Д. Л. Сигалова, который очень любил театральное искусство.
«На выставке представлены работы, созданные по мотивам восьми произведений Шекспира. Среди них такие знаменитые пьесы, как «Ричард III», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Макбет», «Антонио и Клеопатра» и «Венецианский купец» — начинает небольшую экскурсию по выставке куратор Наталья Евгеньевна Агеева, ведущий научный сотрудник Киевского музея русского искусства.
Шекспир и театральное искусство
Санкт-Петербург называют Северной Венецией, и когда после революции и гражданской войны в разрушенном, голодном Петрограде зрители увидели спектакль с изумительными, роскошными декорациями великолепной Венеции, — резкий контраст производил огромное впечатление!
Интересно, что в Киеве первый раз эту пьесу поставили в 1913 году в Театре «Соловцов». В следующий раз киевляне увидели эту постановку в «Молодом театре» только в 2010 году. Она называлась «Сатисфакция».
В 1935 году в Большом драматическом театре Петрограда готовилась постановка «Ричарда III». Тышлер внимательно читал текст пьесы и «искал» образ главного героя. Самым важным для него было «нащупать» характер персонажа. В результате своих поисков художник выводит формулу персонажа — философ-убийца. Тышлер воспринимал Ричарда III не обычным преступником, жаждущего власти, а необычайно способным человеком, но со знаком минус.
Рисунок у Тышлера — это не просто эскиз костюма, а действительно разработка мельчайших черт характера. Разглядываю рисунок, буквально ощущаешь движения героя, а вибрирующий красный тон эскиза созвучен цвету крови.
А.Тышлер «Ричард III», 1935 год. Эскиз костюма к трагедии У. Шекспира «Ричард III». Бумага, акварель, тушь, гуашь
Над эскизами костюмов и декорациями работал один из самых ярких графиков первой половины ХХ века — Константин Рудаков.
К задаче художник подошел нетрадиционно и создал не только костюмы, но и портреты персонажей этой пьесы. Композиционно они очень напоминают итальянские, испанские и французские портреты
В блокадном Ленинграде постановка не состоялась, и эти портреты живут самостоятельной жизнью.
К. Рудаков «Эскиз костюма к комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», 1943 год, бумага, акварель, гуашь
Шекспир и книжная иллюстрация
Сын Виктора Гюго это делал в двух словах: дескать, это история про мота, который влюбился в куртизанку, промотал все свое состояние и решил жениться на богатой. Не успела закончиться свадебная церемония, как он вернулся к куртизанке, чтобы опять проматывать состояние. Супруга не выдержала — обратилась к брату, тот вызвал его на поединок, мот погибает, и куртизанка тоже решает покончить с собой.
Бернард Шоу тоже не очень оценил эту пьесу и написал свой замечательный вариант «Антонио и Клеопатры».
Федор Константинов (1910 — 1997) свои знаменитые иллюстрации к «Ромео и Джульетте» создавал в 1943 году в Подмосковье. Почти впроголодь он в кратчайшие сроки закончил работу над циклом гравюр. За эти работы он был представлен к Государственной премии, но премию ему не дали, сказали «слишком молод».
«Ромео и Джульетта» — одна из любимых пьес Шекспира, привлекала романтическую натуру художника. Современники Константинова говорили, что художник и главный герой во многом похожи — оба они честные, открытые, любящие справедливость.
Ф.Константинов «Поединок (Ромео и Тибальт)», 1943 год. Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», бумага, ксилография