Сразу трём неожиданным открытиям могут порадоваться поклонники старых мастеров. Всемирная коллекция произведений Иеронима Босха пополнилась ещё одной работой. В США выставлена ранее неизвестная скульптура Донателло. А реставраторы британской Королевской коллекции в буквальном смысле нашли «сюрприз в кустах» на картине Исаака ван Остаде из коллекции королевы Елизаветы II.
Экстраординарное открытие сделали сотрудники проекта «Исследование и сохранение творчества Босха». Рисунок, который ранее приписывали ученику художника, теперь признан собственноручной работой мастера. Таким образом учёные хоть немного подсластили горечь от «дисквалификации» двух картин живописца — «Несения креста» и «Семи смертных грехов».
Иероним Босх, «Адский пейзаж». Частная коллекция
На рисунке изображена преисподняя, заполненная фантастическими монстрами и дьявольскими животными. В центре композиции потерянные души попадают в большую рыболовную сеть и дальше — через некое водяное колесо — в пасть адского чудовища. Рядом дракон отрыгивает грешников в кипящий котёл, голые нечестивцы сидят на острие ножа, а бочкообразная тварь с ногами везёт на себе отвратительное существо в шлеме.
Подобные сцены можно увидеть, например, на триптихах «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд».
Рисунок более десяти лет хранится в частной коллекции. Теперь он станет экспонатом грандиозной экспозиции, посвящённой 500-летию со дня смерти голландского художника. Она откроется в родном городе Босха Хертогенбосе 13 февраля 2016 года.
А искусствовед Эндрю Баттерфилд объявил об открытии редкой скульптуры Донателло XV века. Этот художник эпохи Возрождения произвёл настоящую революцию в европейском искусстве, начав изображать фигуры в движении, а не статичными, как его предшественники.
В эпоху Возрождения фигура путти начала символизировать невидимую силу, например, любовь или музыку. Фото: Maggie Nimkin Photography
Найденная статуэтка никогда раньше не выставлялась на публике. Это так называемый «spiritello» или «маленький дух», один из ранних примеров преобразований, которые внёс Донателло. Скульптор сделал эту работу в 1430-х. Вероятно, херувимчик был частью архитектурного ансамбля, украшавшего интерьер, — ризницу в церкви или зал во дворце. По всем признакам, как минимум пара таких путти танцевали или летали в верхней части помещения, поддерживая гирлянды или гербовые щиты.
Сейчас скульптура эффектно представлена в экспозиции одной работы под названием «Донателло в движении: вновь открытый spiritello» в галерее Моретти в Нью-Йорке.
Деревенская ярмарка с церковью позади
1643, 60.8×79.4 см
Ещё одно неожиданное открытие сделали реставраторы, очистив картину XVII века из коллекции королевы Елизаветы II. В правом нижнем углу полотна, написанного в 1643 году голландцем Исааком ван Остаде, они обнаружили куст, явно не принадлежащий оригинальной работе. Удалив его, они увидели… человека на корточках, спустившего штаны — занятие житейское, и совершенно недвусмысленное.
Картина с изображением деревенской ярмарки была куплена будущим королём Георгом IV и висела в Букингемском дворце с 1810 года. А цензуре она подверглась, как полагают, в 1903 году — при короле Эдуарде VII.
Голландские художники часто изображали людей или животных, отвечающих на зов природы. Мастера делали это в шутку и, частично, чтобы напомнить зрителям, что слово «натура» было ключевым в их искусстве.
Слева: эта фигура на полотне более ста лет была скрыта за кустом
Поэтому теперь, когда «сортирный юмор» ван Остаде раскрылся, название картины «Деревенская ярмарка с церковью позади» обрело новое значение.
По материалам artdaily.com и smithsonianmag.com