Регистрация

Две кочующие выставки и парадокс венецианских рисунков: арт-обзор недели

Мне нравится5       0  
Соскучились по Сурбарану? Давно не видели искажённые пространства Эшера? Хотите узнать, в чём парадокс сочетания слов «рисунок» и «Венеция»? Об этом — в нашем свежем арт-обзоре.

Сурбаран в Кунстпаласте

Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск Ассизский


Музей Кунстпаласт принял эстафету от Музея Тиссена-Борнемиссы: в Дюссельдорф из Мадрида переехала выставка картин гения Золотого века испанской живописи Франсиско де Сурбарана. Экспозиция под названием «Сурбаран: Мастер деталей» предлагает свежую оценку творчества этого художника XVII века.


Слева: Франсиско де Сурбаран, «Святой Франциск Ассизский» (1640). Музей Кунстпаласт

На выставке представлены в общей сложности 63 работы, в основном большого формата. Экспозиция расположилась сразу в семи залах. Среди произведений — картины, которые ещё ни разу не выставлялись в Испании, и те, что были идентифицированы как полотна Сурбарана с 1988 года.
Иллюстрация выше: предполагаемый автопортрет Сурбарана в виде апостола Луки
Две галереи отведены натюрмортам и произведениям художников из мастерской Сурбарана, в том числе — его сына Хуана, талантливого мастера, чьи великолепные изображения фруктов и цветы были недавно заново открыты и теперь высоко ценятся.
Эвелин Хофер, «Поклонение Сурбарану (Натюрморт № 6)» (1997), Нью-Йорк
Франсиско де Сурбаран (1598 — 1664) считается одним из новаторов своего времени. Сочетания геометрических, бескомпромиссных форм, крупные участки в сдержанной цветовой гамме, сакральная вселенная, переданная на его полотнах, — всё это позволяет проводить параллели между манерой испанца и некоторыми стилями XX века, от кубизма до метафизической живописи.
Франсиско де Сурбаран. Святой Серапион
Франсиско де Сурбаран. Святой Франциск во время молитвы
  • Франсиско де Сурбаран, «Святой Серапион»
  • Франсиско де Сурбаран, «Покаяние св. Франциска»
В картинах Сурбарана лучше всего выражены религиозные чувства, для его произведений характерен тонкий синтез мистики и реализма. Оригинальный стиль Сурбарана характеризуется тенебристским подходом к свету, статическими композициями и скрупулёзной детализацией изображаемых предметов.
Франсиско де Сурбаран. Святая Касильда Сарацинка


Монументальные, исполненные достоинства скульптурные фигуры художник подчёркивает сильным светом, что передаёт непоколебимую веру изображённых персонажей. Наибольший интерес представляет серия женщин-святых, которых Сурбаран писал в совершенно новаторской манере: в одиночку, одетыми в богатые, искусно сшитые одежды, с очень красивыми лицами и выразительными глазами.



Слева: Франсиско де Сурбаран, «Святая Касильда» (1635). Музей Тиссена-Борнемисы

Франсиско де Сурбаран. Святая Матильда
Франсиско де Сурбаран
XVII век, 173×103 см
Франсиско де Сурбаран. Святая Энграция
Франсиско де Сурбаран
XVII век, 173×103 см
Франсиско де Сурбаран. Святая Барбара
Франсиско де Сурбаран
XVII век, 173×103 см
Франсиско де Сурбаран. Святая Инесса
Франсиско де Сурбаран
1660
Выставка «Сурбаран: Мастер деталей» в Дюссельдорфе продлится до 31 января 2016 года.

Эшер в Далидже

Ещё одна уникальная выставка перекочевала — на этот раз из Шотландской национальной галереи современного искусства в картинную галерею Далиджа. «Удивительный мир М. К. Эшера» — первая в Великобритании ретроспектива великого голландского мастера иллюзий и парадокса.
Мауриц Корнелис Эшер. Рука с отражающей сферой


Эшер — автор некоторых наиболее популярных образов в современном искусстве. Его имя мгновенно вызывает в памяти рисунки руки, рисующей руку, невозможных лестниц и искажённые в зеркальных сферах автопортреты. Его работы на протяжении многих лет являются частью нашего визуального языка — они украшают спальни подростков и обложки музыкальных альбомов.


