Возвращенные шедевры, невероятные открытия экспертов и реставраторов — 2016 год был богат на сенсации! Рисунок Леонардо и признанная картина Босха, редкие гравюры Дюрера и неожиданный Гоген, найденные арт-детективом полотна Сальвадора Дали и Тамары Лемпицкой, обнаруженные картины Альма-Тадемы и возвращенные работы Тинторетто, Рубенса и Левитана… Поразительно!
Караваджо
В миланской Пинакотеке Брера прошла выставка «Караваджо: Вопрос авторства». На ней была представлена картина «Юдифь, убивающая Олоферна», которую приписывают кисти Караваджо. Сенсационную находку сделали члены некоей французской семьи в 2014 году. Они решили починить протекающую крышу и открыли помещение, куда никто не заглядывал примерно полтора века. По оценкам специалистов, полотно может стоить около 120 млн евро.Картина, найденная на чердаке в Тулузе
В апреле 2014 года владельцев старинного дома в Тулузе озадачила течь в потолке. Чтобы добраться до участка прохудившейся крыши, им пришлось пройти через дальний участок чердака, куда никто не заглядывал около 150 лет. «Секретная комната» была заперта, ключ давно потерян, и хозяева, видимо, не слишком любопытные, как и их предки, взломали дверь. Найденная на чердаке картина была предварительно атрибутирована как принадлежащая кисти Караваджо.
Юдифь, отсекающая голову Олоферна
1599, 145×195 см
Устроители выставки в Пинакотеке Брера представили публике «Юдифь, убивающую Олоферна» в сравнении с другой работой итальянского мастера, «Ужином в Эммаусе», а также копией его «Экстаза Магдалины» и тремя другими произведениями фламандского последователя художника, Луи Финсона. Подробности этого сравнения работ, вынесенного на широкую публику, читайте в нашем материале.
Альбрехт Дюрер, гравюра
с изображением Девы Марии, младенца Иисуса и ангела (1520)
Гравюры Дюрера
Минувшим летом на блошином рынке во французском Сарбуре был найден оттиск гравюры, созданной Альбрехтом Дюрером в 1520 году. Произведение нашёл некий коллекционер, который приехал в Эльзас в поисках сокровищ. Интересно, что он не оставил находку себе, а вернул Государственной галерее в Штутгарте (Германия) после того, как увидел штамп музея на обратной стороне листа. Оказалось, что произведение пропало после Второй мировой войны.Лето оказалось «богатым на гравюры Дюрера» — еще один оттиск
обнаружили в хранилище Художественного музея в Клеве (Северная Рейн-Вестфалия). Студентам Леонарду Фридрихсу (Leonard Friedrichs) и Ханне Экштейн (Hannah Eckstein) предстояло всего лишь осмотреть и внести в каталог около 500 произведений искусства, завещанных музею известными архитекторами Густавом и Роз Вёрнерами (Gustav und Rose Wörner). Каково же было изумление ребят, когда среди сокровищ они обнаружили ксилографию знаменитого художника. Подлинность необычайной находки подтвердили дальнейшие исследования. Словом, музеям иногда стоит хорошенько рассматривать собственные архивы — чего там только нет!
Христос перед Каиафой
1508, 12.6×9.8 см
Рисунок Леонардо да Винчи
В марте 2016 года французский аукционный дом Tajan посетил некий врач на пенсии. Он показал главе департамента старых мастеров Тадде Прату 14 рисунков, которые собрал его отец. Тогда специалиста особо заинтересовал набросок святого Себастьяна, привязанного к дереву, выполненный тушью.Рисунок с изображением мук святого Себастьяна, приписанный Леонардо да Винчи и оценённый примерно в 16 млн долларов. Фото: Tajan
Как утверждают три эксперта, рисунок сделан рукой Леонардо да Винчи. Это подтверждает также и обратная сторона листа, где имеются два небольших чертежа, набросок пламени свечи и заметки, написанные скорописью, распространённой в эпоху итальянского Возрождения. Обнаруженный рисунок — наиболее детализированный из трёх известных набросков, связанных с, возможно, утерянной картиной «Святой Себастьян». По мнению экспертов, рисунок был создан между 1482 и 1485 годами, когда да Винчи жил в Милане и писал первую версию «Мадонны в скалах».
