войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Решение о Кранахе и открытие Дюрера: сенсации мира искусства на минувшей неделе

Кто бы мог подумать, что рутинная практика в музейных кладовых может обернуться захватывающим приключением? Двум немецким студентам повезло открыть миру редкую гравюру Дюрера. А вот в деле о возвращении двух панелей Кранаха картина совершенно иная…

Решение о Кранахе и открытие Дюрера: сенсации мира искусства на минувшей неделе

Спорный Кранах

Калифорнийский суд принял решение в пользу Музея Нортона Саймона в деле о реституции пары картин «Адам» и «Ева» (ок. 1530) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Претензии на эти работы заявила Марей фон Захер (Marei von Saher), наследница арт-дилера Жака Гудстиккера. Иск переходит по инстанциям уже без малого десять лет, и теперь снова отклонён.
  • Лукас Кранах Старший, «Адам (первая панель из пары)», ок. 1530
  • Лукас Кранах Старший, «Адам (вторая панель из пары)», ок. 1530
В своём вердикте судья Джон Уолтер (John Walter) указал, что семья Гудстиккера в положенное время отказалась подавать заявку на право собственности, сообщает Art Newspaper.
Марей фон Захер со своей дочерью Шарлин. Фото: The New York Times
Марей фон Захер со своей дочерью Шарлин. Фото: The New York Times
Коллекционер еврейского происхождения Жак Гудстиккер (на фото слева) приобрёл картины Кранаха в 1931



Коллекционер еврейского происхождения Жак Гудстиккер (на фото слева) приобрёл картины Кранаха в 1931 году у советского правительства на аукционе в Берлине, но был вынужден продать их во время Второй мировой войны нацистскому лидеру Герману Герингу. После войны вдова арт-дилера Дези Гудстиккер могла заявить права на эти работы, но отказалась это сделать, поскольку не верила в справедливое решение.

История сделала неожиданный поворот, когда возвращения «Адама» и «Евы» потребовали российские графы Строгановы. В 1961 году глава династии Георгий Щербатов-Строганов заявил, что эти произведения, а также работы Рембрандта и Петруса Кристуса были отобраны у семьи после Октябрьской революции. При этом Марей фон Захер доказывает, что большевики изъяли их из церкви в Киеве.

Голландское правительство продало Строгановым произведения Кранаха и Кристуса за 60 тыс. гульденов в обмен на отказ от претензий на Рембрандта. Несколько лет спустя Кранаха за 800 тыс. долларов приобрёл Музей современного искусства в Пассадене, позже переименованный в Музей Нортона Саймона.
История «Адама» и «Евы» Лукаса Кранаха Старшего в XX веке
История «Адама» и «Евы» Лукаса Кранаха Старшего в XX веке
Марей фон Захер возбудила дело о реституции в федеральных судах США в 2007 года, но тот факт, что Дези Гудстиккер не подала заявку на картины, всегда работал против неё. Само по себе знаменательно и то, что иск рассматривается по истечении столь длительного срока, а события происходили в разных странах.
Несмотря на то, что претензия уже неоднократно отклонялась, в том числе и Верховным судом США, Марей фон Захер не сдаётся и намерена подать новую апелляцию.

Найденный Дюрер

Неожиданно сенсационным оказалось это лето для поклонников Альбрехта Дюрера, одного из самых важных художников немецкого Возрождения. Двое молодых людей обнаружили в хранилище Художественного музея в Клеве (Северная Рейн-Вестфалия) 500-летнюю гравюру этого мастера. Напомним, меньше месяца назад было сделано другое сенсационное открытие: некий коллекционер нашёл на блошином рынке во французском Сарбуре его оттиск, датированный 1520 годом и пропавший во время Второй мировой войны.
Гравюра Альбрехта Дюрера с изображением Девы Марии, младенца Иисуса и ангела (1520), найденная на бл
Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Альбрехта Дюрера с изображением Девы Марии, младенца Иисуса и ангела (1520), найденная на блошином рынке летом 2016 года
Студентам Леонарду Фридрихсу (Leonard Friedrichs) и Ханне Экштейн (Hannah Eckstein) предстояло всего лишь осмотреть и внести в каталог около 500 произведений искусства, завещанных музею известными архитекторами Густавом и Роз Вёрнерами (Gustav und Rose Wörner). Каково же было изумление ребят, когда среди сокровищ они обнаружили ксилографию знаменитого художника.
Подлинность необычайной находки подтвердили дальнейшие исследования. На гравюре размером 10×15 см изображён Христос, доставленный к Каиафе. Оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
находится в «очень хорошем состоянии», а помимо подписи Дюрера на нём есть маленькая собака, которая часто появляется на произведениях мастера.
  • Альбрехт Дюрер, «Рождество» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
  • Альбрехт Дюрер, «Вход Господень в Иерусалим» из цикла гравюр «Малые страсти Христовы» (1511)
Работа относится к циклу, который Дюрер создал между 1509-м и 1511 годами. Однако именно этот оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
является чрезвычайно редким: это единственным в своём роде пробный отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
, который в итоге не вошёл в серию. Паспарту включает предупреждение о существовании подделок и инструкцию, как их распознать.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, которая стала первым произведением Дюрера в коллекции Художественного музея в Клеве, будет выставлена на публику 2 октября в экспозиции собрания Вёрнеров.
По материалам news.artnet.com