Регистрация
Джорджо Вазари
Джорджо
 Вазари
Италия 1511−1574
Подписаться16                
Подписаться16                
Биография и информация
 
Парадоксально, но Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), написавший знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», сам себя осознавал не литератором, а художником: «Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной».

Учителем и другом Вазари был великий Микеланджело. Заказчиками — правители Флоренции и сменявшие друг друга римские Папы. И как художник, и как писатель Вазари был необычайно удачлив и чрезвычайно плодовит.

Родился Вазари 30 июля 1511 года в городе Ареццо, в Тоскане. В семье, которая из поколения в поколение занималась гончарным делом. Нет ничего удивительного, что отец рано заметил, как хорошо рисует его старший сын Джорджо, и всячески его поощрял: и рисунок, и живопись, и гончарное, и ювелирное дело — всё это воспринималось как вещи одного порядка, ремесленного. Интересно, что именно Вазари своими «Жизнеописаниями» окончательно закрепит переход живописи из статуса ремесла в ранг искусства. Ну, а само прозвище «Vasari», со временем превратившееся в фамилию, означает «гончар», «горшёчник». Такая вот ирония судьбы.

В 12 лет Вазари впервые попадает во Флоренцию, в школу Андреа дель Сарто. Там он получает универсальное гуманитарное образование, а пластические искусства ему преподает Микеланджело Буонарроти. Они будут общаться и в дальнейшем: Вазари станет постоянно искать советов Микеланджело при выполнении своих архитектурных проектов, последний навсегда останется для ученика не только вершиной ренессансного искусства (о чем с большим чувством говорится в «Жизнеописаниях»), но и просто идеалом человека. А памятник Микеланджело станет одной из известнейших работ Вазари-художника.

Ранняя смерть отца переложила на плечи Джорджо заботу о младших Вазари — двух братьях и трех сёстрах. В XVI веке существовало всего два источника доходов для художника. Первый — заказы от соборов и монастырей. Второй — патронат влиятельного синьора. И обе возможности Вазари использовал сполна.

Кардинал Ипполито Медичи, проезжая через Ареццо, забрал юного Вазари, подвизавшегося на росписях местных церквей, в Рим и дал ему необременительную работу. Начинающих художников, молодых да ранних, при дворе Ипполито было множество. Глядя, как легко они идут вгору, добиваясь ошеломительных успехов, Вазари вдруг понял о себе, что чертовски честолюбив. К счастью, честолюбие не уступало его трудоспособности. С товарищем Франческо Сальвиати они с утра до ночи зарисовывали древние и новые произведения искусства в разных концах Рима. А чтобы сэкономить время, ночами копировали друг у друга то, что успели зарисовать за день. Потом Вазари будет вспоминать, что не осталось в Риме ни единого незарисованного шедевра и они с Сальвиати были настолько поглощены этим занятием, что «чаще всего закусывали не иначе как стоя».

Скоро Вазари удалось угодить своему патрону. Медичи заказал ему изобразить в натуральную величину Венеру и граций, занятых туалетом богини. Вазари на этом не остановился — он стал фантазировать и изобретать новых персонажей: «Я в числе прочего вздумал изобразить на ней сладострастного сатира, который, спрятавшись за какие-то кустики, веселился и наслаждался при виде голой Венеры и голых граций, это так понравилось кардиналу, что, одев меня с иголочки, он приказал мне написать на картине еще большего размера, но тоже маслом, сражение сатиров в окружении фавнов, сильванов и путтов так, чтобы получилось нечто вроде вакханалии».

Конечно, всё это весьма специфическим образом характеризует вкусы кардинала. Но и о творческом методе Вазари тоже многое говорит: в дальнейшем он всегда будет предпочитать композиции многофигурные и несколько избыточные. И, кстати, признается, что никогда не любил писать портреты. А античная Венера останется с Вазари навсегда: он умудрится поместить её даже рядом с христианским аскетом Иеронимом.
Но и в Риме Вазари не задержался. Кляня местный климат и уверяя, что даже слёг от римской жары, возвратился в Ареццо. А уже оттуда направился во Флоренцию. Там его берёт под свое крыло Оттавиано деи Медичи, заменивший ему отца.

Получив первые серьёзные деньги, Вазари займётся устройством судьбы сестёр: одну отдаст замуж, а вторую — в монастырь, снабдив в качестве приданого собственными работами на религиозные темы.

Одна из ранних сохранившихся работ художника — портрет младшего из Медичи, Алессандро. Он вышел похожим, но Вазари чуть не лишился рассудка, пытаясь достоверно передать блики и блеск доспехов Алессандро. Вконец отчаявшись, он призвал на помощь одного из художников, кого очень уважал, — Якопо Понтормо. Тот сжалился над Вазари и объяснил: «Сын мой, блеск на картине никогда не будет казаться тебе настоящим, пока рядом сияют на солнце настоящие доспехи. Убери их с глаз, и сразу поймёшь, что твоё изображение не так уж плохо!»