Признанный Босх
Еще одна находка из музейного архива: в феврале 2016 года специалисты проекта «Исследование и сохранение творчества Босха» объявили о том, что «Искушение святого Антония» (1500−1510) из хранилища музея в городе Канзас-Сити (штат Миссури) — картина кисти Иеронима Босха. Вывод экспертов основан на исследованиях, в ходе которых картину сравнивали с предварительным эскизом, а также с деталями других работ, бесспорно, принадлежащих кисти Босха. Учитывалась и манера работы мастера с кистью, типичная галерея его образов и стиль изображения, прочие характерные нюансы.С новой атрибуцией «Искушение святого Антония» может стать знаковой работой для Америки — ведь в этой стране всего четыре работы Босха. Картинами самого загадочного художника средневековья пока что могут похвастаться Музей Мерополитен, Национальная Галерея в Вашингтоне, Галерея Йельского Университета. Рисунком Босха также располагает библиотека и музей Моргана в Нью-Йорке. Теперь к ним присоединится и Музей искусств Нельсона-Аткинса в Каназ-Сити. А пока что картину ждут дальнейшие экспертизы. Имеются сомнения…
Роден, Донателло, Пизано
Ценнейшие скульптуры итальянских мастеров из берлинского Музея Боде, которые считались уничтоженными в годы Второй мировой войны, находятся в хранилищах Пушкинского музея. Сенсационное заявление было сделано в мае 2016 года на конференции кураторов московских и берлинских музеев во Флоренции.Скульптура Мино да Фьезоле
Во время Второй мировой войны, когда начались массированные бомбардировки Берлина, скульптуры из Музея кайзера Фридриха (ныне — музей Боде), поместили в бомбоубежище в районе Фридрихсхайн. Увы, во время боевых действий пожар уничтожил хранилище, и вместе с шедеврами Караваджо и других мастеров считались утраченными и скульптуры выдающихся мастеров, таких как Донателло, Роден, Лука делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа дель Верроккьо. Однако стало официально известно о том, что поврежденные, но уцелевшие экспонаты были вывезены в Москву.
В 2015 году в музее Боде проходила выставка, посвященная утраченным сокровищам. На репродукции — работа Рубенса.
В настоящее время они находятся в хранилище ГМИИ им. Пушкина, однако состояние работ оставляет желать лучшего: скульптуры пострадали от огня, некоторые попросту разбиты. По итогам совместного российско-германского проекта по изучению и реставрации запланирована выставка в залах ГМИИ им. А. С. Пушкина, после которой наиболее значительные произведения скульптуры будут доступны для посетителей в постоянной экспозиции московского музея.
Это Гоген!
В июне 2016 года художественный мир потрясла новость: найдена новая картина Гогена! Хотя сказать «найдена» — неверно: картина около 30 лет украшала стену дома одного американского арт-дилера, прежде чем на нее обратил внимание Ник Торн (Nick Thorn), глава аукционной компании Litchfield County Auctions & Appraisals, приехавший оценить картины к предстоящим торгам в Коннектикуте.Поль Гоген. «Летние цветы…» (Fleurs D’Ete Dans Un Gobelet — Summer Flowers in a Goblet), 1885
Поначалу исследователи решили, что она принадлежит кисти Поля Синьяка. Далее проверкой работы занимался исследовательский центр Wildenstein Institute (Париж), что позволило сделать, как уверяют, однозначный вывод: картина «Летние цветы» написана Полем Гогеном! Все детали увлекательного арт-детектива вы можете узнать здесь.
Подлинник Йорданса
За прошедший год эксперты британского шоу «Фейк или Фортуна», выходящем в эфире телеканала Би-би-си-1, потрясли общественность несколькими просто таки фантастическими открытиями, и вот одно из них. В хранилище Музея Суонси в Уэльсе они обнаружили картину фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса, которая считалась более поздней копией. Подлинность картины установил искусствовед и ведущий телепрограммы Бендор Гросвенор.
