Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Кто бы мог подумать,что рутинная практика в музейных кладовых может обернуться захватывающим приключением? Двум немецким студентам повезло открыть миру редкую гравюру Дюрера. А вот в деле о возвращении двух панелей Кранаха картина совершенно иная…
Спорный Кранах
Калифорнийский суд принял решение в пользу Музея Нортона Саймона в деле о реституции пары картин«Адам» и «Ева»(ок. 1530) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Претензии на эти работы заявила Марей фон Захер(Marei von Saher), наследница арт-дилера Жака Гудстиккера. Иск переходит по инстанциям уже без малого десять лет,и теперь снова отклонён.
Лукас Кранах Старший, «Адам (первая панель из пары)», ок. 1530
Лукас Кранах Старший, «Адам (вторая панель из пары)», ок. 1530
В своём вердикте судья Джон Уолтер(John Walter) указал,что семья Гудстиккера в положенное время отказалась подавать заявку на право собственности,сообщает Art Newspaper.
Марей фон Захер со своей дочерью Шарлин. Фото: The New York Times
Коллекционер еврейского происхождения Жак Гудстиккер(на фото слева) приобрёл картины Кранаха в 1931 году у советского правительства на аукционе в Берлине,но был вынужден продать их во время Второй мировой войны нацистскому лидеру Герману Герингу. После войны вдова арт-дилера Дези Гудстиккер могла заявить права на эти работы,но отказалась это сделать,поскольку не верила в справедливое решение.
История сделала неожиданный поворот,когда возвращения«Адама» и «Евы» потребовали российские графы Строгановы. В 1961 году глава династии Георгий Щербатов-Строганов заявил,что эти произведения,а также работы Рембрандта и Петруса Кристуса были отобраны у семьи после Октябрьской революции. При этом Марей фон Захер доказывает,что большевики изъяли их из церкви в Киеве.
Голландское правительство продало Строгановым произведения Кранаха и Кристуса за 60 тыс. гульденов в обмен на отказ от претензий на Рембрандта. Несколько лет спустя Кранаха за 800 тыс. долларов приобрёл Музей современного искусства в Пассадене,позже переименованный в Музей Нортона Саймона.
История«Адама» и «Евы» Лукаса Кранаха Старшего в XX веке
Марей фон Захер возбудила дело о реституции в федеральных судах США в 2007 года,но тот факт,что Дези Гудстиккер не подала заявку на картины,всегда работал против неё. Само по себе знаменательно и то,что иск рассматривается по истечении столь длительного срока,а события происходили в разных странах.
Несмотря на то,что претензия уже неоднократно отклонялась,в том числе и Верховным судом США,Марей фон Захер не сдаётся и намерена подать новую апелляцию.
Неожиданно сенсационным оказалось это лето для поклонников Альбрехта Дюрера,одного из самых важных художников немецкого Возрождения. Двое молодых людей обнаружили в хранилище Художественного музея в Клеве(Северная Рейн-Вестфалия) 500-летнюю гравюру этого мастера. Напомним,меньше месяца назад было сделано другое сенсационное открытие: некий коллекционер нашёл на блошином рынке во французском Сарбуре его оттиск, датированный 1520 годом и пропавший во время Второй мировой войны.
Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Альбрехта Дюрера с изображением Девы Марии,младенца Иисуса и ангела(1520), найденная на блошином рынке летом 2016 года
Студентам Леонарду Фридрихсу(Leonard Friedrichs) и Ханне Экштейн(Hannah Eckstein) предстояло всего лишь осмотреть и внести в каталог около 500 произведений искусства,завещанных музею известными архитекторами Густавом и Роз Вёрнерами(Gustav und Rose Wörner). Каково же было изумление ребят,когда среди сокровищ они обнаружили ксилографию знаменитого художника.
Подлинность необычайной находки подтвердили дальнейшие исследования. На гравюре размером 10×15 см изображён Христос,доставленный к Каиафе. Оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
находится в «очень хорошем состоянии», а помимо подписи Дюрера на нём есть маленькая собака,которая часто появляется на произведениях мастера.
Альбрехт Дюрер, «Рождество» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
Альбрехт Дюрер, «Вход Господень в Иерусалим» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
Работа относится к циклу,который Дюрер создал между 1509-м и 1511 годами. Однако именно этот оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
является чрезвычайно редким: это единственным в своём роде пробный отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
,который в итоге не вошёл в серию. Паспарту включает предупреждение о существовании подделок и инструкцию,как их распознать.
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
,которая стала первым произведением Дюрера в коллекции Художественного музея в Клеве,будет выставлена на публику 2 октября в экспозиции собрания Вёрнеров.