Выставка «Художники Монмартра 1870−1910. От Стейнлена до Сати» вспоминает времена молодости и свободы художников, живших на высоком холме. Анри Мартен, Стейнлен, Беллери-Дефонтен, Синьяк, Валлотон, Тулуз-Лотрек, Макс Жакоб, Купка, Утрилло, Пикассо и Модильяни… Из событий к вернисажу — еще и юбилей композитора Сати плюс возможность устроить вечеринку в саду Ренуара. Спешим на Монмартр!
Музей Монмартра представляет более 160 работ 20 мастеров-гениев, сделавших небольшой парижский квартал международным центром искусства.
Ева
1890-е
, 33.5×32.5 см
ро
Район Монмартра только в 1860 году стал частью Парижа. Спустя каких-то десять лет этот холм облюбовали французские художники, а вскоре здесь нашли приют поэты, музыканты и писатели со всего мира. Их привлекает очарование сельской местности, недорогое жилье и оживленная жизнь с многочисленными барами и кабаре.
Эдуар Лефевр «Мулен де ла Галетт», Музей Монмартра
Интересно и то, что в этом году отмечают 150-летие со дня рождения Эрика Сати — ему посвящен
отдельный зал экспозиции.
отдельный зал экспозиции.
Портрет Эрика Сати
1894, 70×65 см
Молодой композитор на заре своей карьеры обосновался на Монмартре. Подрабатывая пианистом в кабаре «Черный кот», он познакомился с художницей Сюзанной Валадон и влюбился. Через шесть месяцев Сюзанна ушла от музыканта, оставив «ни с чем, только с ледяным одиночеством, наполняющим голову пустотой, а сердце грустью». Это был единственный роман в жизни Эрика Сати.
Т.-А.Стейнлейн «Чёрный кот» (Le Chat Noir), 1896
Р. Касас «Портрет
Эрика Сати», 1891
Романс
1894, 89.5×111 см
На выставке представлены работы возлюбленной Сати — Сюзанны Валандон, и ее сына Мориса Утрилло — автора незабываемых видов на Монмартр.
Площадь Пигаль. Париж
1910, 94.2×113.5 см
Сюзанна Валадон мечтала стать цирковой артисткой, однако неудачное падение во время акробатического номера заставило артистку забыть о продолжении карьеры, и девушка начала позировать художникам. Ее писали Тулуз-Лотрек, Дега, Ренуар. Наблюдая за их работой, Валадон вскоре сама начала писать, причем недавние ее «работодатели» очень высоко оценивали ее работы. Сюзанна стала первой художницей, принятой во французское «Национальное общество изящных искусств». В 1912 году она поселилась на улице Корто, 12, с сыном и с художником Андре Уттером. Здесь прошли ее самые счастливые годы, несмотря на частые выходки сына, страдавшего алкоголизмом, и бурные споры с Андре.
Сюзанна Валандон «Закидывание сети», 1914, холст, масло, Музей искусств в Нанси
Андре Уттер «Натюрморт
с цветами», 1919−1920, холст, масло, 100,5×81, Музей Монмартра (Коллекция Марис и Макса Маршаль)
В музее к выставке также открыли мастерскую, в которой работали Валадон и Морис Утрилло. По словам посетителей, в этой прелестной студии ощущается присутствие их хозяев.
Фото: www. museedemontmartre
Известные танцовщицы кабаре, также составлявшие славу Монмартра, стали одной из тем нынешней выставки. В центре внимания — плакаты короля вечеринок Монмартра Тулуз-Лотрека и милейший шарж на художника в исполнении Эмиля Коля.
Афиша "Японский диван"
1893, 80.8×60.8 см
Мулен Руж. Ла Гулю
1891, 189.9×116.5 см
Музей Монмартра владеет удивительным офортом Эжена Делатра, который запечатлел первый в истории стриптиз в спектакле «Le Coucher d’Yvette»
Неожиданная для того времени сцена произошла в 1894 году в зале «Концерт Лиссабона». На сцене предстала женщина и, словно осыпающийся цветок, начала снимать одну за другой свои одежды, пока не осталась полностью обнаженной. Спектакль произвел фурор! Успех сменился скандалом, заведение закрыли, а через год зал открылся под новым названием — «Японский Диван». По неизвестным причинам художник изобразил еще мужчину рядом с Бланш Кавелли, которая выступала на сцене одна.
Эжен Делатр «Японский диван», 1894, офорт
, акватинта
, Музей Монмартра
Выставка прослеживает эволюцию стилей художников, движущихся к авангарду начала ХХ века, и вспоминает легендарных жителей «Плавучей прачечной» — «Бато-Лавуар», где жил также Пикассо.
Малоизвестный публике портрет
кисти Пикассо изображает очень колоритного персонажа — Биби Ла Пюре. Этот оригинал привлекал внимание многих художников и поэтов Монмартра.
Биби был большим выдумщиком и развлекал общество художников своими экстравагантными выходками. Нажил также репутацию похитителя зонтиков. Биби преклонялся перед поэтом Верленом, и, будучи его постоянным спутником, очень этим гордился. К деньгам этот чудак относился по-философски, он говорил: «Один день в году я провожу как миллионер. Остальные дни я живу воспоминаниями о нем, и терпеливо ожидаю (ведь я философ) пока наступит мой следующий день миллионера. Как же я ненавижу високосные годы!».
Пикассо «Биби Ла Пюре», 1901, Частное собрание
Художники Монмартра не обходили своим вниманием кошек, — ведь самое известное кабаре Монмартра называлось «Черный кот».
Апофеоз кошек
1901, 164.5×300 см
Музей Монмартра, рекламируя выставку, сообщает и о своих новых владениях: ему теперь принадлежит старинная гостиница Демарн, в стенах которой жил легендарный Папаша Танги — продавец красок, к которому частенько наведывались импрессионисты. Кроме вернисажей, уютный Музей приглашает отмечать у себя знаменательные события, — в роскошных Садах Ренуара, названных в честь художника, жившего здесь в 1875—1877 гг. Именно здесь были написаны знаменитые «Качели» и «Сад на улице Корто на Монмартре».
Выставка продлится до 25 сентября 2016 года.
В новости использованы материалы официального сайта museedemontmartre.fr