войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале

От новой выставки «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в киевском Мыстецком Арсенале ждали многого: именно она должна была стать «визиткой» нового гендиректора институции, Олеси Островской. Что ж, похоже, вместо внешних эффектов в обновляемом Арсенале решили сделать ставку на кропотливую работу. Выставка плакатов воистину эпохальная: делимся первыми впечатлениями, побывав на вернисаже.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
«Эфемероиды — термин, придуманный специалистами Музея дизайна в Цюрихе, — как нельзя лучше передает сущность плаката, как быстротечность физического существования этого клочка бумаги, так и изменчивость идей и стереотипов, которые были созданы с его помощью. Плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
как визуальное сообщение, которое должно навязывать конкретный вывод и побуждать к действиям, через свою оригинальную графическую форму отображает специфику конкретной исторической ситуации. Такая особенность совмещает его общественную значимость с формальными качествами и создает феномен, когда исторический документ одновременно является произведением искусства, и наоборот», — так поясняют название и суть выставки организаторы.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
В этот раз привычного шоу на открытии вернисажа не было. Публика, купив билеты, сразу отправлялась разглядывать представленные работы на первом экспозиционном этаже. Плакаты, плакаты, и еще раз — плакаты. Они действительно очень интересные. Да и «выцыганить» их из фондов украинских музеев и архивов составителям выставки было, безусловно, очень нелегко. Не менее важной, чем сама экспозиция, в этот раз оказалась сопутствующая образовательная программа, позволяющая с разных точек зрения посмотреть на искусство плаката в контексте разных эпох.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Экспозиция не просто представляет плакаты разных эпох, от рекламного XIX века до позднесоветского политического, но и демонстрирует их согласно довольно жесткой концепции. В разных залах рассмотрены разные «истории в историях» современного плаката, не обошлось и без сугубо политического нарратива. Авторы экспозиции упорно, — хоть и ненавязчиво, подспудно, — сравнивают советский плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
с немецким эпохи гитлеровской Германии. Оба — в контексте разделов, «военной» темы, и «тоталитаризма». Американские плакаты 1930-х — 1940-х г. г. «выносятся» отдельно и словно служат эталоном для сравнения. Впрочем, возможно, мы и заблуждаемся, усмотрев «политику» там, где ее — пока еще, — нет? Судите сами.
Зал первый — «Человек. Искусство жить» посвящен возникновению плаката в XIX веке. Его украшением является плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
авторства самого Альфонса Мухи. А открывают экспозицию, без преувеличения, драгоценные «украинские» работы — Георгия Нарбута (1920 г.), львовянина Петра Стахевича (1894), а также неизвестного пражского автора (1901)
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Желающие сфотографироваться на фоне самого Альфонса Мухи выстраиваются в очередь:
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
В Арсенале, по традиции, самые ценные работы экспонируют в затемненном зале, но с подсветкой.
В Арсенале, по традиции, самые ценные работы экспонируют в затемненном зале, но с подсветкой.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Заметная часть «иностранных» плакатов на выставке — польские. Что ж, Украина и Польша — страны-сосед


Заметная часть «иностранных» плакатов на выставке — польские. Что ж, Украина и Польша — страны-соседи, крепко связанные между собой общей историей.

Интересно, что, исследуя историю плаката, авторы экспозиции сознательно отдали предпочтение именно у
Интересно, что, исследуя историю плаката, авторы экспозиции сознательно отдали предпочтение именно украинскому советскому плакату, распространявшемуся на территории УССР.
Следующий тематический блок «Война. Самая масштабная рекламная кампания» — наиболее провокационный на выставке. Он посвящен перекличке, заимствованиям, взаимному «цитированию» пропагандистских плакатов. В частности, советского и немецко-фашистского. Союзники представлены, главным образом, американским плакатом. Свежий (для нашей страны) взгляд на вещи не оставляет равнодушных, увиденное очень запоминается.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Американские плакаты времен Второй мировой каждый раз сопровождает отдельный комментарий. Впрочем, э

Американские плакаты времен Второй мировой каждый раз сопровождает отдельный комментарий. Впрочем, этому факту есть логическое объяснение. Именно в США искусство рекламы, как известно, получило наибольшее развитие.

Следующий тематический блок выставки носит называние «Тоталитаризм. Воплощение утопии». Его «героями» снова стали плакаты СССР и нацистской Германии, а также стран-сателлитов.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Авторы экспозиции не обошли вниманием тему Голодомора в Украине.
Авторы экспозиции не обошли вниманием тему Голодомора в Украине.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Собственно, в рамках «тоталитарного» блока уместилась вся история советского плаката, как плакаты времен «холодной войны», так и поздние советские, периода развала СССР.
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
О прошлом УССР — республике в составе СССР, — сегодня напоминают ее плакаты.
О прошлом УССР — республике в составе СССР, — сегодня напоминают ее плакаты.
Эти два плаката памятны, практически, всем гражданам Украины старше 40 лет. В свое время они издавал

Эти два плаката памятны, практически, всем гражданам Украины старше 40 лет. В свое время они издавались огромными тиражами, так что их можно было увидеть чуть не в каждой школе, в «красных уголках» предприятий.

Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Тему «горячих конфликтов холодной войны» иллюстрируют, опять-таки, украинские советские плакаты.

Тему «горячих конфликтов холодной войны» иллюстрируют, опять-таки, украинские советские плакаты.

Завершают «тоталитарный» блок «антисоветские» плакаты, массово появлявшиеся в республиках СССР и в странах «Варшавского блока» на закате империи.
Хрестоматийный плакат киевского художника Валерия Витра времен распада СССР (1989).
Хрестоматийный плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
киевского художника Валерия Витра времен распада СССР (1989).
В завершение выставки — залы, посвященные социальной рекламе. Фактически, блок «Человек. Искусство выживать» перекликается сразу со всем предыдущими залами экспозиции. Здесь тоже представлены рекламные плакаты разных лет из разных стран, и позднесоветские произведения с критикой «строя», как было модно во времена «перестройки, демократии и гласности».
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Оригинал работы Виктора Пишого (Киев, 1991)
Оригинал работы Виктора Пишого (Киев, 1991)
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Неэфемерные «Эфемероиды». Фоторепортаж с выставки плаката в Мыстецком Арсенале
Выставка продлится до 27 ноября 2016 г.
Фото автора репортажа