войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Выдающиеся графики ХХ века на выставке плакатов в Мыстецком Арсенале

Над рекламными плакатами работали выдающиеся художники ХХ века — Альфонс Муха, Жюль Шере, Кассандр, Тадеуш Гроновски, Мацей Новицкий. У каждого из них была своя секретная комбинация магнетического воздействия на зрителя. Одни очаровывали прелестными образами, другие — юмором и лаконичностью форм. Главное, художники достигли своей цели: их образы прочно держатся в сознании нескольких поколений. Рассказываем о покоривших нас работах на выставке «Эфемероиды» в Мыстецком Арсенале.
Выдающиеся графики ХХ века на выставке плакатов в Мыстецком Арсенале
В подборке представленных на выставке работ четко прослеживается история развития плаката: от художественного произведения, доставляющего эстетическое удовольствие, до инструмента идеологии и пропаганды в руках тоталитарной власти

Жюль Шере - "отец" современного плаката

Париж конца ХIХ века. Игривые плакаты с изображением красивых, танцующих мадемуазель со всех сторон весело поглядывают на прохожих. Никогда прежде город не украшали с таким веселым озорством. Автором красочной феерии был Жюль Шере (1836−1932), родоначальник современного плаката. Художник сделал ставку на мужскую аудиторию, и визитной карточкой сделал дамочек с тонкой талией и манящей улыбкой. Поддразнивая «сильную половину», они заставляли следовать за собой на прогулку в городской парк, на каток, провести вечер в кабаре, поиграть в казино.
Жюль Шере учился искусству литографии с 13 лет, совершенствовал мастерство в Лондоне, а, вернувшись

Жюль Шере учился искусству литографии с 13 лет, совершенствовал мастерство в Лондоне, а, вернувшись в Париж, открыл собственную печатную мастерскую. Он стал не только виртуозным художником, но и добился блестящих результатов в технике исполнения, упростив технологию печатания. Шере не наслаивал один цвет на другой, а научился их разделять. Позже его инновационный метод будет использовать Тулуз-Лотрек.

Ж.Шере «Ледовый дворец. Елисейские Поля», конец XIX века

Последователь Жюля Шере — Адольф Виллет «Элизе Монмартр. Праздник ночи», литография, 1890-е годы, Му
Последователь Жюля Шере — Адольф Виллет «Элизе Монмартр. Праздник ночи», литография, 1890-е годы, Музей этнографии и художественного промысла, Львов
В юности Шере часами бродил по Лувру, восхищаясь работами Фрагонара, Ватто, Рубенса, Тьеполо — все они были для него богами. Взяв невинные развлечения из галантных сцен рококо и овладев искусством цвета, он создал свою красочную симфонию с оттенком современного гламура.

Альфонс Муха – король плаката начала ХХ века

На выставке представлены пять работ Альфонса Мухи из собрания львовского Музея этнографии и художественного промысла, — одной из значительных коллекций плакатов чешского художника в мире. Коллекция из 28 плакатов сформировалась 100 лет назад, когда во Львове проходили первые выставки литографий Мухи в 1897—1900-е годы. А самая большая в мире коллекция из 116-ти плакатов принадлежит американскому теннисисту Ивану Лендлу, он родом из Чехословакии.
С успехом первого плаката А. Мухи с изображением Сары Бернар, к художнику хлынула лавина «роскошных»

С успехом первого плаката А. Мухи с изображением Сары Бернар, к художнику хлынула лавина «роскошных» заказов. Крупнейшие мануфактуры «Champenois», «Moët & Chandon», «Job» и «Nestlé" выстраиваются в очередь за рекламным шедевром.


Большинство плакатов Мухи создают чувственный женский образ. Обладая невероятным талантом стилиста и чувством вкуса, формируя каноны ар-нуво и включая элементы византийского стиля, художник украшает дам цветами, изысканными ювелирными украшениями и дополняет образ утонченной орнаментикой.




А.Муха «Пиво «Мез», 1897 год, Франция, Музей этнографии и художественного промысла во Львове

Самым известным плакатом Мухи называют рекламный постер для производителя папиросной бумаги «Жоб». Чувственная девушка, закуривающая сигарету, стала не только культовым образом, но также символом раскрепощения, олицетворением нового социального статуса эмансипированной женщины.
А. Муха «Жоб». Реклама папиросной бумаги. Литография, 1896 год, Франция, Музей этнографии и художест
А. Муха «Жоб». Реклама папиросной бумаги. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, 1896 год, Франция, Музей этнографии и художественного промысла во Львове
Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
«Зодиак» стала первой работой Мухи, выполненной по контракту с парижским издательством «Шампенуа». Яркий и самобытный дизайн календаря привлек внимание Леона Дешама — главного редактора журнала «Перо» (La Plume), и он приобрел на него права. Календарь «Зодиак» стал одним из самых популярных проектов Мухи. Сейчас известно 9 вариантов литографий на этот сюжет.
Муха создал плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
для ансамбля «Хор моравских учительниц». Автором некоторых песен из их репертуара классической, народной и популярной музыки был прославленный моравский композитор Леош Яначек — школьный товарищ Альфонса Мухи, с которым они вместе пели в школьном хоре в Брно в 1870-х.
А. Муха «Хоровое общество моравских учителей», Брно, 1911 год, Музей этнографии и художественного пр
А. Муха «Хоровое общество моравских учителей», Брно, 1911 год, Музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, Львов

Европейский арт-деко: элегантный стиль во Франции и Польше

Знаменитого французского представителя арт-деко Адольфа Мурона (1901−1968) знают больше под псевдонимом Кассандр. Художник родился в Харькове, а в 1915 году семья переехала в Париж. Еще через несколько лет динамичное, экспрессивное искусство графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
покорило сразу Европу и Америку.
Кассандр говорил, что как 15 лет в браке, так и 15 лет занятий одной специальностью достаточно, чтобы познать и то и другое искусство.
Кассандр начинает с рекламы современного транспорта, его поезда и автомобили мчатся на огромной скор

Кассандр начинает с рекламы современного транспорта, его поезда и автомобили мчатся на огромной скорости, переплетая одновременно несколько художественных направлений — конструктивизм, футуризм, кубизм.