Мелеагр и Аталанта
1620, 89×114.3 см
Работа, которая, как полагают, находится в собственности музея примерно полтора столетия, значилась копией XVIII века. Она находилась в хранилище, но теперь стала одним из главных экспонатов музейной экспозиции. «Мелеагр и Аталанта» ныне оценивается примерно в 3 млн фунтов стерлингов или почти в 4 млн долларов. Заинтересованы? Тогда пройдите по ссылке и узнайте все подробности увлекательной истории!
Королева Поля Делароша
Еще она находка телешоу «Фейк или Фортуна» — давно утерянная картина французского мастера Поля Делароша (1797 — 1856). Картина, на которой изображена, по-видимому, коленопреклонённая средневековая королева в окружении фрейлин, была приобретена в 1989 году коллекционером и дилером Нилом Уилсоном. Он купил его на аукционе Christie’s как работу неизвестного художника за 500 фунтов стерлингов. Команда телешоу выяснила, что на картине изображена королева Венгрии и святая Амалия. Полотно заказал последний король Франции Луи-Филипп I в подарок своей супруге Марии Амалии Неаполитанской, которая считала тёзку своей святой покровительницей.Портрет Виллема де Кунинга
Портрет , купленный парой любителей искусства из Бельгии на сайте секонд-хенда за 509 долларов США, оказался давно утерянной работой абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга. Картина, написанная голландско-американским живописцем в Брюсселе в 1920-х, может стоить порядка 113 тыс. долларов. В подлинности полотна уверены эксперты реалити-шоу «Фейк или Фортуна?». Картину с изображением маленького ребёнка обнаружил некий Ян Старкекс, просматривая объявления в интернете. Как пишет французская газета Le Figaro, подпись на обратной стороне холста напомнила бельгийцу автограф де Кунинга, и это побудило его исследовать работу более детально. Все самое интересное про это «дело» экспертов телешоу — здесь.Возвращение Альма-Тадемы
Еще одна телепрограмма Би-би-си «Антикварные гастроли», которая выходит на телеэкраны уже более 30 лет, в сентябре сделала одну из лучших находок за свою более чем 30-летнюю историю. В английском городе Харрогит эксперты обнаружили давно утерянную картину сэра Лоуренса Альма-Тадемы — одного из самых значительных художников викторианской эпохи.Найденный портрет гравёра Леопольда Лёвенстама эксперт Руперт Маас назвал «лучшей картиной, которую мы когда-либо видели в телешоу». Её стоимость оценивается в 230 — 350 тыс. евро.
Картину на телешоу принёс праправнук Лёвенстама. Она была выставлена в Королевской Академии в 1884 году — спустя год после того, как была подарена его предку. В последний раз полотно появлялось на публике в 1913-м, через год после смерти Альма-Тадемы, с тех пор не участвовало в экспозициях и считалось утерянным.
Загадка Магритта
В процессе подготовки картины Рене Магритта «Человеческое состояние» (1935) к ее гостевому визиту в Париж на обширную ретроспективу художника в Центре Помпиду, английские музейщики освободили ее из рамы. Отметив разницу тона краев по сравнению с основным изображением, решили исследовать работу подробнее, и сделали ошеломляющее открытие: под красочным слоем оказалась часть другой картины Магритта — «Зачарованная поза» (1927)!Работа Рене Магритта «Зачарованная поза» (1927) известна лишь по черно-белой фотографии, однако ее судьба прояснилась в 2013 году, когда два фрагмента картины были найдены под другими работами: в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) — под работой «Портрет», и в музее Стокгольма Moderna Museet — под работой «Красная модель» (Le Modele rouge). Новейшее же открытие совершила искусствовед из Нориджа Алис Таварес да Силва (Alice Tavares da Silva, Norwich Castle Museum and Art Gallery).
Фото картины Рене Магритта «Зачарованная поза» (1927)
Исследователям остается найти последний недостающий фрагмент картины «Зачарованная поза» Рене Магритта: теперь, когда «паззл» собран на три четверти, интрига становится еще более волнующей. Быть может, последняя часть загадки скрывается под одной из культовых работ мастера?
