Триптих Иеронима Босха «Воз сена» вернётся из Мадрида в Нидерланды впервые за 450 лет. Ключевое творение одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения проведёт на родине более полугода. Публике будет предоставлена уникальная возможность увидеть работу на двух захватывающих выставках.
Обе эти экспозиции приурочены к 500-летию со дня смерти живописца, которого называют «прародителем сюрреализма».
Воз сена
1515, 135×190 см
«Воз сена» — одна из жемчужин коллекции Музея Прадо в Мадриде. Король Филипп II Испанский (1527 — 1598) был страстным коллекционером работ Босха и купил этот триптих для своей частной коллекции в 1570 году. Работа, которая с тех пор не покидала Испанию, несколько лет назад подверглась реставрации.
Картина изображает процессию людей, которая вслед за возом сена — метафорой материализма, — сходит прямиком в ад. На переднем плане показаны сцены из средневековой жизни с пьяными монахами, зубными лекарями, веселыми музыкантами и гадающими цыганами. На стоге сена расположились пары любовников, окружённые ангелом и демоном, — символ соединения старых и новых традиций.
Иллюстрация слева: Иероним Босх, «Воз сена». Центральная часть триптиха
«Воз сена» — одна из первых картин в истории искусства с изображением бытовых сцен. Художники последующих поколений делали их основным предметом своих произведений. В своей работе Иероним Босх показывал миры, которые его современники считали воображаемыми. Его характерные панели и триптихи, полные иллюзий и галлюцинаций, удивительных монстров и кошмаров, представляют непревзойденную картину основных примет времени — соблазнов, греха и неизбежности кары.
Странник
XVI век, 71×70.6 см
Картина «Путник» или «Скиталец» станет одним из экспонатов выставки «Раскрытие повседневной жизни: от Босха до Брейгеля» в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.
Этот бродяга с несовпадающей парой обуви является символом человека на дороге его судьбы. Это обыватель из популярных нравственных историй конца 15-го века — паломник, который идёт по жизни, отягощённый багажом своего земного существования. Он много страдает на пути, полном соблазнов.
Этот бродяга с несовпадающей парой обуви является символом человека на дороге его судьбы. Это обыватель из популярных нравственных историй конца 15-го века — паломник, который идёт по жизни, отягощённый багажом своего земного существования. Он много страдает на пути, полном соблазнов.
Этой осенью шедевр «Воз сена» будет впечатлять посетителей в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме на крупной выставке под названием «Раскрытие повседневной жизни: от Босха до Брейгеля», а с начала 2016 года триптих можно будет увидеть в Музее Северного Брабанта в ретроспективе «Иероним Босх: Видения гения».
Пекарня
1560, 86×170 см
Выставка «Раскрытие повседневной жизни: от Босха до Брейгеля» пройдёт с 10 октября 2015-го по 17 января 2016 года. В экспозицию войдут картины Иеронима Босха как основоположника жанровой живописи, а также Квентина Массейса, Питера Артсена, Питера ван дер Хейдена, Лукаса ван Лейдена, Питера Брейгеля Старшего и других художников 16-го века. Порядка сорока картин изображают притоны, катания на коньках, танцующих крестьян и шарлатанов. В некоторых работах содержится мораль, но по большей части они просто юмористические. Ничто не ускользнуло от внимания этих великих художников.
Распятая мученица
1500-е
, 105×118.5 см
Посетители Музея Северного Брабанта смогут увидеть выставку «Иероним Босх: Видения гения» с 13 февраля по 8 мая 2016 года. Двадцать картин и девятнадцать рисунков составят крупнейшую ретроспективу Босха всех времён. Львиная доля экспозиции будет посвящена городу Хертогенбосе, в котором родился Ерун Антонисон ван Акен (Босх — псевдоним, образованный от сокращённого названия его родного города, Den Bosch) и где он писал свои шедевры.
Выставка станет кульминацией национального события года «Босх-500», под знаком которого в Нидерландах пройдёт весь 2016 год.
Главная иллюстрация: Иероним Босх, «Воз сена». Фрагмент центральной части триптиха. По материалам artdaily.com и официальных сайтов музеев.
Иероним Босх
Воз сена
Когда-то на заре времен
В Раю Адам был сотворен.
Его потомков, спустя века,
Творит художника рука.
Бал правит Демон сладострастья –
Вновь грешный мир в центральной части.
По завершенью бурных дней,
Кто на возу, а кто пешком,
Все это скопище людей
В Ад попадает прямиком…
Но непрерывна жизни нить
И, обращаясь к нашим дням,
Могу, увы, предположить,
Что схожий воз и ныне там…
Новый вариант описания картины Иеронима Босха "Воз сена"
Как и в «Саде наслаждений»
Познать наш мир стремится гений.
Здесь бытовых чуть больше сцен,
Но в главном мир без перемен.
Три схожие, по сути, части
Нам снова предлагает Мастер.
Когда-то на заре времен
В Раю Адам был сотворен.
Его потомков, спустя века,
Творит художника рука.
Вновь перед нами грешный свет,
В эпоху бывших ране лет,
С его монахами, мирянами,
Как правило, изрядно пьяными,
С любовниками там и тут,
Нашедших временный приют.
(Даже на воз взобралась пара
В порыве страстного угара)…
Заменой истинного счастья
Царит над миром сладострастье!
По завершенью бурных дней
Все это скопище людей,
Кто на возу, а кто пешком,
В Ад попадает прямиком…
Но непрерывна жизни нить
И, обращаясь к нашим дням,
Могу, увы, предположить,
Что схожий воз и ныне там…