В Музее изящных искусств в Генте (Бельгия) представлены две работы Иеронима Босха: знаменитое
«Несение креста», подлинность которого в последнее время ставится нидерланскими исследователями под сомнение, и
«Святой Иероним за молитвой». Эта панель не так широко известна, как «Несение креста», но зато и авторство её не вызывает сомнений (во всяком случае – пока).
«Святой Иероним за молитвой» написан в узнаваемой стилистике Босха: тонкая, вытянутая фигура распростёрлась на земле, обнимая распятие, среди сломанных полых деревьев (символизирующих жизнь, лишённую присутствия Бога) и разрушающихся гниющих плодов (обозначающих земные искушения, которым святые подвержены так же, как и простые смертные).
Изображений святых в творчестве Босха не так уж много. Но интересно, что из всех известных типажей святых Босх отдавал предпочтение именно отшельникам – тем, кто в поисках веры и истины удалился от мира. Таковы
св. Антоний, центральный герой одноимённого босховского триптиха;
Иоанн Богослов, удалившийся на остров Патмос и там получивший Откровение; таков и святой Иероним. Художник носил имя этого святого, а значит, мог считать Иеронима своим небесным покровителем.
ИеронимСофроний Евсевий Иероним Стридонский (342 – 416/420) – один из самых почитаемых христианских святых, церковный писатель и эрудит, создавший латинский перевод Библии – Вульгату. Спустя одиннадцать веков, в ходе Триденсткого собора, именно перевод Иеронима Католическая церковь признает каноническим. Святого чаще всего изображают с пером и книгой в руках в тот момент, когда Иероним слышит трубный глас.
Но Босх выбирает другой момент для изображения, когда Иероним удалился в Халкидскую пустыню, где его спутниками, как писал он сам, были «лишь скорпионы да дикие звери». Однако и тут, в отсутствие людей рядом, Иеронима, по его собственному признанию, подстерегали сомнения и сладострастные видения, символизируемые на картине полуразрушенными деревьями и плодами, которые напоминают аналогичные символы неверия и сладострастия из
«Сада земных наслаждений». В момент раздирающих душу сомнений святой отринул от себя всю свою ученость (об этом говорит валяющаяся на земле книга) и все свои честолюбивые помыслы (на них намекают кардинальский плащ и шляпа, брошенные под ноги) и, упав на землю, начал самозабвенно молиться.
Звери и птицыВ правом углу Босх пишет маленького льва. Лев всегда изображается рядом с Иеронимом и считается его символом. Это связано с историей из жития святого: однажды во двор монастыря забрело голодное животное с раненой лапой. Перепуганная монастырская братия бросилась врассыпную, и только Иероним не побоялся приблизиться ко льву и вынуть занозу из его лапы. С тех пор лев стал верным спутником и защитником Иеронима. Некоторые исследователи отмечают, что у Босха он скорее похож на кошку, выгнувшую спину и чем-то сильно напуганную. Чем же? Вероятно, присутствием демонов рядом со святым Иеронимом – здесь Босх их не изображает, но это не значит, что их нет.
Возможно, на присутствие неподалёку тёмных сил намекают шныряющие всюду ящерицы и тритоны.
В тёмном левом нижнем углу можно разглядеть лису, свернувшуюся клубком. Лиса – традиционный символ хитрости и обмана. В религиозной картине мира она могла быть олицетворением грешника, еретика и даже самого дьявола. По-видимому, лиса спит после плотного ужина: неподалёку от неё валяются крыло и голова петуха. Петух – эмблема хвастовства, чванства и гордыни, впрочем, в нашем случае все эти пороки бесславно повержены.
Если провести вертикальную линию от сердца Иеронима вниз, можно увидеть утку на болоте. Она во времена Босха считалась «низкой птицей», поскольку «ныряет в грязь по самые глаза», и значит, могла олицетворять человеческое сердце, подверженное нечистым помыслам.
Сидящая на сухом суку сова – излюбленный образ Босха – может символизировать душу в ловушке материи, а может быть и посланником дьявола, его ночным соглядатаем. Сова – всегда хищник в поисках добычи. Возможно, такой добычей вскорости станет дрозд (символ невинности), сидящий высоко на ветке, или его самка, высиживающая яйцо в гнезде. Как видим, птицы у Босха нередко используются для того, чтобы делегировать им человеческие пороки и добродетели.
Фоновый пейзажПейзаж на заднем плане напоминает виды Северного Брабанта, родины Босха. В сравнении с тёмным передним планом, исполненным тревоги и хаоса, пейзаж с убегающими вдаль холмами, водной гладью и церковью выглядит вполне умиротворённым. Некоторые специалисты по Босху полагают, что художник мог быть знаком с таким открытием своего итальянского современника
Леонардо да Винчи, как сфумато – передача световоздушной среды с помощью легкого размывания контуров предметов.
В творчестве Босха есть и еще одно, менее известное изображение св. Иеронима – это центральная часть чрезвычайно плохо сохранившегося триптиха
«Святые отшельники» (Палаццо Дукале, Дворец Дожей, Венеция).
Автор: Анна Вчерашняя