Давно утерянная картина французского мастера Поля Делароша (1797 — 1856) была обнаружена благодаря экспертам телешоу «Фейк или Фортуна», которое снимает британская телекорпорация BBC. В 1989 году это полотно приглянулось коллекционеру произведений искусства и дилеру Нилу Уилсону. Он купил его на аукционе Christie’s как работу неизвестного художника за 500 фунтов стерлингов.
Уилсон с самого начала подозревал, что приобрёл произведение Поля Делароша. И хотя он вёл собственное расследование, не дожил до момента истины. Коллекционер скончался в 2014 году.
Его вдова Бекки решила доказать, что покойный муж был прав и что картина, на которой изображена, по-видимому, коленопреклонённая средневековая королева в окружении фрейлин, была написана французским академистом. Она связалась с телеведущей BBC Фионой Брюс и экспертом по старым мастерам Филипом Моулдом. Те в свою очередь подключили целый сонм искусствоведов и сотрудников архивов со всей Великобритании и Франции. Расследование принесло неожиданные результаты.
Слева: Поль Деларош, «Автопортрет» (1838)
Ранее Фионе Брис и Филиппу Моулду удалось раскрыть секрет Люсьена Фрейда и доказать, что некий портрет
мужчины в чёрном нашейном платке написал именно он, хотя при жизни художник упорно отрицал своё авторство.
Ведущие телешоу «Фейк или Фортуна» Фиона Брюс и Филип Моулд с Бекки Уилсон. Фото: BBC
Команда сделала первый крупный прорыв — выяснила, что на картине изображена королева Венгрии и святая Амалия. Полотно заказал последний король Франции Луи-Филипп I в подарок своей супруге Марии Амалии Неаполитанской, которая считала тёзку своей святой покровительницей.
Оригинальная картина, как это случается, была утеряна на многие десятилетия.
Филип Моулд проводит исследование картины. Фото: BBC
В архивах Британского музея в Лондоне обнаружился подготовительный этюд
к картине, подписанный самим Деларошем и датированный 1821 годом. На нём видно поразительное сходство с холстом, принадлежащим Уилсонам, но есть и ряд существенных отличий.
Дальнейшие исследования показали, что первоначальная картина была эскизом для огромного, ошеломляющего витража в часовне королевы в летнем дворце Шато-д'Э в Нормандии. Но опять же, соответствие стеклянного панно и официальной копии полотна было налицо, однако цвета одежды и фон на «картине Уилсонов» были другими, что затрудняло подтверждение авторства.
Дальнейшие исследования показали, что первоначальная картина была эскизом для огромного, ошеломляющего витража в часовне королевы в летнем дворце Шато-д'Э в Нормандии. Но опять же, соответствие стеклянного панно и официальной копии полотна было налицо, однако цвета одежды и фон на «картине Уилсонов» были другими, что затрудняло подтверждение авторства.
Витраж
, вдохновлённый работой Делароша, рядом с картиной, принадлежащей семье Уилсонов. Фото: BBC
Тем не менее, экспертам из Института Курто в Лондоне с помощью современных технологий удалось установить, что картина подверглась реставрации и была перекрашена. Первоначальные цвета платьев сильно выцвели, но в оригинале близки к копии.
Этих доказательств оказалось достаточно для профессора Стивена Банна, ведущего эксперта по Деларошу, и он объявил картину утерянным изображением святой Амалии кисти французского мастера. Более того, поскольку реставрацией отчасти занимался сам художник, оценочная стоимость картины поднялась с 50 тыс. до 75 тыс. фунтов стерлингов.
Этих доказательств оказалось достаточно для профессора Стивена Банна, ведущего эксперта по Деларошу, и он объявил картину утерянным изображением святой Амалии кисти французского мастера. Более того, поскольку реставрацией отчасти занимался сам художник, оценочная стоимость картины поднялась с 50 тыс. до 75 тыс. фунтов стерлингов.
Подготовительный набросок Делароша из Британского музея в Лондоне рядом с историческим документом. Фото: BBC
Бекки Уилсон не смогла однозначно ответить на вопрос о том, что она будет делать со своим неожиданным обретением. С одной стороны, работа для неё неразрывно связана с памятью о покойном муже. Но с другой, доходы семьи резко упали после его смерти, и продажа поможет поправить пошатнувшиеся дела.
Так что охотникам за сокровищами стоит следить за обновлениями на предстоящих распродажах старых мастеров в аукционных домах Великобритании.
По материалам artnet.com