В своих творческих интересах Кассандр также находился в постоянном движении: тридцать лет он работал художником для ведущих парижских театров, несколько лет провел в Америке, заключив контракт с крупнейшим автомобильным концерном «Форд», стал автором новых шрифтов — Bifur, Acier Noir, Peignot и создал логотип для Дома моды «Yves Saint Laurent».



А.Мурон (Кассандр) «Северный экспресс. Париж», 1927 год, литография

Работы Тадеуша Гроновского (1894−1990) отличаются остроумной визуальной метафорой, основанной на ассоциациях. Хитом довоенного поколения стала реклама стирального порошка «Радион», принесшая Гроновскому международную известность. Плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
буквально произвел революцию в рекламной индустрии, родившись из шутки-каламбура. Художник считал юмор важной составляющей рекламы.
Тадеуш Гроновский «Радион сам стирает», 1926 год
Тадеуш Гроновский «Радион сам стирает», 1926 год
Гроновский был «джентльменом старой школы» с воодушевлением принимающий все новое. График успешно использовал средства кино и фотографии, а с 1928 года использовал новое изобретение — аэрограф, позволявший создавать тонкую модуляцию цвета.
  • Т.Гроновски «Х Годовщина Обороны от Вторжения Советской России», 1930
  • Т.Гроновски "Обсталюнкове - всегда желанные сигареты", 1931, Варшава, Музей этнографии, Львов
Плакаты Гроновского более полувека украшали улицы Варшавы. В Париже поляка тоже прекрасно знали — он основал собственную студию дизайна и работал декоратором для известных брендов «Galeries Lafayette» и «Printemps».
Т. Гроновский «IV Восточная сельскохозяйственная ярмарка во Львове», 1924, Музей этнографии, Львов
Т. Гроновский «IV Восточная сельскохозяйственная ярмарка во Львове», 1924, Музей этнографии, Львов
Мацей Новицкий (1910−1950) — польский архитектор, эмигрировавший в США. Он повлиял на ход развития а

Мацей Новицкий (1910−1950) — польский архитектор, эмигрировавший в США. Он повлиял на ход развития архитектуры во второй половине ХХ века своим самым знаменитым проектом: выставочным зданием Дортон-Арена в г. Роли (Северная Каролина) с инновационным дизайном с использованием параболических арок.

В годы его учебы на факультете архитектуры в Варшавском технологическом университете поощрялось изучение графики, в частности, дизайна плаката. В этом деле оказалось много общего с архитектурными чертежами — краткость в передачи информации и ее форма. Это стало своеобразной гимнастикой для будущего архитектора и его жены — однокурсницы Станиславы Сандецкой.

М.Новицкий, С. Сандецкая «Все на борьбу с туберкулезом», 1932, Варшава, Музей этнографии, Львов

Выдающиеся графики ХХ века на выставке плакатов в Мыстецком Арсенале

Пролетарская пропаганда

Плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?», пожалуй, самый известный в постсоветском пространстве. На создание образа большевика-агитатора художника вдохновил американский постер Джеймса Монтгомери Флэгг «Ты нужен Армии Соединенных Штатов» с изображением Дяди Сэма, олицетворявшего США.
Первым художником, придумавший яркий мужской образ, вербующий солдат в армию, был британский график Альфред Лит. На плакате изображен Горацио Китченер — фельдмаршал и военный министр Великобритании с 1914 года, он сумел многократно увеличить численность британской армии за счет добровольцев для участия в Первой Мировой войне.
  • А.Лит "Британцы, вступайте в национальную армию. Боже, храни короля", 1914 год
  • Джеймс Монтгомери Флэгг «Ты нужен Армии Соединенных Штатов», 1917
Константин Урбетис (1905−1992) — советский график, иллюстратор и художник-постановщик на Киностудии им. М. Горького и «Мосфильм». Начиная с 1930 года работал над антирелигиозными плакатами и сатирическими иллюстрациями для журналов «Безбожник», «Безбожник у станка» и других. Константин Урбетис был художником-постановщиком и художником по костюмам и декорациям для знаменитых фильмов-хитов 1950-х годов — «Кубанские казаки», «Анна на шее», «Тихий Дон».
Ко второй половине ХХ века плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
перестал быть элитарным искусством, выполняя только рекламную функцию. Главным его критерием стала функциональность, что лучше всего передавалось средствами авангардного искусства — конструктивизма и супрематизма.
Выдающиеся графики ХХ века на выставке плакатов в Мыстецком Арсенале
Рекомендуемые работы
Татьяна Юрьевна Гришутина. На закате дня
На закате дня
2024, 40×60 см
$144
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Дарья Мотовилова. Похищение вятской барыни
  • Реклама
Похищение вятской барыни
2024, 80×60 см
$215
Оригинал
Андрей Люмес. "Вот и лето прошло"
  • Реклама
"Вот и лето прошло"
2021, 30×40 см
$56
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. REDEEMER
  • Реклама
REDEEMER
2024, 22×13 см
€10
Цифровая копия
Выставка «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в Мыстецком Арсенале продлится до 27 ноября 2016 года