста на центральной панели датируется 1476 годом. Значит, картина была точно написана не ранее 1485-го и вряд ли ранее 1489 года. Изображения на обратной стороне триптиха утеряны. Первоначально верхняя часть центральной панели была скруглена и створки в закрытом состоянии образовывали соответствующую форму. Более подробное описание произведения читайте тут.
Реставрация позволила не только лучше прочесть работы, но и высветила ряд фундаментальных подсказок для переосмысления многих вопросов относительно происхождения и значения произведений Босха, присутствия его работ в Венеции и влияния на итальянское искусство. Один из залов Дворца дожей кураторы ответили картинам последователей нидерландца и его современников.
Видение апокалипсиса - Инферно
1595, 120×170 см
Одной из главных подсказок для прояснения отношений Босха и Венеции стало самое ранее свидетельство искусствоведа Маркантонио Микеля. В 1521 году при описании коллекции Гримани он упомянул три работы нидерландца с монстрами, пожарами и сказочными видениями. Через два года после смерти кардинала они были подарены Венецианской республике наряду с другими картинами и скульптурами. Ящики с произведениями находились в подвальных кладовых Дворца дожей вплоть до 1615 года, когда некоторые были извлечены и выставлены в резиденции городских правителей.
Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)
1516, 86.5×158 см
Выше: серия из четырёх панелей «Рай и Ад (Видения загробного мира)» изображает наказание и награду: «Земной рай» и «Вознесение на небеса» (левые панели) противопоставлены «Падению проклятых в Ад» и «Аду» (справа). Предназначение картин и их точное расположение неизвестны. Кроме того, они не подписаны, и авторство Босха основано только на стилистическом анализе. Восхождение благословенных душ к свету через сужающийся тоннель — один из самых известных мотивов в его творчестве. Более подробное описание «алтаря Гримани» читайте тут.
На самом деле лишь две из отмеченных Микелем работ Босха, судя по всему, хранятся сейчас в Венеции (следы третьей были утеряны). Тем не менее, считается, что панель со святой Ункумберой, — которую художник Марко Боскини упомянул в описании Дворца дожей в 1664 году, и авторство которой никогда не ставилось под сомнение — также первоначально принадлежала Гримани.
Пальма Джоване, двойной портрет
кардиналов Доменико и Марино Гримани. Галерея Академии, Венеция
Реставрация показала, что два из трёх «венецианских» произведений — «Святая Ункумбера» и «Рай и Ад» — изначально были предназначены для патронов из Северной Европы. Позже в них были внесены изменения (возможно, это сделал подмастерье вскоре после смерти Босха) в соответствии с рафинированным вкусом нового владельца из Италии. Вероятно, это и был венецианский патриций Доменико Гримани — кардинал и сын 76-го венецианского дожа.
Выставка «Иероним Босх и Венеция» уделяет особое мнение личности Гримани. В экспозиции есть два его изображения: тондо Пальмы Джоване (с племянником Марино) и прекрасный медальон работы Камелио. Здесь же выставлены греческие статуи из его коллекции и особый экспонат — серебряная пластина с изображением бичевания Христа. Это шедевр Модерно прислал на выставку Музей истории искусств в Вене.
Среди экспонатов стоит отметить и личный требник кардинала со 110 миниатюрами (ок. 1515 — 1520) — возможно, самый красивый и значимый манускрипт, произведённый во Фландрии в то время, когда рукописи стали редкостью — их вытеснили печатные книги.
Фото слева: palazzoducale.visitmuve.it
Выставка «Иероним Босх и Венеция» во Дворце дожей продлится до 4 июня. Она частично совпадёт с Венецианской биеннале современного искусства, которая в этом году начнётся 13 мая — ещё один повод посетить город на воде.
По материалам официального сайта Дворца дожей, Проекта исследования и сохранения наследия Босха и ряда других источников