Регистрация

Решение о Кранахе и открытие Дюрера: сенсации мира искусства на минувшей неделе

Мне нравится6       0  

Кто бы мог подумать, что рутинная практика в музейных кладовых может обернуться захватывающим приключением? Двум немецким студентам повезло открыть миру редкую гравюру Дюрера. А вот в деле о возвращении двух панелей Кранаха картина совершенно иная…

Спорный Кранах

Калифорнийский суд принял решение в пользу Музея Нортона Саймона в деле о реституции пары картин «Адам» и «Ева» (ок. 1530) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Претензии на эти работы заявила Марей фон Захер (Marei von Saher), наследница арт-дилера Жака Гудстиккера. Иск переходит по инстанциям уже без малого десять лет, и теперь снова отклонён.
Лукас Кранах Старший. Адам (первая панель из пары)
Лукас Кранах Старший. Ева (вторая панель из пары)
  • Лукас Кранах Старший, «Адам (первая панель из пары)», ок. 1530
  • Лукас Кранах Старший, «Адам (вторая панель из пары)», ок. 1530
В своём вердикте судья Джон Уолтер (John Walter) указал, что семья Гудстиккера в положенное время отказалась подавать заявку на право собственности, сообщает Art Newspaper.
Марей фон Захер со своей дочерью Шарлин. Фото: The New York Times



Коллекционер еврейского происхождения Жак Гудстиккер (на фото слева) приобрёл картины Кранаха в 1931 году у советского правительства на аукционе в Берлине, но был вынужден продать их во время Второй мировой войны нацистскому лидеру Герману Герингу. После войны вдова арт-дилера Дези Гудстиккер могла заявить права на эти работы, но отказалась это сделать, поскольку не верила в справедливое решение.

История сделала неожиданный поворот, когда возвращения «Адама» и «Евы» потребовали российские графы Строгановы. В 1961 году глава династии Георгий Щербатов-Строганов заявил, что эти произведения, а также работы Рембрандта и Петруса Кристуса были отобраны у семьи после Октябрьской революции. При этом Марей фон Захер доказывает, что большевики изъяли их из церкви в Киеве.

Голландское правительство продало Строгановым произведения Кранаха и Кристуса за 60 тыс. гульденов в обмен на отказ от претензий на Рембрандта. Несколько лет спустя Кранаха за 800 тыс. долларов приобрёл Музей современного искусства в Пассадене, позже переименованный в Музей Нортона Саймона.
История «Адама» и «Евы» Лукаса Кранаха Старшего в XX веке
Марей фон Захер возбудила дело о реституции в федеральных судах США в 2007 года, но тот факт, что Дези Гудстиккер не подала заявку на картины, всегда работал против неё. Само по себе знаменательно и то, что иск рассматривается по истечении столь длительного срока, а события происходили в разных странах.
Несмотря на то, что претензия уже неоднократно отклонялась, в том числе и Верховным судом США, Марей фон Захер не сдаётся и намерена подать новую апелляцию.

Найденный Дюрер

Неожиданно сенсационным оказалось это лето для поклонников Альбрехта Дюрера, одного из самых важных художников немецкого Возрождения. Двое молодых людей обнаружили в хранилище Художественного музея в Клеве (Северная Рейн-Вестфалия) 500-летнюю гравюру этого мастера. Напомним, меньше месяца назад было сделано другое сенсационное открытие: некий коллекционер нашёл на блошином рынке во французском Сарбуре его оттиск, датированный 1520 годом и пропавший во время Второй мировой войны.
Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
Альбрехта Дюрера с изображением Девы Марии, младенца Иисуса и ангела (1520), найденная на блошином рынке летом 2016 года
Студентам Леонарду Фридрихсу (Leonard Friedrichs) и Ханне Экштейн (Hannah Eckstein) предстояло всего лишь осмотреть и внести в каталог около 500 произведений искусства, завещанных музею известными архитекторами Густавом и Роз Вёрнерами (Gustav und Rose Wörner). Каково же было изумление ребят, когда среди сокровищ они обнаружили ксилографию знаменитого художника.
Подлинность необычайной находки подтвердили дальнейшие исследования. На гравюре размером 10×15 см изображён Христос, доставленный к Каиафе. Оттиск находится в «очень хорошем состоянии», а помимо подписи Дюрера на нём есть маленькая собака, которая часто появляется на произведениях мастера.
  • Альбрехт Дюрер, «Рождество» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
  • Альбрехт Дюрер, «Вход Господень в Иерусалим» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
Работа относится к циклу, который Дюрер создал между 1509-м и 1511 годами. Однако именно этот оттиск является чрезвычайно редким: это единственным в своём роде пробный отпечаток, который в итоге не вошёл в серию. Паспарту включает предупреждение о существовании подделок и инструкцию, как их распознать.
Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
, которая стала первым произведением Дюрера в коллекции Художественного музея в Клеве, будет выставлена на публику 2 октября в экспозиции собрания Вёрнеров.
По материалам news.artnet.com
КомментироватьКомментарии
HELP