Рисунок Босха
«Слышащий лес и зрячее поле» – жемчужина берлинского Гравюрного кабинета (Kupferstichkabinett), крупнейшего собрания графики в Германии. В этом небольшом (20,2 х 12,7 см) изображении сконцентрированы многие важнейшие символы образной системы Босха: лес, сухое полое дерево с дуплом и притаившейся в нём совой, птицы, уши.
Технические моменты
«Слышащий лес и зрячее поле» выполнен гусиным пером. В качестве красящего агента использована не тушь, а бистр – коричневый водорастворимый пигмент, который получают из вываренной сажи обугленного бука или другого смолистого дерева. Считается, что до Босха гусиное перо в Нидерландах не использовал практически никто. Босх стал в этой области первопроходцем, заложил новую традицию и расширил технический арсенал художников: позднее гусиным пером будут работать другие великие нидерландские мастера – Брейгель, Рембрандт. Само становление рисунка, интуитивного эскиза как самостоятельного жанра в европейском искусстве также связывают с именем Иеронима Босха.
Рисунки Босха, сделанные им, по-видимому, не для публики, а для себя (отчего иногда их называют «интимными»), раскрывают в художнике виртуоза и, как ни странно, куда более изощрённого рисовальщика, чем некоторые из его картин.
Смысловые компоненты
«Слышащий лес и зрячее поле» занимает среди рисунков, с достаточной долей уверенности атрибутируемых Босху, особое место. Это, по словам исследователя Льва Дьякова, не что иное, как
«аллегорическое провозглашение творческой программы Босха». Ученый пишет:
«Лес – намёк на его имя, а надпись вверху гласит: «Несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового». И одновременно рисунок – это иллюстрация к старой нидерландской поговорке:
«Поля имеют глаза, а лес – уши, и я услышу, если буду молчать и слушать».
Не намекает ли художник на медитацию, к которой часто прибегал?»
Лес. Во времена позднего Средневековья символизировал всё таинственное, непознанное и загадочное. Бессчётные богатства, сокрытые в его тёмных чащах, притягивают пытливых искателей приключений и в то же время грозят неведомыми опасностями. В этом смысле лес становится метафорой жизненного пути. Интересно, что Хертогенбос – название города, в котором Босх родился и провёл всю жизнь, – переводится как «герцогский лес». Псевдоним одного из самых загадочных художников, производный от названия города, и означает «Лес».
Полое дерево. Это образ для Босха – один из ключевых. Например, в правой створке «Сада земных наслаждений»
полое дерево являет собой туловище так называемого «меланхолического чудовища» (возможного автопортрета Босха); в мадридском
«Искушении святого Антония» праведник изображён сидящим в прогнившем древесном стволе, а в одноимённом триптихе из Лиссабона из трухлявой древесной сердцевины
появляется обнажённая дьяволица, искушающая святого Антония. Полое дерево – символ безверия, греха и смерти; эмблема существования, лишённого смыслообразующей сердцевины, пустого и бессмысленного.
Сова – также частый персонаж босховских работ (см.:
«Корабль дураков»,
«Сад земных наслаждений» и др.). Сова амбивалентна. В античной традиции она символизировала мудрость, однако в средневековой семиотике ночная птица и к тому же хищница – символ зла и греха.
Птицы, скорее всего, являются олицетворением пороков. Например, удода во времена Босха считали
«греховнее, чем сам дьявол», поскольку имеет великолепное оперение, но питается испражнениями. Птицы – от воронов до воробьёв – часто ассоциировались с орудием дьявольских сил. Дьявол –
«князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), а это означает, что всё обитающее в воздухе связано с миром демонов или служит их обличением. Отсюда – представление о причастности птиц к демоническим силам, подкреплённое Апокалипсисом (где Ангел собирает птиц
«на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» – Откр.19:17-18)», – отмечает Александр Махов в словаре «Категории и образы средневековой христианской демонологии».
Автономные уши, не принадлежащие определённому телу, появляются также в «Саде земных наслаждений», где рядом с ними фигурирует нож. Возможно, они связаны с утверждением Христа «Имеющий уши слышать да слышит». Отрезанные уши у Босха, таким образом, – наказание за то, что органы, предназначенные для слышания и восприятия истины, продолжали оставаться глухими и невосприимчивыми к божественному слову. Ухо, как вместилище истины, могло также отождествляться с человеческой душой – возможно, поэтому ушные раковины с рисунка Босха напоминают человеческое эмбрионы.
Глаз, истолковываемый как всевидящее око, также встречается в картине
«7 смертных грехов и 4 последние вещи», где мысль о тотальном божественном всеведении подкреплена надписью на латыни Cave cave Deus videt –
«Берегись, берегись – Бог тебя видит!».
Оленёнок, изображенный на рисунке Босха у корней дерева, – символ праведности. В Книге псалмов олень, устремившийся к водным потокам, обозначал праведника, настойчиво ищущего Бога, позднее олень однозначно ассоциировался с Иисусом Христом.
Кроме «Слышащего леса и зрячего поля» (кстати, рисунки имеются и
на обратной стороне листа), берлинский Гравюрный кабинет является обладателем еще трёх рисунков Босха:
«Два монстра»,
«Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон» и
«Наброски монстров».
Автор: Анна Вчерашняя