Портрет
1935, 73×50 см
Экономный Кирхнер
Экспрессионист Эрнст Людвиг Кирхнер имел привычку натягивать несколько холстов на один подрамник. Свидетельство тому — письмо художника к коллекционеру Карлу Хагеману: в 1918 году художник просил проверить, нет ли других картин под двумя его работами, которые купил этот поклонник экспрессионизма. «Мне часто приходилось натягивать по три — четыре полотна одно на другое из-за нехватки рам», — писал Кирхнер. Эта вынужденная привычка художника привела к тому, что в прошлом веке одни картины Людвига Кирхнера находили под другими.Эрнст Людвиг Кирхнер. «Сцена в кафе». 1926
Два случая имели место в Художественном музее швейцарского города Кур — в 1969-м и 1970 годах. И вот недавно эксперты Штеделевского художественного института во Франкфурте обнаружили ранее неизвестную картину экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера во время технического осмотра его полотна «Прогулка на санях по снегу». Более раннее произведение называется «Сцена в кафе» и датируется 1926 годом.
Прогулка на санях по снегу
1929, 47×55 см
Картину «Прогулка на санях по снегу» (1927 — 1929) подарил музею франкфуртский бизнесмен Курт Мёльгард в 1987 году. Она находилась в мастерской художника вплоть до его смерти в 1938 году. Нынче обе картины — «Поездка на санях» и «Сцена в кафе», — представлены в небольшой экспозиции, которая рассказывает о реставрационной и исследовательской деятельности института. Выставка продлится до марта 2017 года.
Бесспорно - Брейгель
Последний месяц осени 2016 года ознаменован окончанием экспертизы картины Питера Брейгеля Младшего «Свадебные пляски на лоне природы». Эта картина, написанная маслом, долгое время считалась работой копииста или последователя Брейгеля. Установление авторства означает, что Музей Холбёрна теперь владеет тремя картинами художника. Это больше, чем в любой другой галерее Великобритании. Картина будет представлена на выставке «Брейгели: определяющая династия», которая откроется в Музее Холбёрна 11 февраля 2017 года и будет работать до 4 июня.
Свадебные пляски на лоне природы
1614, 36.6×49.1 см
Ранний Веласкес
И двух недель не прошло с момента, как в музее Прадо представили произведение испанского гения Диего Веласкеса — неизвестное до сих пор изображение Филипа III. Эскиз к утраченной работе знаменитого художника — двойная ценность! Эскиз «Портрет Фелипе III» предоставлена музею Прадо как «долгосрочный депозит» от американского историка искусства Уильяма Б. Джордана (William B. Jordan), который приобрел работу на аукционе в Лондоне в 1988 году.«Портрет
Фелипе III» — подготовительная работа для полотна 1627 года «Изгнание морисков», которое находилось в Зеркальном зале королевского дворца вместе с любимыми картинами Филиппа IV кисти Тициана и Рубенса. Все эти работы погибли в огне пожара, уничтожившего Королевский Алькасар в Мадриде в 1734 году.
Событие стало возможным при посредничестве благотворительной организации «Американские друзья музея Прадо» (American Friends of the Prado). Как была обнаружена эта работа и почему она является не просто музейной ценностью, а воистину эпохальным открытием? Отвечаем на вопросы в нашей статье!
Вожди и цари
Церемониальный портрет царя Николая II кисти Ильи Галкина, написанный в 1896 году, был скрыт в течение почти 90 лет на обратной стороне другого портрета, изображавшего Владимира Ленина. Владислав Измайлович, портретист Ленина, скончавшийся в 1959 году, по-видимому, изо всех сил старался сохранить работу своего предшественника и замаскировать её. Портрет вождя мировой революции он писал в год смерти последнего, когда пришедший к власти Сталин начал строить свой режим. Художник сохранил портрет Николая II и сделал так, чтобы оно исчезло под слоем водорастворимой краски, а свою работу написал на другой стороне полотна.Команда экспертов Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица под руководством Татьяны Поцелуевой кропотливо раскрывала образ царя в течение последних трёх лет. Какие тайны открылись реставраторам — читайте в новостях Артхива.
Возвращение похищенных шедевров
За минувший год шедевры искусства возвращались к жизни не только руками реставраторов и работой экспертов, а и упорным трудом правоохранителей. Так, в Италии были найдены две картины Ван Гога, 14 лет назад украденные из музея в Амстердаме. Речь идёт о картинах, которые относятся к раннему периоду творчества художника: это «Вид на море у Схевенингена» (1882) и «Паства выходит из церкви в Ньюнене» (1884).