Слева: Мауриц Корнелис Эшер, «Рука с отражающей сферой»

В экспозицию вошли более ста рисунков и литографий, а также ранее не публиковавшиеся материалы из коллекции Муниципального музея в Гааге. Расположенные в хронологическом порядке, они охватывают всю карьеру Эшера.
Мауриц Корнелис Эшер. Натюрморт с зеркалом
«Натюрморт с зеркалом» (1934), возможно, первая сюрреалистическая иллюзия, использованная Эшером
Одним из моментов, сформировавших стиль Эшера, стало посещение дворца XIV века в испанской Гранаде в 1936 году. Там художник пришёл в восторг от мавританской крепости с мозаичными стенами. Он придумал термин «регулярное деление плоскости», который описывал его мозаичную технику, позволявшей мастеру выразить вечность и бесконечность в отдельной работе.

На протяжении десятилетий работы Эшера повсеместно проникли в массовую культуру. Его картины украшали обложки альбомов (британская группа Mott The Hoople), его концепции использовались как в классических («Лабиринт», 1986), так и современных («Начало», 2010) фильмах. Почести художнику оказывают телевизионщики («Симпсоны», «Гриффины») и разработчики игровых приложений.

Иллюстрация выше: обложка альбома Mott The Hoople, 1969
Тем не менее, Эшер не всегда радовался использованию своих изображений. Например, он отказал Мику Джаггеру, когда тот попросил разработать обложку альбома для Rolling Stones.
Выставка «Удивительный мир М. К. Эшера» в галерее Далиджа продлится до 17 января 2016 года.

Венецианцы у Ашмола

Венецианское искусство давно и прочно ассоциируется с яркими цветами и свободными мазками, а вот рисунки были вычеркнуты из истории. Выставка «От Тициана до Каналетто: Рисунки из Венеции» акцентируется на значимости эскизов в художественной жизни города на воде. В Музее Ашмола собраны более ста работ Беллини, Тициана, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто и других мастеров.
Витторе Карпаччо. Женская голова
Тициан Вечеллио. Портрет девушки
  • Витторе Карпаччо, «Женская голова». Музей Ашмола
  • Тициан Вечеллио, «Портрет девушки». Галерея Уффици
Словосочетание «венецианские рисунки» кажется оксюмороном. Амбиции местных художников были заключены в живописи, наброскам же значение не предавалось. Мысль о том, что венецианские живописцы не делали предварительные эскизы, впервые озвучил Джорджо Вазари в 1568 году. Позднее эту идею подхватил Джошуа Рейнольдс, уверенно утверждавший, что художники приступали к работе сразу кистями на холсте.
Джованни Баттиста Пьяцетта. Портрет юноши

Выставка «От Тициана до Каналетто» охватывает три с половиной столетия — от примерно 1500 года до основания первой академии искусств в Венеции в 1750 году. В центре экспозиции — вопросы ценности и сохраняемости рисунков: тот факт, что до нас дошло мало работ Тициана означает ли, что он не рисовал? Почему многие венецианские рисунки считались недостойными коллекционирования?

Иллюстрация выше: Джованни Баттиста Пьяцетта, «Портрет юноши»
Публика может любоваться шедеврами Карпаччо, Бассано, Тициана и Тинторетто, а также высококачественными работами малоизвестных художников XVII века. Рисунки Тьеполо из коллекции Уффици соседствуют с работами художника из собрания Музея Ашмола. Эскизы венецианских художников из ранних британских коллекций выставлены рядом с набросками, датируемыми XVIII веком, а также экстраординарным «Мужским портретом» Джованни Беллини.
Выставка «От Тициана до Каналетто: Рисунки из Венеции» закроется 10 января 2016 года.
По материалам artdaily.com, smkp. de, dulwichpicturegallery.org.uk и ashmolean.org
КомментироватьКомментарии
HELP