Несмотря на налёт цивилизации и культуры, острые вопросы в Италии по-прежнему решались с помощью кинжала или яда. В 1537-м в результате заговора гибнет Алессандро Медичи. Потерявший покровителя Вазари понимает, что рассчитывать следует только на себя. Но он уже успел сделать себе имя и заказы из разных уголков Италии стекаются к нему рекой.

Коммуникабельность, покладистый характер и умение угодить сильным мира сего очень быстро выдвигают Вазари в число первых итальянских художников, назло многочисленным конкурентам — не исключено, что более одарённым, но гораздо менее удачливым.

«Я имел много соперников и желание завоевать себе имя», — комментирует мотивы своих поступков Вазари.

Привечают его во многих частях Италии — от Болоньи до Флоренции и от Тосканы до Рима. Особняком стоит разве что Венеция и её корифей Тициан, чьё творчество навсегда останется Вазари чуждым. Венеция ценит исключительно колорит, художники здесь часто пренебрегают рисунком. А для Вазари рисунок — сердце искусства, его основа основ. В год смерти Микеланджело Вазари станет одним из основателей Академии рисунка — прообраза нынешних европейских художественных академий.

Получая многочисленные предложения работы (расписать алтарь, декорировать трапезную, оформить убранство богатого дома и т. п.), Вазари всё время кочует с места на место и везде находит друзей, почитателей и, главное, влиятельных патронов. Об этих поездках, заказчиках и даже размерах гонораров («за это я получил 300 скудо золотом») он подробнейше отчитывается в главе «Жизнеописаний», посвящённой себе самому.

Ему удивительно везло с покровителями. Например, будущий папа Юлий, еще будучи кардиналом, уведомил Вазари: «Джорджо, я предчувствую, что со дня на день буду избран Папой. Как только услышите об этом — немедленно отправляйтесь в Рим».

Но и сам Вазари верноподданным был что надо — честным и благодарным. Вот уже скоро пять столетий, как его не перестают ругать за те самоуничижительные челобитные и высочайшие восхваления, которые он шлёт Козимо Медичи во введении к «Жизнеописаниям».

Для папы Юлия Вазари стал разрабатывать проект его резиденции — виллы Джулия (сейчас там размещается Музей этрусского искусства), но через некоторое время настолько устал от постоянно меняющихся причуд святейшего, что передоверил дело другим.

Был и еще способ для художника выразить признательность патрону. Если средние века помещали на картину или икону персонажей Писания, то Возрождение предложило смелую пиар-технологию: в сюжет, взятый из Библии, свободно «монтировались» современные герои — так, как будто именно им, этим незаурядным людям, выпала честь поучаствовать в Священной Истории. Однажды Вазари пригласили в Болонью для росписи одного из храмов. Его просят изобразить св. Григория в момент, когда тот трапезничает с нищими и вдруг узнаёт среди них Христа. Вазари берётся за работу: святого (который, на счастье, жил намного раньше) рисует в обличье своего покойного покровителя Папы Климента VII. Другому благодетелю Вазари, герцогу Алессандро, тоже находится место на фреске. Основание? Да просто «в память о благодеяниях и милостях, которые я от него получил», пояснял художник.

Когда Вазари разбогател и благополучно устроил всех своих родственников, он купил для себя в Ареццо большое поместье. А дом расписал в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. На каждой из стен он изобразил итальянские города, где ему случалось работать. Каждый город подносил аретинцу ту или иную дань. Вазари был искренне уверен, что своим искусством в каждом из этих городов «разбудил местные таланты». Впрочем, возможно, он просто ублажал своё непомерное честолюбие.

И всё же едва ли его живописное творчество пережило бы собственную эпоху, а имя стало столь широко известным за пределами Италии, если бы в середине 1640-х годов Вазари волею случая не взялся бы за «Жизнеописания». Как и при каких обстоятельствах это произошло и к чему привело, можно прочитать здесь.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Alyona Sysorova
+3

Лента
Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного  Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного  Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 30 работ
Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного
2
Портрет Лоренцо Медичи Великолепного
1530-е , 72×90 см
Джорджо Вазари. Снятие с Креста
4
Снятие с Креста
1540, 210×311 см
Джорджо Вазари. Искушение Святого Иеронима
0
Искушение Святого Иеронима
1541, 123×169 см
Джорджо Вазари. Триумф Вакха
1
Триумф Вакха
1560-е , 137×171 см
Джорджо Вазари. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (копия 16 в. с оригинала Вазари)
0
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (копия 16 в. с оригинала Вазари)
XVI век, 72.5×97 см
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда, фрагмент с кораллом, рождающимся из крови Медузы
0
Персей и Андромеда, фрагмент с кораллом, рождающимся из крови Медузы
1570
Джорджо Вазари. Пророк Елисей
0
Пророк Елисей
1566, 29×40 см
Джорджо Вазари. Благовещение
1
Благовещение
1574, 166×216 см
Джорджо Вазари. Автопортрет
0
Автопортрет
1567, 101×80 см
Посмотреть все 30 работ художника
HELP