От новой выставки «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в киевском Мыстецком Арсенале ждали многого: именно она должна была стать «визиткой» нового гендиректора институции, Олеси Островской. Что ж, похоже, вместо внешних эффектов в обновляемом Арсенале решили сделать ставку на кропотливую работу. Выставка плакатов воистину эпохальная: делимся первыми впечатлениями, побывав на вернисаже.
«Эфемероиды — термин, придуманный специалистами Музея дизайна в Цюрихе, — как нельзя лучше передает сущность плаката, как быстротечность физического существования этого клочка бумаги, так и изменчивость идей и стереотипов, которые были созданы с его помощью. Плакат
как визуальное сообщение, которое должно навязывать конкретный вывод и побуждать к действиям, через свою оригинальную графическую форму отображает специфику конкретной исторической ситуации. Такая особенность совмещает его общественную значимость с формальными качествами и создает феномен, когда исторический документ одновременно является произведением искусства, и наоборот», — так поясняют название и суть выставки организаторы.
В этот раз привычного шоу на открытии вернисажа не было. Публика, купив билеты, сразу отправлялась разглядывать представленные работы на первом экспозиционном этаже. Плакаты, плакаты, и еще раз — плакаты. Они действительно очень интересные. Да и «выцыганить» их из фондов украинских музеев и архивов составителям выставки было, безусловно, очень нелегко. Не менее важной, чем сама экспозиция, в этот раз оказалась сопутствующая образовательная программа, позволяющая с разных точек зрения посмотреть на искусство плаката в контексте разных эпох.
Экспозиция не просто представляет плакаты разных эпох, от рекламного XIX века до позднесоветского политического, но и демонстрирует их согласно довольно жесткой концепции. В разных залах рассмотрены разные «истории в историях» современного плаката, не обошлось и без сугубо политического нарратива. Авторы экспозиции упорно, — хоть и ненавязчиво, подспудно, — сравнивают советский плакат
с немецким эпохи гитлеровской Германии. Оба — в контексте разделов, «военной» темы, и «тоталитаризма». Американские плакаты 1930-х — 1940-х г. г. «выносятся» отдельно и словно служат эталоном для сравнения. Впрочем, возможно, мы и заблуждаемся, усмотрев «политику» там, где ее — пока еще, — нет? Судите сами.
Зал первый — «Человек. Искусство жить» посвящен возникновению плаката в XIX веке. Его украшением является плакат
авторства самого Альфонса Мухи. А открывают экспозицию, без преувеличения, драгоценные «украинские» работы — Георгия Нарбута (1920 г.), львовянина Петра Стахевича (1894), а также неизвестного пражского автора (1901)
Желающие сфотографироваться на фоне самого Альфонса Мухи выстраиваются в очередь:
В Арсенале, по традиции, самые ценные работы экспонируют в затемненном зале, но с подсветкой.
Заметная часть «иностранных» плакатов на выставке — польские. Что ж, Украина и Польша — страны-соседи, крепко связанные между собой общей историей.
Интересно, что, исследуя историю плаката, авторы экспозиции сознательно отдали предпочтение именно украинскому советскому плакату, распространявшемуся на территории УССР.
Следующий тематический блок «Война. Самая масштабная рекламная кампания» — наиболее провокационный на выставке. Он посвящен перекличке, заимствованиям, взаимному «цитированию» пропагандистских плакатов. В частности, советского и немецко-фашистского. Союзники представлены, главным образом, американским плакатом. Свежий (для нашей страны) взгляд на вещи не оставляет равнодушных, увиденное очень запоминается.
Американские плакаты времен Второй мировой каждый раз сопровождает отдельный комментарий. Впрочем, этому факту есть логическое объяснение. Именно в США искусство рекламы, как известно, получило наибольшее развитие.
Следующий тематический блок выставки носит называние «Тоталитаризм. Воплощение утопии». Его «героями» снова стали плакаты СССР и нацистской Германии, а также стран-сателлитов.
Авторы экспозиции не обошли вниманием тему Голодомора в Украине.
Собственно, в рамках «тоталитарного» блока уместилась вся история советского плаката, как плакаты времен «холодной войны», так и поздние советские, периода развала СССР.
О прошлом УССР — республике в составе СССР, — сегодня напоминают ее плакаты.
Эти два плаката памятны, практически, всем гражданам Украины старше 40 лет. В свое время они издавались огромными тиражами, так что их можно было увидеть чуть не в каждой школе, в «красных уголках» предприятий.
Тему «горячих конфликтов холодной войны» иллюстрируют, опять-таки, украинские советские плакаты.
Завершают «тоталитарный» блок «антисоветские» плакаты, массово появлявшиеся в республиках СССР и в странах «Варшавского блока» на закате империи.
Хрестоматийный плакат
киевского художника Валерия Витра времен распада СССР (1989).
В завершение выставки — залы, посвященные социальной рекламе. Фактически, блок «Человек. Искусство выживать» перекликается сразу со всем предыдущими залами экспозиции. Здесь тоже представлены рекламные плакаты разных лет из разных стран, и позднесоветские произведения с критикой «строя», как было модно во времена «перестройки, демократии и гласности».
Оригинал работы Виктора Пишого (Киев, 1991)
Выставка продлится до 27 ноября 2016 г.
Фото автора репортажа
Фото автора репортажа