Регистрация
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов)
Дмитрий
 Стахиевич Моор (Орлов)
Россия 1883−1946
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

1883. Родился в Новочеркаске в семье горного инженера.

1883−1897. Живет в Киеве, Харькове.

1898. Приезжает в Москву.

1902−1906. Учится в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете.

Принял активное участие в революции 1905 г. Строил баррикады на Малой Бронной.

1906. Работал в подпольной типографии.

1909. Первая карикатура в журнале «Будильник» под псевдонимом Дор.

1909−1917. Делает киноплакаты, рисунки и карикатуры для журналов «Будильник» и газет «Русское слово», «Утро России».

1912. Вместе с группой молодых художников и литераторов (Демьян Бедный) пытался наладить издание журнала «Волынка», однако из четырех подготовленных номеров ни один не был пропущен цензурой.

Поддержал революцию 1917 г.

1918. Сотрудничает в издательстве ВЦИК. Расписывает агитпоезда. Делает праздничное оформление здания Исторического музея к празднику 1 Мая.

Участвовал в работе по оформлению первого агитпоезда.

С 1919. Карикатуры печатаются в газете «Известия», журнале «Красноармеец».

1919−1920. Создает плакаты для Политуправления Реввоенсовета.

1919−1921. Работает в «Окнах сатиры РОСТА».

С 1920 г. карикатуры и политические рисунки печатаются в газете «Правда».

1922−1932. Профессор Вхутемаса-Вхутеина — Московского института изобразительных искусств .

1923−1928. Художественный руководитель журнала «Безбожник» — «Безбожник у станка» (с 1924 года).

1931. Избирается председателем плакатной секции Государственной Академии искусств и плаканой секции МОССХа.

1931. Едингласно избирается председателем ОРРП.

1931. Избирается депутатом Моссовета

1932. Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств».

1932−1941. Работает в издательстве «Изогиз».

1933. Выполняет витраж для «Музея труда, Москва».

С 1939 г. - профессор Московского института изобразительных искусств.

1941. Делает плакаты для «Окон ТАСС».

1941−1943. Живет в Самарканде. Продолжает работать над плакатами, антивоенными рисунками, иллюстрациями.

1946. Умер в Москве.

(22.X.(3.XI).1883, Новочеркасск — 24.X.1946, Москва) — график-сатирик. М. учился в Моск. ун-те, сотрудничал еще в дорев. сатирич. журналах. Его мастерство плакатиста и карикатуриста формировалось в коллективных вып. «Окон Роста», в графике центр. печати. Нередко М. обращался к рус. нар. картинкам с их лубочной декоративностью и сатирич. текстом. Некоторые плакаты М. сопровождались стихами Демьяна Бедного. С кон. 1920-х и в 1930-е М. выступал и с книжными илл. (к «Диспуту» Г. Гейне, к сказке «Соседи» М. Е. Салтыкова-Щедрина, к роману «В огне» А. Барбюса). В годы Вел. Отеч. войны М. вновь создает плакаты-лубки (напр., «Рассказ старухи» со стихами М. Исаковского). Особое место в творчестве М. принадлежит станковой графике. К этому жанру относится сер. рисунков к С. Они выполнены на ватмане тушью и золотом, пером и кистью; это листы большого формата, натянутые на подрамники. Все характеристики построены на контрастном соотношении черного и белого, на острой динамике жестов, силуэтов, воен. арматуры. Это не книжные илл., а декоративные панно — своего рода «настенные листы». Подбор сюжетов нетрадиционен: наряду с обычными («Игорь едет в поход», «Пленение Игоря», «Плач Ярославны») художник изобразил эпизоды: «Путивль. Прощание», «А мои ти куряне», «Храбрые русичи…», «Плач матери Ростислава» и др. Необычно, что князьям Игорю и Всеволоду художник не придал внешней красоты. В сцене пленения лицо Игоря искажено гримасой боли. Среди воинов много стариков, в изображении поля боя страшен оскал мертвеца, страшны и волки. Этот образ — ужас войны. Но когда Игорь на белом коне едет по Боричеву, действие разворачивается не на черном или белом, а на золотом фоне, на котором выделяются однокупольный храм, горки, деревянная башня, Богоматерь Оранта. Художник прибегает к символике (сломанный меч, парящий орел, два солнца и т. д.) и в то же время отступает от ист. достоверности, наделяя героев-всадников то щитами с геральдич. фигурами, то вост. узорочьем одежд, сапогами на высоких каблуках. Не все изображения равноценны, они разномасштабны, но очевидно стремление графика проникнуть в героико-поэтич. мир С. и выразить его по-своему.

Воспроизведения: «Князь Игорь» // Большая сов. энциклопедия. 2-е изд. М., 1956. Т. 39, вкл. между с. 356—357; Пини. Слово. С. 100—101 («Игорь Святославич», «Битва», «Всеволод Святославич в бою», «Возвращение Игоря»); Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор: 1883—1946. М.; Л., 1948 («Битва» и «Плач матери Ростислава» на вкл. между с. 36—37); «Ярославна» и «Игорь» — в наборе 12 открыток «Слово о полку Игореве» (М.: Сов. художник, 1961).

270

Лит.: Кауфман Р. Д. Моор. М., 1937; Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор: 1883—1946. М.; Л., 1948.

Булахов. Энциклопедия.

О. А. Белоброва

Читать дальше
Работы понравились
Григорий Солдатов

Лента
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Помоги
Помоги
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Ты записался добровольцем?
Ты записался добровольцем?
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов)
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 4 работы
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Иллюстрация к басне И. А. Крылова "Лиса и виноград"
0
Иллюстрация к басне И. А. Крылова "Лиса и виноград"
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Ты записался добровольцем?
2
Ты записался добровольцем?
1920
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Ты записался добровольцем?
0
Ты записался добровольцем?
1920, 67×47 см
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Помоги
0
Помоги
Посмотреть все 4 работы художника
HELP