Вид на море у Схевенингена
22.08.1882, 34.5×51 см
В июле известный арт-детектив Артур Бранд сообщил публике об обнаружении полотен Сальвадора Дали и Тамары Лемпицкой. Речь идёт о сюрреалистической работе Дали «Отрочество» (1941) на которой изображены сам художник и его любимая няня, а также о чувственном портрете Лемпицкой «Женщина с мандолиной» (1929). Два произведения стали добычей налётчиков во время вооружённого ограбления Музея реалистического искусства Шеринга на севере Нидерландов 1 мая 2009 года. Тогда несколько мужчин в масках ворвались в галерею среди бела дня, угрожая ружьём сотрудникам и посетителям.
Женщина с мандолиной
1929, 115.9×73 см
После поистине детективной истории Львовскому историческому музею были возвращены парные портреты сына Богдана Хмельницкого, Тимоша, и его супруги Розанды Лупул-Хмельницкой, украденные 8 февраля 1960 года. Последний владелец даже не подозревал об истинной ценности «полотен с чердака» и выставил их на онлайн-аукционе. В дело вмешалась Служба Безопасности Украины, и в результате мужчина добровольно вернул картины в музей. Увлекательная история — в нашем материале!
16 сентября 2016 года Украина официально передала Нидерландам пять полотен голландских художников ХVII-ХVIII веков, похищенные в 2005 году из музея города Хорн. Это первые экспонаты, которые были найдены и возвращены Нидерландам после ограбления Музея Западной Фрисландии. Напомним: 11 лет назад из музея были похищены 24 картины и 70 старинных предметов из серебра. Суммарная стоимость похищенных полотен — 1 миллион 300 тысяч евро.
Якоб Вабен, «Тщеславие».
Завершим наш рассказ о найденных шедеврах обнадеживающей новостью: в начале декабря итальянская полиция получила новую информацию, которая позволяет говорить о возвращении картины Густава Климта «Портет женщины» «в течение нескольких недель или месяцев». Напомним, что картина Климта «Портрет
женщины» фигурирует во всех списках «самых громких краж XX века»: оно было похищено в 1997 году из галереи итальянского города Пьяченца. Интересующиеся могут подробнее узнать, насколько реальна перспектива вновь показать публике этот шедевр и невероятные подробности о самой картине. Пока же напоминаем о нынешней выставке «Климт и женщины Золотого века Вены, 1900 — 1918», которая до середины января 2017 г. проходит в нью-йоркской Neue Galerie — ждите наш обзор!
Женский портрет
1916, 60×55 см
Верона вновь обрела свои шедевры
21 декабря в Киеве состоялась торжественная церемония передачи сокровищ итальянской стороне. В Веронский музей уже вернулись похищенные год тому полотна, которые были найдены под Одессой. Из спасенных шедевров пять принадлежат кисти Якопо Робусти, более известного как Тинторетто, отметим портрет кисти Питера Пауля Рубенса «Дама с цветами смолевки» («Dama delle licnidi»), знаменитую «Madonna della quaglia» («Мадонну с куропаткой») Пизанелло, работы «Святое семейство со святой» Андреа Мантеньи, «Кающийся святой Иероним» Якопо Беллини, две работы Джованни Франческо Карото «Портрет юноши с детским рисунком» и «Портрет молодого бенедиктинца», два пейзажа Ханса де Йоде, «Портрет Джироламо Помпеи» Джованни Бенини, а также работы мастера круга Якопо Тинторетто и работы из мастерской Доменико Тинторетто.Наконец, буквально предновогодняя новость — сенсация: пять картин Исаака Левитана, похищенные из Дома-музея знаменитого русского художника в Плесе в 2014 году, найдены правоохранителями Московской области. Стоимость работ оценивается в 77 миллионов рублей. Все картины — «Овраг за забором», «Тихая речка», «Полустанок», «Речная заводь», «Розы» — вернутся в экспозицию музея. Фото, репродукции работ и подробности этого дела — в нашем отдельном материале.
Дайджест составлен по материалам собственных публикаций Артхива, в которых указаны ссылки на источники информации и фотографий